Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь основных понятий по теме «Предмет и задачи дидактики».




 

1. Дидактика – часть педагогики, которая приобрела черты самостоятельной научной дисциплины, изучающая проблемы обучения и образования. Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатов.

2. Методика – частное проявление дидактики, изучает вопросы преподавания по своему предмету.

3. Процесс обучения – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся.

4. Принципы обучения – исходные положения преподавательской и учебной деятельности; система важнейших требований к процессу обучения.

5. Содержание образования (чему учить) – система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

6. Методы обучения (как учить) – способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по вооружению обучаемых знаниями, умениями, навыками, их воспитанию и общему развитию в процессе обучения.

7. Форма организации обучения – отражает особенности объединения учащихся для организуемых учителем занятий, в процессе которых осуществляется учебно-познавательная деятельность.

8. Знания – факты, сведения, научные теории, закрепленные в определенной системе в сознании учащихся, составляющие их личное достояние, которыми они могут пользоваться по необходимости.

9. Умение – сознательная деятельность осуществляемая на основе усвоенных знаний и выраженная в готовности к практическим целесообразным действиям.

10. Навык – автоматизированное, привычное, безошибочно выполняемое определенным способом действие.

11. Цель – то, к чему стремится обучение

12. Результат (продукты обучения) – то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

13. Преподавание – управление учебной деятельностью учащихся, которая заключается в организации их для занятий, в руководстве их вниманием, мышлением, действиями.

14. Учение – сложный процесс овладения знаниями, умениями, навыками, требующий интеллектуальных, волевых и физических усилий ученика и стимулирующий их развитие.

15. Образование – совокупность знаний, умений и навыков, которыми овладевает ученик.

16. Обучение – планомерно развертывающийся под руководством учителя процесс познания учеником учебного материала.

Урок 8

«Развивающее обучение».

Рассмотрев важнейшие категории, понятия и термины дидактики, сегодня мы познакомимся с одним из направлений в теории и практики образования – развивающее обучение.

Запишите дату и тему урока.

 

По раздаточному материалу ознакомьтесь с историческими аспектами развивающего обучения.

Запись определения. Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

? Кто заложил основы развивающего обучения? (Л.С. Выготский)

Подлинно научное обоснование этой теории впервые дано в трудах Л.С. Выготоского.

 

Вспомните две зоны развития, выделенные им: зона актуального и зона ближайшего развития.

? На какую зону развития должно быть направлено обучение? – на зону ближайшего развития.

? Кто из педагогов и психологов исследовал проблему развивающего обучения?

 

По раздаточному материалу рассмотрите основные характеристики развивающего обучения. Как вы понимаете каждое из положений?

Развивающее обучение отличается от объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Усвоение знаний и формирование способа деятельности выступают в структуре развивающего обучения как процесс и результат деятельности ученика. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новых способов действия. (учебник Педагогика под ред. П.И. Пидкасистого с. 158-162)

 

 

С равнительная характеристика традиционного и развивающего обучения

Таблица I

 

 

Характеристика системы Традиционное обучение Развивающее обучение
Цель обучения Вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками Развитие способностей
Содержание обучения Способы решения частных (конкретно-практических задач) Общие способы решения задач
Преобладающие методы обучения Информационный Проблемно-поисковый
Формы организации занятий Фронтальные, групповые Индивидуальные, групповые
Функции учителя Сообщение знаний, передача опыта Организация деятельности учащихся, управление учебным процессом
Преобладающая деятельность учащихся Слушание, заучивание, участие в беседе, репродукция, работа по инструкции Самостоятельная, поисковая, творческая деятельность разного вида
Уровень развития обучающегося Актуальный уровень (базируется на принципе доступности) Зона ближайшего развития (высокий уровень трудности)
Позиция ученика Объект педагогического воздействия Субъект собственной учебной деятельности
Формирующийся тип мышления Эмпирическое Теоретическое
Результат обучения Человек— исполнитель Личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Дисс Маликовой Р.С., с 27.

 

Руководящая идея системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина

1. Становление ребенка как субъекта разнообразных форм и видов деятельности

2. Развитие познавательного интереса

3. Обучение быстрым темпом

4. Реализация принципа сознательности

 

Задача учителя состоит в организации учебной деятельности, формировании самостоятельности, активной жизненной позиции путем вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использования активных методов обучения. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но и овладевает способами действий. Предметом деятельности учения в структуре развивающего обучения является не усвоение, а учебная деятельность в процессе конструирования, в которой осуществляется усвоение.

