Нотариальная деятельность и деятельность предпринимательская
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Для полноты характеристики еще один аспект нотариальной деятельности заслуживает рассмотрения, это соотношение ее с деятельностью предпринимательской. Но этим самым не ставиться под сомнение известную позицию Конституционного Суда РФ, ограничившего действие нормы п. 2 ст. 11 НК РФ в части отнесения частных нотариусов к категории индивидуальных предпринимателей пределами данного нормативного акта[67]. Тем более, что и Основы (ст. 1) всегда указывали на то, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Правда, редакция этой нормы отдает сильнейшим противоречием, поскольку прибыль, как известно, есть результат экономической деятельности, преимущественно, но не исключительно предпринимательской. Да и цель извлечения прибыли может преследовать любое лицо, не обязательно занимающееся предпринимательской деятельностью. Не поможет нам в этом отношении ист. 2 ГК РФ, поскольку единственный надежно контролируемый и формализуемый признак предпринимательской деятельности в ней - это государственная регистрация ее субъекта в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Проблема точной квалификации и законодательной дефиниции предпринимательской деятельности настолько сложна и объемна, что я охотно предоставляю ее решение тем, кого она занимает профессионально - специалистам в области гражданского и предпринимательского права. Здесь необходимо обратить внимание на то, что декларации о непредпринимательском характере нотариальной деятельности еще не препятствуют сами по себе превращению ее в предпринимательскую. И дело не только в нарушениях нотариусами своих обязанностей по взиманию тарифа и платы за услуги, укрывательстве налогов и ведении черных реестров. Не менее важно, оказывается, определить границы, в которых нотариальная деятельность сохраняет свой непредпринимательский характер. В Евросоюзе, например, действует норма, в соответствии с которой в той части, в какой нотариусы заняты исполнением своих публичных обязанностей, подпадающих под действие ст. 45 Договора о Европейском сообществе, европейское конкурентное право на них не распространяется. Но если нотариусы начинают заниматься другими видами деятельности, то они в зависимости от конкретных обстоятельств могут рассматриваться в качестве предпринимателей, подпадающих под действие норм европейского конкурентного права.
Сегодня для России эта норма не актуальна, поскольку наше законодательство прямо запрещает российскому нотариусу заниматься какими-либо видами деятельности, за исключением нотариальной, научной и преподавательской. Но возможно, что эти ограничения, во-первых, не вечны, а, во-вторых, как показывает мировая, а в том числе и европейская практика, чрезмерны. Отсюда следует, что при совершенствовании законодательного регулирования нотариальной деятельности в России данное обстоятельство необходимо учитывать. Заключение
Подводя итоги курсовой работы, следует еще раз остановить внимание на то, что роль нотариата исторически объективно предопределила постепенное расширение его функций - от ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования документов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел. Институт нотариата, изначально обладая характером относительно независимой, автономной от государства профессиональной корпорации, имеющей органы нотариального самоуправления, зародился и развивался в тесном взаимодействии с публичной властью, государством, судебной властью. Нотариусы назначались на должность государством, находились на государственной службе.
Государство осуществляло контроль за осуществлением нотариальной деятельности и придавало нотариальным документам официальный характер. Роль нотариата исторически объективно предопределила постепенное расширение его функций - от ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования документов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел. Нотариат можно определить как институт гражданского общества, представляющий собой самоуправляющееся профессиональное сообщество нотариусов, наделенный в лице нотариусов властными полномочиями и осуществляющий от имени РФ публичную деятельность по реализации функции государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий на принципах профессионализма, беспристрастности и независимости. Институт нотариата, обеспечивая защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, выполняет функцию по реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Эта функция осуществляется нотариатом посредством нотариальной деятельности, в том числе при совершении нотариусами установленных законодательством нотариальных действий. Оказание нотариатом квалифицированной юридической помощи состоит в обеспечении нотариусами условий для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав граждан и юридических лиц; содействии беспрепятственной и эффективной реализации имеющихся прав и обязанностей субъектами правовых отношений. Нотариат выполняет определенные законом полномочия по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия делегированы ему государством и для их реализации нотариат в лице нотариусов наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени РФ.
