Особенности построения телерепортажа и телеинтервью в информационных выпусках «Сейчас» (2010 год)
При анализе я придерживалась принципа деления репортажей исходя из предложенной мной ранее классификации. Принцип деления репортажей и интервью по значимости и принадлежности к рубрикам, а также к тематическим группам. Рубрики: «происшествия», «главное», «новости». Тематическое деление я выбрала: «дети», «взрывы», «спорт», «беспорядки». Длительность рассмотренных мной репортажей в среднем составляет 02.03 - 03.54 минуты. Корреспонденты «5 канала» в рассмотренных мной репортажах - это Станислав Григорьев, Алексей Головко, Александр Шиков. Существуют такие ситуации, когда репортаж состоялся, собраны факты, мнения, информация выдана в эфир и предложена аудитории, но требует продолжения, так как в данном репортаже не дается логического завершения, вопрос остается открытым. Три репортажа на одну тематику проводил на протяжении трех выпусков через определенный промежуток времени Станислав Григорьев (№1). Он сообщает о судьбе маленького мальчика, Никоса Коссова, ставшего жертвой врачебной ошибки, и едва выжившего. Второй выпуск репортажа был нацелен на то, чтобы опять сообщить вкратце уже вышедшую информацию для той части аудитории, которая не в курсе произошедшего, и эту информацию придать более сильной огласке и вниманию. Взяв интервью у родителей мальчика, показывая их эмоциональный фон, Станислав Григорьев доносит до аудитории ту беду, которая может постигнуть каждую семью, призывая к помощи. Для этого он сообщает количество людей уже оказавших помощь денежными средствами для лечения мальчика и просьба о помощи с указанием номера телефона в студии. Далее выходит третий репортаж(№2), в котором Станислав сообщает о проделанной работе и что мальчик успешно отправляется на лечение. Здесь он показывает логическое завершение работы корреспондента в репортаже - «Помогли всем миром». Это иллюстрированный, фиксированный, комментированный, синхронный репортаж со звуком.
Рассмотрим совершенно другой вид телерепортажа. Так называемый инсценированный телерепортаж. Ссылаясь на телеканал, он относится к рубрике «происшествия» (№3). Это иллюстрированный, прямой, синхронный, комментированный репортаж со звуком. В роли телерепортера выступает телеведущий. Создается ситуация прямого эфира. Акцент делается на важности происходящей ситуации, так как в данный момент около телецентра происходит разминирование гранаты времен великой отечественной войны. Телеведущий повышением и понижением голоса, громкостью и все нарастающей динамикой количества коротких предложений, а так же сбивчивостью в речи (это делается не специально) комментирует происходящее, рассказывает о предыстории появления гранаты. Выясняется, что ее привезли сами журналисты, но моментально делается оговорка «…привезли к телецентру журналисты вместе с останками найденного бойца из программы «Телекурьер» и хотели передать представителям поисковой группы. В останках нашли гранату». После просмотра этого репортажа появляется много вопросов. Зачем привезли? Почему сами журналисты везли? И так далее Из комментариев телеведущего совершенно ничего не ясно. Пытаясь сосредоточиться на важности передачи информации, на повышении и понижении голоса, телеведущий совершенно упускает смысл доносимого сообщения. В итоге, за счет ошибок в построении предложений, запинок, понимания им самим ограниченности в эфире, искажается предлагаемая информация. А так же создается впечатление в подстроенности сюжета ради сенсационности события. На мой взгляд, это неудачный ход, ведь телезритель не может не заметить, что сюжет как бы раздувается. Так сказать, превращается из мухи в слона.
Обратимся к следующему виду телерепортажа. В информационном выпуске он относится к рубрике «главное». Репортаж Алексея Головко «Президентский прием. Чемпионы в Кремле» (№4). Иллюстрированный, фиксированный, комментированный, синхронный репортаж со звуком. Проанализировав его, я пришла к выводу, что это качественная работа, скажем, по сравнению с прямым эфиром, рассмотренным выше. Репортер четко и ясно объясняет причину столь значительного события. Он показывает важность события за счет обстановки, за счет интервьюированных лиц, опрашивая их по поводу происходящего приема. Интервью в видеоряде даются по критерию значимости лиц, то есть сначала тренеры, а затем игроки. К примеру, сначала дает интервью Вячеслав Быков - главный тренер сборной России по хоккею, затем Владислав Третьяк - президент федерации хоккея в России, затем Александр Радулов - нападающий сборной России по хоккею, и Илья Ковальчук - нападающий сборной России. Приводятся подробности из жизни спортсменов - чемпионов хоккея за счет использования видеоряда (чемпионы присутствуют на приеме и награждении вместе с женами, детьми и близкими людьми) - таким способом создается эффект приближения к аудитории. Следующий вид телерепортажа относится к рубрике «происшествия». Его подготовил Александр Шиков (№5). В этом телерепортаже акцент сделан на том, что в Екатеринбурге долгое время господствовала неонацистская банда скинхедов. Они сами собирали и аккуратно документировали доказательства своей вины (любительская съемка). Репортаж построен на комментариях произошедшей ситуации компетентными лицами, в частности интервьюируемые - это начальник ГУВД Свердловской области, сотрудник Чкаловского РУВД города Екатеринбурга, адвокат. Для меня непонятным оказалось то, почему в телерепортаже отсутствуют мнения очевидцев и пострадавших, ведь эта банда действовала на протяжении долгого времени. Александру Шикову удалось неплохо осветить происшествие, но создается впечатление о не до конца проделанной работе. В заключение этой главы подведем итоги. В построении рассмотренных мной репортажах за 2010 и 2011 год существенной разницы не наблюдается. В информационных выпусках они в целом построены качественно. Репортеры, появляясь в кадре, хорошо говорят и довольно неплохо выглядят внешне. Речь корреспондентов практически у всех поставлена, но не обходится без помарок.
