Словарь основных понятий по теме «Предмет и задачи дидактики».
1. Дидактика – часть педагогики, которая приобрела черты самостоятельной научной дисциплины, изучающая проблемы обучения и образования. Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатов. 2. Методика – частное проявление дидактики, изучает вопросы преподавания по своему предмету. 3. Процесс обучения – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся. 4. Принципы обучения – исходные положения преподавательской и учебной деятельности; система важнейших требований к процессу обучения. 5. Содержание образования (чему учить) – система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека. 6. Методы обучения (как учить) – способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по вооружению обучаемых знаниями, умениями, навыками, их воспитанию и общему развитию в процессе обучения. 7. Форма организации обучения – отражает особенности объединения учащихся для организуемых учителем занятий, в процессе которых осуществляется учебно-познавательная деятельность. 8. Знания – факты, сведения, научные теории, закрепленные в определенной системе в сознании учащихся, составляющие их личное достояние, которыми они могут пользоваться по необходимости. 9. Умение – сознательная деятельность осуществляемая на основе усвоенных знаний и выраженная в готовности к практическим целесообразным действиям. 10. Навык – автоматизированное, привычное, безошибочно выполняемое определенным способом действие.
11. Цель – то, к чему стремится обучение 12. Результат (продукты обучения) – то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. 13. Преподавание – управление учебной деятельностью учащихся, которая заключается в организации их для занятий, в руководстве их вниманием, мышлением, действиями. 14. Учение – сложный процесс овладения знаниями, умениями, навыками, требующий интеллектуальных, волевых и физических усилий ученика и стимулирующий их развитие. 15. Образование – совокупность знаний, умений и навыков, которыми овладевает ученик. 16. Обучение – планомерно развертывающийся под руководством учителя процесс познания учеником учебного материала. Урок 8 «Развивающее обучение». Рассмотрев важнейшие категории, понятия и термины дидактики, сегодня мы познакомимся с одним из направлений в теории и практики образования – развивающее обучение. Запишите дату и тему урока.
По раздаточному материалу ознакомьтесь с историческими аспектами развивающего обучения. Запись определения. Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. ? Кто заложил основы развивающего обучения? (Л.С. Выготский) Подлинно научное обоснование этой теории впервые дано в трудах Л.С. Выготоского.
Вспомните две зоны развития, выделенные им: зона актуального и зона ближайшего развития. ? На какую зону развития должно быть направлено обучение? – на зону ближайшего развития. ? Кто из педагогов и психологов исследовал проблему развивающего обучения?
По раздаточному материалу рассмотрите основные характеристики развивающего обучения. Как вы понимаете каждое из положений? Развивающее обучение отличается от объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Усвоение знаний и формирование способа деятельности выступают в структуре развивающего обучения как процесс и результат деятельности ученика. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новых способов действия. (учебник Педагогика под ред. П.И. Пидкасистого с. 158-162)
С равнительная характеристика традиционного и развивающего обучения Таблица I
Дисс Маликовой Р.С., с 27.
Руководящая идея системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина 1. Становление ребенка как субъекта разнообразных форм и видов деятельности 2. Развитие познавательного интереса 3. Обучение быстрым темпом 4. Реализация принципа сознательности
Задача учителя состоит в организации учебной деятельности, формировании самостоятельности, активной жизненной позиции путем вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использования активных методов обучения. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но и овладевает способами действий. Предметом деятельности учения в структуре развивающего обучения является не усвоение, а учебная деятельность в процессе конструирования, в которой осуществляется усвоение.
Педагог должен проектировать задачи, предвидеть результаты своих действий и деятельности учащихся, создавать ситуации, принимать решения в постоянно изменяющихся ситуациях. Наиболее известной из систем развивающего обучения является программа для начального образования, разработанная творческим коллективом под руководством Л.В. Занкова. Занков Леонид Владимирович (1901 – 1977) – педагог, психолог, дефектолог, доктор педагогических наук. Разрабатывал вопросы психологии развития нормальных и аномальных детей. Провел исследования в общей педагогике: выявил разные формы сочетания слова и наглядности, их эффективность для развития детей; показал связь между обучением и развитием детей, доказал ведущую роль обучения, вскрыл резервы развития учащихся, создал новую дидактическую систему начального образования и методическое руководство к ней. Рассмотрите раздаточный материал «Дидактическая система Л.В. Занкова». Основные положения дидактической системы Л.В Занкова. Главная задача – психическое развитие ребенка (ума, воли, чувств) - основа знаний, умений и навыков. Содержание образования – дать общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства. Богатое содержание образования осуществляется за счет: - включения предметов естественнонаучного цикла, - обогащения содержания общепринятых предметов, - в отсутствии разницы между «главными» и «неглавными» предметами, - приобретением знаний под руководством учителя вне стен школы,
- привнесением в ход урока житейских наблюдений, - познания ребенком самого себя. Дидактические принципы. o Обучение на высоком уровне трудности. o Ведущая роль теоретических знаний. o Изучение программного материала быстрым темпом. o Осознание школьниками процесса учения. o Общее развитие всех учащихся (и сильных, и слабых) Своеобразие методики преподавания предметов 1. Многогранность, заключающаяся в том, что эмоции, интеллект, стремления, все стороны личности ребенка развиваются в целом. 2. Процессуальность познания (все темы и предметы взаимосвязаны). 3. Направленность методики на решение коллизий. 4. Вариантность. Урок и его структура неоднозначны. Дети говорят на уроке больше, чем учитель. Дисциплина на уроке свободная, допускается шум при дискуссии, шута, но не хаос. Домашние задания разнообразные по форме и по содержанию. Большая роль отводится экскурсиям. В системе Занкова нет отличников и двоечников, а есть личности. Главное – продвижение в психическом развитии. Отметка является инструментом для отражения итоговой школьной программы. На уроке развиваются положительные эмоции, доверительные отношения между учителем и учеником. Результаты. 1. Большой диапазон индивидуальных различий, но в психическом развитии они выше, чем при традиционном обучении. 2. Дети становятся критичными, развиваются эмоционально-волевые качества. 3. Способность к рефлексии. 4. Тяготение к умственной и интеллектуальной деятельности. 5. Отношение к себе как к личности. 6. Чувство уважение, содружество с одноклассниками. Особенности системы. 1. Установка на общее развитие. 2. Богатое содержание образования. 3. Дидактические принципы. 4. Большую роль в методике отводится творчеству, исследовательской, самостоятельной деятельности. 5. Нестандартные уроки, обилие экскурсий, дети больше говорят, чем учитель. 6. В оценке главное – уровень развития. 7. Меняется характер взаимоотношений. Итоги. Доказана ведущая роль обучения в развитии. Обучение идет не прямолинейно, а индивидуально. Введено понятие «общее развитие» как цель обучения, раскрыты способы изучения общественного развития школьников. ? В чем вы видите своеобразие дидактической системы Л.В. Занкова ? Какой принцип вы запомнили, раскройте его. ? Стали ли бы вы преподавать по такой системе обучения. ? С какими трудностями вы можете столкнуться в работе. По раздаточному материалу просмотрите «Отличие дидактической системы Л.В. Занкова и традиционного обучения». Д/з просмотрите записи урока и составьте опорный конспект или опорный сигнал по этой системе.
Не следует понимать традиционное обучение как схоластическое. В отечественной педагогике принято различать три системы развивающего обучения: · Традиционное развивающее, · Система развивающего обучения Л.. Занкова. · Система развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|