Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие теории обучения и образования.




Развивающее обучение. Дидактические системы развивающего обучения.

Цель: Показать роль развивающего обучения в интеллектуальном и личностном развитии учащихся, познакомить с известными системами развивающего обучения.

Тип: Урок сообщения новых знаний.

Вид: Лекция.

Наглядный и раздаточный материал: Карточки названий систем, «Основные характеристики развивающего обучения», «Исторические аспекты развивающего обучения», «Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова», «Сравнивание принципов дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова и традиционного обучения», «Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», «Теория поэтапного формирования умственных операций П.Я. Гальперина», портреты педагогов и психологов, «Подход к определению педагогической технологии», «Основные качества педагогических технологий».

Основные понятия: развивающее обучение.

Идея урока: Будущий педагог должен способствовать развитию личности учащегося опираясь на известные системы развивающего обучения или ее элементы.

Ход урока:

I. Организационная часть (дата, тема, цель, план урока).

Работа по раздаточному материалу.

II. Запись основных понятий.

III. Краткая характеристика дидактической системы Л.В. Занкова. Основные периоды библиографии и научной работы.

Работа по раздаточному материалу.

Запись основных положений.

Что особенного в этой системе (повышенный уровень обучения, ведущая роль теоретических знаний).

Работа по раздаточному материалу – «Сравнение системы Л.В. Занкова и традиционной».

IV. Краткая характеристика дидактической системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова «Основные этапы научно-исследовательской деятельности». Работа по раздаточному материалу.

Запись основных положений. Субъект учения, способы учения.

V. Своеобразие теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Биография, основные этапы научно-исследовательской деятельности.

Работа по раздаточному материалу. Запись основных положений. Ориентировочная основа действий.

VI. Технологии обучения – краткая характеристика содержания системы.

Запись основных положений. Работа по раздаточному материалу.

VII. Краткая характеристика личностно-ориентированного обучения. Представители, сторонники (А. Маслоу, К. Роджерс).

Запись основных понятий.

VIII. Подведение итогов. Проверка осознанного восприятия учебной информации

Д/з. Повторить новый материал, распределиться на творческие группы и раскрыть одну из выбранных дидактических тем.

 

Развитие теории обучения и образования.

Имена Даты Основные идеи и труды
Вольфганг Ратке 1971-1635 Впервые употребил термин «дидактика» в труде. «Искусство преподавания или дидактика» в широком значении.
Ян Амос Каменский 1592-1670 В труде «Великая дидактика» рассмотрел важнейшие вопросы обучения и образования, является основоположником педагогики и дидактики.
Иоганн Генрих Песталоцци 1746-1827 Выдвинул идею элементарного образования, сделал попытку решить проблему отбора содержания образования; разработал принцип наглядности; выступал за всестороннее развитие, связь обучения со студентом. Положил начало научной разработки методики первоначального обучения родному языку, арифметике, геометрии, географии.
Иоганн Фридрих Гербарт 1776-1841 Определил стороны и степени учебного процесса, большое значение придавал воспитывающему обучению, в ходе которого развивается многосторонний интерес. Главное место в развитии мышления отводил древним языкам и математике.
Фридрих Адольф Вильгельм Дистерверг 1790-1866 Последователь И.Г. Песталоцции, издал 20 учебников и руководств, организовал 4 учительских общества, выступал за развитие народных школ. В обучении выдвинул 3 главных принципа: · Природосообразности; · Культуроспособности; · Самодеятельности. Дал психологическое обоснование принципам обучения, призывал бороться за культуру речи учащегося и заниматься педагогам самообразованием.
Константин Дмитриевич Ушинский 1824-1870 Основоположник отечественной теории обучения «Человек, как предмет воспитания», «Родное слово» для учащих и для учащихся. Определил такие принципы дидактики как ясность, самостоятельность, научность, наглядность, твердость усвоения знаний и полезности получаемых знаний, воспитывающее обучение.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ
В.Г. Белинский А.И. Герцен Н.А. Добролюбов Н.Г. Чернышевский Н.И. Пирогов Д.И. Писарев 1811-1848 1812-1870 1836-1861 1828-1889 1810-1881 1840-1868 Большое значение придавали развитию у учащихся умения думать, рассуждать, самостоятельно добывать знания.
ПЕДАГОГИ ВРЕМЕН РЕВОЛЮЦИИ
Павел Петрович Блонский 1884-1941 Доктор педагогических наук, участвовал в составлении учебных программ и учебников для педагогических вузов, работал по повышению эффективности урока в начальных классах.
Станислав Теофилович Шацкий 1878-1934 Связь обучения с трудом.
Лев Семенович Высотский 1896-1934 Ведущая роль обучения в развитии: углубили разработку теоретических проблем дидактики.
УЧЕНЫЕ ПЕДАГОГИ ПЕРИОДА СССР
Павел Николаевич Груздев 1889-1953 Развивал проблемы методологии, теории и практики воспитания и обучения.
Шолом Израилевич Ганелин 1894-1974 Разрабатывал методологические проблемы педагогики. Доктор педагогических наук, профессор, впервые рассмотрел проблему сознательности в обучении.
Евгений Яковлевич Голант 1888-1971 Много внимания уделял ликвидации безграмотности населения, создал буквари и книги для чтения для взрослых; автор классификации методов обучения.
Леонид Владимирович Занков 1901-1977 Разрабатывал вопросы психологии памяти, мышления и речи аномальных и нормальных детей, обосновал ведущую роль обучения в развитии, создал новую дидактическую систему начального обучения.
Борис Петрович Есипов 1894-1967 Разрабатывал проблемы дидактики, дал определение понятию «Самостоятельная работа учащихся», охарактеризовал виды самостоятельных работ на раннем этапе усвоения знаний. Автор учебника по педагогики, руководства по дидактике для учителей начальных классов.
Михаил Александрович Данилов 1881-1970 Наметил основные пути изменения существующей практики преподавания литературы.
Михаил Николаевич Скаткин   Разрабатывал методологические проблемы педагогики и дидактики, содержания и методики политехнического обучения в средней школе. Автор учебника по естествознанию для начальной школы, а так же руководства к нему.
Володар Викторович Краевский   Наметил состав, функции, структуру, методологические условия научного обоснования обучения как способа реализации опережающей функции педагогики по отношению к практике. Предложил общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса.
Исаак Яковлевич Лернер 1917-1992 Доктор педагогических наук, профессор, развил систему методов обучения, развил теорию проблемного обучения, обосновал состав и структуру содержания образования.
Мирза Исмаилович Махмутов   Развивал роль проблемного обучения в развитии творческих способностей учащихся.
УЧИТЕЛЯ – НОВАТОРЫ
Ш.А. Амонаш, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, Ильин, Чигрин, Г.А. Хазанкин Существенно обогатили теорию обучения исследованиями и практической работой в школах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...