Серьезной и профессиональной работой является построение трех репортажей на одну тематику (2010 год) Станислава Григорьева в течение нескольких выпусков. Корреспондент провел тщательную работу, дополняя все новыми подробностями уже заданную ранее проблему и напоминая аудитории (которая не видела предыдущие репортажи) в чем суть данной проблемы. К числу «промахов» (2010 год) относится ситуация, когда репортаж был построен как прямой эфир, так как создалось впечатление подстроенной правдоподобности (что бывает, правда, редко). Среди рассмотренных мной телерепортажей за 2011 год присутствует только один с корреспондентом в кадре. К числу «промахов» относится последний рассмотренный мной репортаж Дмитрия Пищухина. Способом построения он напоминает региональное телевидение, так как репортер, стремясь показать сенсационность события, ориентируется на российскую аудиторию, тем самым смещая акценты с зарубежных тем на российские, что смотрится не выигрышно на центральных телеканалах. Качество подачи репортажей в информационных выпусках «Сейчас» на «5 канале» доказывает результативная работа корреспондентов. Корреспонденты - это основная фигура на телеканале. Они следят за развитием событий, берут интервью и проводят расследования по возникшей проблеме. Журналисты освещают социальные проблемы, выясняют причины какого-либо преступления или происшествия. Предъявляемые к ним требования телеканала в построении телерепортажей включают умение точно выстроить сюжет, проявить настойчивость и оперативность, а главное - умение использовать специфические изобразительно - выразительные средства телеэкрана, находить наилучшие пути передачи сути события с помощью изображения и звука. В репортерской работе есть и творческое начало, и чисто техническая сторона (конструирование видеорепортажа). Корреспонденту необходимо испытывать постоянное удовольствие от погони за новостью и осознание того, что именно он сообщает множеству людей то, чего они еще не знают, но хотели бы узнать. Журналисты освещают социальные проблемы, выясняют причины какого-либо преступления или происшествия, проводят расследования по возникшей проблеме. В целом репортажи выполнены грамотно и качественно.
При комментировании видеоряда речь корреспондентов практически у всех поставлена, но не обходится без помарок. Следует отметить, что корреспонденты, определяя для рассмотрения ту или иную проблему, ставят перед собой конкретную цель - привлечение внимания к наболевшему вопросу. Первая задача, которую они реализуют - привлечение внимания аудитории к тому или иному событию, явлению, проблеме. Это достигается за счет предоставления аудитории конкретных фактов (безусловно, «картинка и комментарии дополняют друг друга), как правило, это используется в шпигеле информационных выпусков или в анонсе. В свою очередь привлечение внимания включает два взаимосвязанных аспекта: создание «атмосферы» значимости и актуальности вокруг предлагаемого для аудитории вопроса; пробуждение интереса общественности к данному вопросу. Корреспонденты не просто предлагают освещение какой-либо проблемы. Они стремятся показать, взяв за основу в построении репортажа частный случай, что тема этой проблемы в силу определенных причин особенно значительна и важна, что она заслуживает внимания. А закрепить актуальность и срочность можно, связывая воедино выносимый на внимание аудитории вопрос с потребностями и интересами аудитории. Раскрывая значимость того или иного вопроса для жизнедеятельности общества, корреспонденты тем самым привлекает к нему внимание. Это достигается, например, за счет интервью с обычными людьми, которые выражают свои эмоции и чувства по данной проблеме. Минус репортажей в том, что акценты на происходящих событиях расставляются несколько иные и некоторые события выходят с особой важностью, но это работа телеканала по удержанию внимания аудитории. Освещая события, корреспонденты не дают оценки, они достаточно объективны. Они используют все возможные точки зрения на данную проблему. Дают возможность высказаться всем сторонам, заинтересованным в данной проблеме. За счет этого и достигается объективность. Посмотрев телерепортажи, аудитория может легко оценивать их характер: «хорошо», «плохо», «положительно», «отрицательно», «полезно», «вредно», «полезно, но опасно», «достижимо, но при определенных условиях», «выгодно, но требует значительных предварительных затрат» и т.п. В любом случае, оценка - это не просто одобрение или осуждение. В ней всегда содержится элемент рационального знания. На этапе принятия аудиторией оценки корреспонденту важно, чтобы это знание было адекватно усвоено, чтобы было достигнуто согласие с его точкой зрения. Без этого согласия цели данных репортажей могут быть неправильно истолкованы и как следствие вызвать неправильную реакцию общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|