Нотариат представляет собой уникальный институт с двойственной правовой природой, сочетающий в своей организации и деятельности принцип публичности с выражением и защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет и ярко выраженное частноправовое содержание. Определяющая тенденция в развитии нотариата в РФ должна выражаться в постепенном движении к единому нотариату, действующему в форме свободной профессии («латинскому нотариату»). Сохранение государственного нотариата противоречит правовой природе нотариата как института гражданского общества, не входящего в систему государственных органов, негативно отражается на принципах независимости и беспристрастности нотариусов и экономически нецелесообразно. Он организационно не входит в систему органов государственной власти, что позволяет определить его место в совокупности правовых явлений России как полноценного института гражданского общества, независимого от государства и действующего на принципах самоуправления. Нотариат может значительно разгрузить судебную систему, которая в РФ уже сильно загружена. К примеру, стороны - кредитор и должник - могут прийти к соглашению о своих обязательствах друг перед другом, а также о том, что их принудительная реализация допускается без обращения в суд; достоверность и законность соглашения удостоверяется независимым и компетентным лицом, действующим по поручению государства, - нотариусом. Наличие такого соглашения дает все основания предполагать отсутствие спора о праве, что делает излишней судебную процедуру. Институт нотариата выполняет публичную функцию в интересах не только частных лиц, но и общества и государства. Государство, будучи заинтересовано в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан, совершенно закономерно наделяет именно нотариусов обязанностями по реализации публичного интереса.
Определенные шаги в упрощении процессуального исполнения некоторых обязательств в РФ уже сделаны. Так, без обращения в суд допускается: взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их уплате (Семейный кодекс РФ, ст.7 Федерального закона "Об исполнительном производстве"); обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога (ст.349 ГК). Согласно статистике к началу 90-х годов в стране было 4500 государственных нотариусов, в 92-м - не более 600. К 94 году в Санкт-Петербурге было лишь четыре государственных нотариуса, а к 95-му - в Москве их осталось менее тридцати Проблемы становления Российского нотариата.//Юрист. 1996 г., №3,с.34.. К 98-му году 95% российских нотариусов были частными. В 99-му году в Москве и Московской области уже не осталось государственных нотариусов. С 1 января 99-го по 31 мая 2000 г. количество частных нотариусов увеличилось с 468 до 659 человек Нотариальный вестникъ.2000, №7, с.14.. С введением в действие Основ, нотариат стал соответствовать системе латинского нотариата, основанному на романо-германской системе права. Ещё в 1995 году РФ вошла в Международный союз латинского Нотариата (далее - МСЛН). МСЛН - международная неправительственная организация, начавшая действовать с 1948 года в Буэнос-Айресе по инициативе аргентинского нотариуса Жозу Хосе Адриан Негри. Целями этой организации являются взаимодействие и координация деятельности национальных нотариальных организаций, распространение принципов и идей латинского нотариата, инициатив по его совершенствованию и стабильности. В цели МСЛН также входит установление отношений с нотариатами на стадии их становления и с нотариусами стран, где отсутствует нотариальная организация, для сотрудничества в плане образования соответствующих структур и организаций, с нотариальными организациями, юридические системы которых, позволяют им принадлежать к латинскому Нотариату. Деятельность организации призвана помочь развитию нотариата и способствовать приданию единообразия законодательства о нотариате. В рамках МСЛН существуют различные Комиссии, которые осуществляют изучение деятельности различных национальных нотариальных систем. Изложенное позволяет сделать вывод, что институт нотариата будет иметь все возрастающее значение в регулировании различных вышеуказанных отношений. Библиографический список Нормативные акты:
1. Конституция Российской федерации. М.: Тандем, 2000. – 48 с. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) (ред. от 29.11.2007). М.: Юрайт - Издат, 2002, 176 с. 3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002), (ред. от 04.12.2007). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа» 4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) (от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от05.01.2008). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8. 5. Федеральный закон (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 02.10.2007) «Основы законодательства о нотариате». // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8. 