Развитие теории обучения и образования.
Развивающее обучение. Дидактические системы развивающего обучения.
Цель: Показать роль развивающего обучения в интеллектуальном и личностном развитии учащихся, познакомить с известными системами развивающего обучения.
Тип: Урок сообщения новых знаний.
Вид: Лекция.
Наглядный и раздаточный материал: Карточки названий систем, «Основные характеристики развивающего обучения», «Исторические аспекты развивающего обучения», «Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова», «Сравнивание принципов дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова и традиционного обучения», «Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», «Теория поэтапного формирования умственных операций П.Я. Гальперина», портреты педагогов и психологов, «Подход к определению педагогической технологии», «Основные качества педагогических технологий».
Основные понятия: развивающее обучение.
Идея урока: Будущий педагог должен способствовать развитию личности учащегося опираясь на известные системы развивающего обучения или ее элементы.
Ход урока:
I. Организационная часть (дата, тема, цель, план урока).
Работа по раздаточному материалу.
II. Запись основных понятий.
III. Краткая характеристика дидактической системы Л.В. Занкова. Основные периоды библиографии и научной работы.
Работа по раздаточному материалу.
Запись основных положений.
Что особенного в этой системе (повышенный уровень обучения, ведущая роль теоретических знаний).
Работа по раздаточному материалу – «Сравнение системы Л.В. Занкова и традиционной».
IV. Краткая характеристика дидактической системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова «Основные этапы научно-исследовательской деятельности». Работа по раздаточному материалу.
Запись основных положений. Субъект учения, способы учения.
V. Своеобразие теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Биография, основные этапы научно-исследовательской деятельности.
Работа по раздаточному материалу. Запись основных положений. Ориентировочная основа действий.
VI. Технологии обучения – краткая характеристика содержания системы.
Запись основных положений. Работа по раздаточному материалу.
VII. Краткая характеристика личностно-ориентированного обучения. Представители, сторонники (А. Маслоу, К. Роджерс).
Запись основных понятий.
VIII. Подведение итогов. Проверка осознанного восприятия учебной информации
Д/з. Повторить новый материал, распределиться на творческие группы и раскрыть одну из выбранных дидактических тем.
Развитие теории обучения и образования.
Имена
| Даты
| Основные идеи и труды
|
Вольфганг Ратке
| 1971-1635
| Впервые употребил термин «дидактика» в труде. «Искусство преподавания или дидактика» в широком значении.
|
Ян Амос Каменский
| 1592-1670
| В труде «Великая дидактика» рассмотрел важнейшие вопросы обучения и образования, является основоположником педагогики и дидактики.
|
Иоганн Генрих Песталоцци
| 1746-1827
| Выдвинул идею элементарного образования, сделал попытку решить проблему отбора содержания образования; разработал принцип наглядности; выступал за всестороннее развитие, связь обучения со студентом. Положил начало научной разработки методики первоначального обучения родному языку, арифметике, геометрии, географии.
|
Иоганн Фридрих Гербарт
| 1776-1841
| Определил стороны и степени учебного процесса, большое значение придавал воспитывающему обучению, в ходе которого развивается многосторонний интерес. Главное место в развитии мышления отводил древним языкам и математике.
|
Фридрих Адольф Вильгельм
Дистерверг
| 1790-1866
| Последователь И.Г. Песталоцции, издал 20 учебников и руководств, организовал 4 учительских общества, выступал за развитие народных школ. В обучении выдвинул 3 главных принципа:
· Природосообразности;
· Культуроспособности;
· Самодеятельности.
Дал психологическое обоснование принципам обучения, призывал бороться за культуру речи учащегося и заниматься педагогам самообразованием.
|
Константин Дмитриевич Ушинский
| 1824-1870
| Основоположник отечественной теории обучения «Человек, как предмет воспитания», «Родное слово» для учащих и для учащихся. Определил такие принципы дидактики как ясность, самостоятельность, научность, наглядность, твердость усвоения знаний и полезности получаемых знаний, воспитывающее обучение.
|
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ
|
В.Г. Белинский
А.И. Герцен
Н.А. Добролюбов
Н.Г. Чернышевский
Н.И. Пирогов
Д.И. Писарев
| 1811-1848 1812-1870
1836-1861
1828-1889
1810-1881
1840-1868
| Большое значение придавали развитию у учащихся умения думать, рассуждать, самостоятельно добывать знания.
|
ПЕДАГОГИ ВРЕМЕН РЕВОЛЮЦИИ
|
Павел Петрович Блонский
| 1884-1941
| Доктор педагогических наук, участвовал в составлении учебных программ и учебников для педагогических вузов, работал по повышению эффективности урока в начальных классах.
|
Станислав Теофилович Шацкий
| 1878-1934
| Связь обучения с трудом.
|
Лев Семенович
Высотский
| 1896-1934
| Ведущая роль обучения в развитии: углубили разработку теоретических проблем дидактики.
|
УЧЕНЫЕ ПЕДАГОГИ ПЕРИОДА СССР
|
Павел Николаевич Груздев
| 1889-1953
| Развивал проблемы методологии, теории и практики воспитания и обучения.
|
Шолом Израилевич Ганелин
| 1894-1974
| Разрабатывал методологические проблемы педагогики. Доктор педагогических наук, профессор, впервые рассмотрел проблему сознательности в обучении.
|
Евгений Яковлевич Голант
| 1888-1971
| Много внимания уделял ликвидации безграмотности населения, создал буквари и книги для чтения для взрослых; автор классификации методов обучения.
|
Леонид Владимирович Занков
| 1901-1977
| Разрабатывал вопросы психологии памяти, мышления и речи аномальных и нормальных детей, обосновал ведущую роль обучения в развитии, создал новую дидактическую систему начального обучения.
|
Борис Петрович Есипов
| 1894-1967
| Разрабатывал проблемы дидактики, дал определение понятию «Самостоятельная работа учащихся», охарактеризовал виды самостоятельных работ на раннем этапе усвоения знаний. Автор учебника по педагогики, руководства по дидактике для учителей начальных классов.
|
Михаил Александрович Данилов
| 1881-1970
| Наметил основные пути изменения существующей практики преподавания литературы.
|
Михаил Николаевич Скаткин
|
| Разрабатывал методологические проблемы педагогики и дидактики, содержания и методики политехнического обучения в средней школе. Автор учебника по естествознанию для начальной школы, а так же руководства к нему.
|
Володар Викторович Краевский
|
| Наметил состав, функции, структуру, методологические условия научного обоснования обучения как способа реализации опережающей функции педагогики по отношению к практике. Предложил общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса.
|
Исаак Яковлевич Лернер
| 1917-1992
| Доктор педагогических наук, профессор, развил систему методов обучения, развил теорию проблемного обучения, обосновал состав и структуру содержания образования.
|
Мирза Исмаилович Махмутов
|
| Развивал роль проблемного обучения в развитии творческих способностей учащихся.
|
УЧИТЕЛЯ – НОВАТОРЫ
|
Ш.А. Амонаш, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, Ильин, Чигрин, Г.А. Хазанкин
| Существенно обогатили теорию обучения исследованиями и практической работой в школах.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: