Место и роль нотариата в реализации норм гражданского права в России
Реализация гражданского права опирается на автономный, самовозобновляемый и саморегулируемый механизм поведения, главной движущей силой которого являются индивидуальные интересы адресата нормы. При всей популярности в современной России идеи возврата к прежнему дихотомическому делению системы права на частное и публичное важно учитывать, что вместе с этой идеей к нам возвращаются и все те трудности, которые сопровождали ее применение в теории и на практике[38]. Тем не менее современная российская юридическая наука, а цивилистическая наука в особенности, неуклонно придерживаются этой классификации деление права на частное и публичное, признавая, впрочем, подвижность границ между частным и публичным в праве6, но оправдывая неизменность самого принципа торжеством его в современной практике отсутствием убедительных контраргументов в теории и даже ссылкой на интуицию[39]. Сегодня, ориентируясь в движении к будущему российскому правопорядку, мы и расширяем границы национальной правовой действительности, и включая в нее слой из норм и принципов международного права. При этом состав и структура среднего слоя пока только обозначаются. Можно считать, что отсюда при определении границ частного права в теории и особенно нотариальной практике сегодня было бы более разумно прибегать к критерию частного интереса, признанного правовой нормой вне зависимости от формальной отраслевой принадлежности самой нормы и даже вне зависимости от ее «топологии» в системе действующего законодательства. Тем самым мы признаем, что готовы иметь дело с любой мерой индивидуальной свободы (в пределах системы законодательства нотариата) и обозначаем общие границы предмета нотариальных действий.
При данных условиях решающим инструментом, способным обеспечивать свободу экономической деятельности, является государственная власть. Место нотариата в механизме реализации частного права определяется, во-первых, функцией оптимизации этого механизма; во-вторых, функцией силовой поддержки этого механизма; в-третьих, задачей восстановления этого механизма. Из всех форм правового регулирования нотариально релевантной представляется реализация правовых норм путем соблюдения, исполнения, использования и применения. В зависимости от типа юридической нормы различают следующие виды реализации: . общих установлений, содержащихся в преамбулах законов, в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности; . общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию вне правоотношений; . конкретных правовых норм в конкретных правоотношениях. Реализация с содержательной стороны зависит отспецифики содержания реализуемой нормы. Соблюдением, представляющим собой пассивную форму реализации права, суть которой заключается в воздержании отсовершения определенных действий, реализуются правовые запреты (ст. 6 Основ). Исполнение,в противоположность этому, требует активных действий, связанных с реализацией предписаний императивного характера, уполномочивающих и обязывающих. Поэтому как исполнение характеризуются основные нотариальные действия, составляющие содержание публичных обязанностей нотариуса перед клиентом: отпроверки личности обратившегося до выдачи ему документа, подтверждающего факт совершения нотариального действия. Использованиепредставляет собой форму реализации, адресующуюся к управомочивающим (правонаделяющим) нормам и допускающую как возможность выбора вариантов поведения, так и широкого усмотрения в реализации избранного варианта. Использование - не типичная форма реализации права для нотариусов, относимых к категории должностных лиц. Но все же исключать его из механизма нотариальной правореализации нельзя. Оно относится к видам деятельности, носящей в основном вспомогательный либо случайный характер (хозяйственная, научно-педагогическая и т.п.). На использование в целом рассчитана, например, норма ст. 8 Основ, предоставляющая частному нотариусу право выбора кредитного учреждения при открытии счета и определении количества необходимых банковских счетов; найма и увольнения работников; распоряжения полученным доходом.
Правоприменение отличается субъектным составом: реализация правовой нормы осуществляется властным актом лица, не являющегося адресатом применяемой нормы (применение есть правореализационный акт третьего лица). Применение права всегда организуется как процедура исполнения и соблюдения целой совокупности специальных норм, регулирующих деятельность по применению нормы права (применение поэтому - комплексная реализация нормы). Применение права есть, наконец, властная деятельность, поскольку воля адресатов нормы выступает по отношению к ней как объект принудительного воздействия. Применение выступает в широком смысле как способ государственно-властной организации правоотношений, но определяется оно в основном факторами двоякого рода: негативным (нарушение правопорядка, требующее адекватной реакции государства) и позитивным (необходимость властного контроля за реализацией нормы адресатом)[40]. Условиями «включения» правоприменительного механизма, следовательно, могут быть следующие типичные ситуации: а) юридический конфликт, препятствующий нормальной реализации нормы либо требующий применения мер принудительного воздействия к нарушителю нормы; б) потребность в публичном установлении юридического факта для осуществления связанного с ним права (обязанности); в) необходимость публичной проверки действий адресатов норм по реализации их предписаний, законности приобретения прав и возложения обязанностей. Отсюда применение права может характеризоваться как «властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации при надлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом».
В структуре правоприменительного механизма российскому нотариату отведено место звена, призванного к публичному удостоверению (подтверждению и закреплению) юридических фактов и обеспечению содействия адресатам частноправовых норм в осуществлении (использовании, исполнении и соблюдении) их предписаний. В случаях же, прямо предусмотренных законом, на него возлагается также задача властного контроля за такой деятельностью. В механизме правового регулирования нотариат можно отнести к числу звеньев, реализующих функции текущего публичного контроля за действиями лиц в частных интересах. Нотариат выполняет эту функцию прежде всего путем проверки законности совершаемых сделок и других юридически значимых действий, в том числе дееспособности лиц, обращающихся за совершением нотариальных действий (п. 3 ст. 160, ст. 163 ГК РФ)33. Предмет деятельности нотариата во всем мире - оборот частных прав в широком смысле. Но в этой необъятной и неоднородной среде нотариату отводится роль по выполнению юридической поддержки, помощи, юридических услуг, результатом которых выступают определенность, достоверность, бесспорность и бесповоротность, добросовестность и законность совершаемых частноправовых актов и приобретаемых (изменяемых и прекращаемых) частных прав. Основное средство, используемое при этом нотариатом, - юридическая техника частноправовых отношений. Однако это не означает, что данная техника (оформление гражданских прав) и есть предмет нотариальной деятельности. Деятельность же нотариата обращена к гражданскому обороту в сфере бесспорной юрисдикции. И хотя нотариальные акты имеют особую доказательственную силу, что по справедливому утверждению В.В. Яркова, прямо отражается в последствиях несоблюдения нотариальной формы сделки в соответствии со ст. 165 ГК РФ 35, делать из этого вывод о том, что нотариус «работает в сфере доказательственного права», нельзя[41]. Само собой разумеется, что никаких юридических конфликтов нотариат не разрешает, как не применяет никаких мер воздействия к лицам, допускающим нарушение требований правовых норм. По вопросам о природе правового статуса нотариата, его месте в механизме правового регулирования и правоприменения, и правилах совершения нотариальных действий в реализации положений норм материального права, не существует единства мнений. И все же можно уверенностью говорить, что нотариат и нотариусы в странах латинского нотариата признаются субъектами, по крайней мере, осуществляющими функции публичной власти. Впрочем, это не мешает попыткам дистанцировать систему частного нотариата от государственного аппарата, всегда ориентирующегося на текущую правовую политику[42].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|