6. "Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти (утв. Минюстом РФ 19.03.1996), (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.1996 N 1055). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8. 7. Письмо ФНС РФ от 18.05.2005 N 04-2-03/67 "О расходах частнопрактикующего нотариуса".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8. 8. Приказ Минюста РФ от 21.06.2000 N 179 (ред. от 01.08.2005) "Об утверждении порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность " (вместе с ПОРЯДКОМ, утв. Приказом Минюста РФ от 21.06.2000 N 179, решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26.05.2000) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2000 N 2281). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8. 9. Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 " Об утверждении методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8. 10. Положение «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса» (утв. Приказом Минюста РФ от 17.02.1997 N 19-01-19-97) (ред. от 01.08.2005) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.03.1997 N 1268). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8. 11. Постановление Совмина РСФСР от 11.03.1976 N 171 (ред. от 30.12.2000) "Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8. 12. Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 № 82 13. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 № 15-П 14. Решение Верховного Суда РФ от 04.08.1998 N ГКПИ98-238 «О признании недействующим положения о порядке выдачи лицензийна Прево нотариальной деятельности, УТВ. Минюстом РФ 22.11.1993 N 8-5/149-081293» // СПС «Консультант Плюс: Высшая Школа», выпуск №8. // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8. Учебная и специальная литература: 1. Гражданское процессуальное право России: Учебник; под ред. д.ю.н., проф. М.С. Шакарян - М.: Юрист, 2002. – 605 с. 2. Елизарьев, Г.Деление нотариата на государственный и частный – противоестественно. / Г. Елизарьев // Нотариальный вестннк. - 1997. -234 с. 3. Соловьев, И. Десять лет в системе латинского нотариата. Что дальше?/ И. Соловьев - Эж-ЮРИСТ. - 2004. – 245 с. 4. Форин, М.М. Защита участников гражданского оборота: концептуальные вопросы и практические решения / М.М. Форин //Российская юстиция. - 1998. – №6. 5. Вайнштейн, Г. Исполнительная надпись нотариуса - документ для принудительного исполнения / Г. Вайнштейн - // Российская юстиция. - 2002. – №5. 6. Ляпидевский, Н. История нотариата/ Н. Ляпидевский - М.: Юрайт, 1875. – 452 с. 7. Беляев, И.Д. История русского законодательства/ И.Д. Беляев – М.: СПб., 1999. – 612 с. 8. Григорьева, Л.Когда работают нотариусы, суды отдыхают / Л.Григорьева – М.: Адвокат, - 2005. -643 с. 9. Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате; под ред. д.ю.н., проф. М.К Треушникова. - М.: Юриспруденция, 2002. - 415 с. 10. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате; под ред. В.Н. Аргунова. – М.: Юриспруденция, 2004 - 137 с. 11. Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / В.С. Репин - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1999. – 246 с. 12. Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика) / В.С. Репин - М.: Юрид. лит., 1994. – 237 с. 13. Зайцева, Т.И. Настольная книга нотариуса / Зайцева Т.И. и др.- М.: БЕК, 2000. - 231 с. 14. Черемных, Г.Г. Нотариат как институт превентивного правосудия. / Г.Г. Черемных – М.: БЕК, 2007. - 434 с. 15. Мальцева, С.В. Скитович В.В.Нотариат и суд: грани взаимоотношений / С.В. Мальцева С.В., В.В.Скитович // Журнал российского права, 2004.- №7. 16. Жуйков, В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия. В. Жуйков // Российская юстиция, 1998. – №6,7. 17. Лаурини, Д. Нотариат как общественный институт - гарант прав граждан и государственных интересов Д. Лаурини // Нотариальный вестникъ, 1999. – № 5/6. – С. 50-60. 18. Москаленко, И.В. Нотариат: модель юрисдикции. Научное издание./ И.В. Москаленко – М.: ФРПК, 2007. –534 с. 19. Черемных, И.Г. Нотариат и нотариальное право России./ И.Г. Черемных, - М.: Эксмо, 2008. - 246 с. 20. Швахтген А Нотариат и демократия./ А Швахтген Нотариальный вестник. - М.: Эксмо 1998. - № 7 -8. – С. 14 21. Гурьева, Е.В. Нотариат России: конспект лекций./ Е.В. Гурьева. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 246 с. 22. Стешенко, Л.А., Шам6а, Т.М. Нотариат в РФ. / Л.А Стешенко, Т.М. Шам6а - М.: Норма - ИНФРА-М, 2001. - 346 с. 23. Авдеенко, Н.И., Кабанова, М.А. Нотариат в СССР. / Н.И. Авдеенко, М.А. Кабанова - М.: Юрайт-Издат, 1984. - 276 с. 24. Ремановский, Г.Б., Ремановская, О.В. Организация нотариата в России. / Г.Б. Ремановский, О. В. Ремановская – М.: Статут, 2001. – 256с. 25. Вайшнурс, А. Правонарушения в Интернете. / А.Вайшнурс – М.: Эж-ЮРИСТ, 2004. – 217 с. 26. Черемных, Г.Г. Развитие нотариата как системы органов превентивного правосудия Нотариальный вестникъ./ Г.Г. Черемных - 1998. -.№ 12. – 5 с. 27. Черемныx, И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее / И.Г. Черемныx - М.: ОКТБ, 1999. – 345 с.