Педагог должен проектировать задачи, предвидеть результаты своих действий и деятельности учащихся, создавать ситуации, принимать решения в постоянно изменяющихся ситуациях.

Наиболее известной из систем развивающего обучения является программа для начального образования, разработанная творческим коллективом под руководством Л.В. Занкова.

Занков Леонид Владимирович (1901 – 1977) – педагог, психолог, дефектолог, доктор педагогических наук. Разрабатывал вопросы психологии развития нормальных и аномальных детей. Провел исследования в общей педагогике: выявил разные формы сочетания слова и наглядности, их эффективность для развития детей; показал связь между обучением и развитием детей, доказал ведущую роль обучения, вскрыл резервы развития учащихся, создал новую дидактическую систему начального образования и методическое руководство к ней.

Рассмотрите раздаточный материал «Дидактическая система Л.В. Занкова».

Основные положения дидактической системы Л.В Занкова.

Главная задача – психическое развитие ребенка (ума, воли, чувств) - основа знаний, умений и навыков.

Содержание образования – дать общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства. Богатое содержание образования осуществляется за счет:

- включения предметов естественнонаучного цикла,

- обогащения содержания общепринятых предметов,

- в отсутствии разницы между «главными» и «неглавными» предметами,

- приобретением знаний под руководством учителя вне стен школы,

- привнесением в ход урока житейских наблюдений,

- познания ребенком самого себя.

Дидактические принципы.

o Обучение на высоком уровне трудности.

o Ведущая роль теоретических знаний.

o Изучение программного материала быстрым темпом.

o Осознание школьниками процесса учения.

o Общее развитие всех учащихся (и сильных, и слабых)

Своеобразие методики преподавания предметов

1. Многогранность, заключающаяся в том, что эмоции, интеллект, стремления, все стороны личности ребенка развиваются в целом.

2. Процессуальность познания (все темы и предметы взаимосвязаны).

3. Направленность методики на решение коллизий.

4. Вариантность.

Урок и его структура неоднозначны. Дети говорят на уроке больше, чем учитель. Дисциплина на уроке свободная, допускается шум при дискуссии, шута, но не хаос. Домашние задания разнообразные по форме и по содержанию. Большая роль отводится экскурсиям.

В системе Занкова нет отличников и двоечников, а есть личности. Главное – продвижение в психическом развитии. Отметка является инструментом для отражения итоговой школьной программы. На уроке развиваются положительные эмоции, доверительные отношения между учителем и учеником.

Результаты.

1. Большой диапазон индивидуальных различий, но в психическом развитии они выше, чем при традиционном обучении.

2. Дети становятся критичными, развиваются эмоционально-волевые качества.

3. Способность к рефлексии.

4. Тяготение к умственной и интеллектуальной деятельности.

5. Отношение к себе как к личности.

6. Чувство уважение, содружество с одноклассниками.

Особенности системы.

1. Установка на общее развитие.

2. Богатое содержание образования.

3. Дидактические принципы.

4. Большую роль в методике отводится творчеству, исследовательской, самостоятельной деятельности.

5. Нестандартные уроки, обилие экскурсий, дети больше говорят, чем учитель.

6. В оценке главное – уровень развития.

7. Меняется характер взаимоотношений.

Итоги.

Доказана ведущая роль обучения в развитии.

Обучение идет не прямолинейно, а индивидуально.

Введено понятие «общее развитие» как цель обучения, раскрыты способы изучения общественного развития школьников.

? В чем вы видите своеобразие дидактической системы Л.В. Занкова

? Какой принцип вы запомнили, раскройте его.

? Стали ли бы вы преподавать по такой системе обучения.

? С какими трудностями вы можете столкнуться в работе.

По раздаточному материалу просмотрите «Отличие дидактической системы Л.В. Занкова и традиционного обучения».

Д/з просмотрите записи урока и составьте опорный конспект или опорный сигнал по этой системе.

Не следует понимать традиционное обучение как схоластическое.

В отечественной педагогике принято различать три системы развивающего обучения:

· Традиционное развивающее,

· Система развивающего обучения Л.. Занкова.

· Система развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...