[1] Ремановский Г. П., Ремановская О. В. Организация нотариата в России./ Г. П. Ремановский М. – 2001. - С. 28 [2] Ляпидевский, Н.История нотариата./ Н. Ляпидевский, - М.: 1975. - С. 2 [3]Рулан, Н. Юридическая антропология. / Н. Рулан - М., 1999. - С. 160-165. [4] Беляев, И.Д. История русского законодательства. / И.Д. Беляев - СПб., 1999. - С. 102. [5] Ляпидевский, Н.История нотариата./ Н. Ляпидевский - М.: 1975. - С. 2
[6] Авдеенко, Н.И., Кабанова, М.А. Нотариат в СССР. / Н.И.Авдеенко, М.А. Кабанова - М.: 1984. - С.10. [7] Стешенко, Л.А., Шам6а, Т.М. Нотариат в РФ. / Л.А Стешенко, Т.М. Шам6а - М.: Норма - ИНФРА-М, 2001. - С. 28. [8] Черемных, И.Г.Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. / И.Г. Черемных И.Г. - М.: ОКТБ, 1999. - С. 99-101. [9] Российская юридическая энциклопедия; под. ред. А.Я. Сухарева. - М., 1999. - С. 607. [10] Зайцева, Т.И. Настольная книга нотариуса. / Т.И. Зайцева - М.: БЕК, 2000. - С. 1. [11] Основы законодательства РФ о нотариате – далее основы о нотариате. [12]Черемных, И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. / И.Г. Черемных И.Г. - М.: ОКТБ, 1999. - С. 4 [13]Теория государства и права. Курс лекций; под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько - М.: Юрист, 2002. - С. 80. [14] Стешенко, Л.А., Шам6а, Т.М. Нотариат в РФ. / Л.А. Стешенко, Т.М. Шам6а - М.: Норма - ИНФРА-М, 2001 - С. 2.
[15] Ст. 2 Конституции РФ. [16] Ремановский, Г.Б., Ремановская, О. В. Организация нотариата в России. / Г.Б Ремановский Г.Б., О. В. Ремановская – М. - 2001. - С. 9 [17]Герасимов, В. Потенциал нотариата не востребован. / В. Герасимов //Российская юстиция, 2000. №1. [18]Черемных, И.Г. Нотариат и нотариальное право России. / И.Г. Черемных - М.: Эксмо, 2008. - С. 67-86. [19]Елизарьев, Г. Деление нотариата на государственный и частный – противоестественно. / Г.Елизарьев // Нотариальный вестннк. - 1997. - М 4. [20]Черемных, И.Г. Нотариат и нотариальное право России. /Черемных, И.Г. - М.: Эксмо, 2008. - С. 78-79. [21] Ст. 14 Основ законодательства РФ о нотариате. [22]Ст. 35-38 Основ законодательства РФ о нотариате [23]Форин, М.М. Защита участников гражданского оборота: концептуальные вопросы и практические решения. / М.М. Форин // Российская юстиция. - 1998. - № 6. [24] Гурьева, Е.В. Нотариат России: конспект лекций. / Е.В. Гурьева – М.: Юрайт-Издат, - 2008. – С.26. [25] Основы законодательства РФ о нотариате (приняты 11 февраля 1993//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, №10). [26] Ст. 28 Основ законодательства РФ о нотариате. [27] Ст. 35 и 36 Основ законодательства РФ о нотариате. [28]Черемных, И.Г. Нотариат и нотариальное право России. / И.Г. Черемных - М.: Эксмо, 2008. - С. 86. [29] Репин, В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. / В.С. Репин. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - с. 2. [30] Ст. 39 Основ законодательства РФ о нотариате. [31]ФЗ РФ “О государственной пошлине”. [32] Ремановский, Г.Б., Ремановская, О.В. Организация нотариата в России. / Г.Б Ремановский, О.В. Ремановская – М., 2001. – 256с. [33] Ст. 64 Основ о нотариате. [34] Ст. 24 Налогового кодекса РФ. [35] Ст. 86 Основ законодательства РФ о нотариате. [36]Швахтген, А. Нотариат и демократия. / Швахтген А. // Нотариальный вестник. - 1998. - № 7 -8. - С. 14. [37]Черемных, И.Г. Нотариат и нотариальное право России. / И.Г. Черемных - М.: Эксмо, 2008. - С. 179-180. [38]Москаленко, И.В. Нотариат: модель юрисдикции. Научное издание./ И.В. Москаленко – М.: ФРПК, 2007. – С. 6. [39]Покровекий, И.А.Основные проблемы гражданского права (Классика российской цивилистики). /И.А. Покровекий - М.: Статут, 1998. - С. 38. [40]Козлова, Е.Б. Правовые проблемы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество исделок с ним. / Е.Б. Козлова // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2003.Н2 1. - С. 110. [41]Москаленко, И.В. Нотариат: модель юрисдикции. Научное издание. / И.В. Москаленко – М.: ФРПК, 2007. – С. 8. [42]Лаурини, Д. Нотариат как общественный институт - гарант прав граждан и государственных интересов. / Д. Лаурини // Нотариальный вестникъ. - 1999. -.№ 5/6. - С. 50-60. [43]Форин, М.М.Тезисы о защите прав и законных интересов граждан и иных участников гражданского оборота. (В сб: Материалы научно-практический конференции «Развитие нотариата как публичного правового института и современное российское законодательство».) / М.М.Форин - М.: 1998. – С. 4 [44]Жарков, Д.Ф.Об имущественной ответственности лиц, совершающих нотариальные действия. / Д.Ф.Жарков // Государство и право. - 1996. - № 3. [45]Невская, О.В.Что такое квалифицированная юридическая помощь? / О.В.Невская // Адвокат. - 2004. - № 11. [46] Ст. 54 Основ законодательства РФ о нотариате. [47]Григорьева Л. Когда работают нотариусы, суды отдыхают. / Л. Григорьева//Адвокат. - 2005. - №1; Клейн В. Составляющая превентивного правосудия // Нотариальный вестник. - 1998. - N2 7/8. - С. 16; Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия / / Российская юстиция. - 1998. - N2 6,7; Он же. Нотариат «разгружает» суды / / Российская юстиция. - 2000. – № 3. [48] Соловьев, И. «Десять лет в системе латинского нотариата. Что дальше?» / Соловьев // Эж-ЮРИСТ. - 2004. - № 30. [49] Мальцева, С.В., Скитович, В.В.Нотариат и суд: грани взаимоотношений. / С.В. Мальцева, В.В.Скитович //Журнал российского права. - 2004.-№ 7. [50]Жуйков, В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия./ В. Жуйков //Российская юстиция. 1998. - № 6, 7. [51] Черемных, Г.Г. Нотариат как институт превентивного правосудия. / Г.Г. Черемных – М.: БЕК, 2007. – С.4
[52] Ст. 349 ГК РФ. [53] Козлов, А.Ф. Суд первой инстанции как субъект процессуального права. / А.Ф. Козлов. - Томск, 1983. - С. 58-83; Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате; под ред. В.Н. Аргунова. - С. 137. [54]Вайнштейн, Г. Исполнительная надпись нотариуса - документ для принудительного исполнения. / Г. Вайнштейн // Российская юстиция. - 2002. - № 5. [55]Вайнштейн, Г. Исполнительная надпись нотариуса - документ для принудительного исполнения. /Г. Вайнштейн // Российская юстиция. - 2002. - № 5. [56]Некоторые нотариальные действия следует включить в конвенцию о признании судебных решений // Российская юстиция. - 2000. - № 2. [57] Стешенко, Л.А., Шам6а, Т.М. Нотариат в РФ. / Л.А. Стешенко Т.М. Шам6а – М.: Норма – ИНФРА-М, 2001. - С. 14. [58]Вайшнурс, А.Правонарушения в Интернете. / А.Вайшнурс. – М.: Эж-ЮРИСТ, 2004. - С 21. [59]Дегтярев, С.Л. Юридическая клиника и современное юридическое о6разование в России: Учебно-практич. пособие. / С.Л. Дегтярев - М.: Волтерс Клувер, 2004. [60]Герасимов, В. Потенциал нотариата не востребован. / В. Герасимов. // Российская юстиция, - 2000. – №1. [61] Григорьева, Л.Когда работают нотариусы, суды отдыхают. / Григорьева Л.– М.:Адвокат, - 2005. - №1. [62] Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика). / В.С. Репин - М.: Юрид. лит., 1994. - С. 7; Черемных, Г.Г. Развитие нотариата как системы органов превентивного правосудия. / Г.Г. Черемных // Нотариальный вестникъ. - 1998. -.№ 12. - С. 40-43; [63] Шакарян, М.С. Гражданское процессуальное право России: Учебник; под ред. д.ю.н., проф. М.С. Шакарян - М.: Юрист, 2002. - С. 605). [64] Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате; под ред. д.ю.н., проф. М.К Треушникова. - М.: Юриспруденция. 2002: - С. 7. [65] Ст. 118 Конституции РФ. [66] Настольная книга нотариуса: Справ.-метод. пособие: В 2-х т. Т. 1. - М.: БЕК, 2000. - Гл. 1, § 3, п. 2. [67] Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. № 116-0.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|