Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пансудховака сутта: Старатель




АН 3.101

[Благословенный сказал]: [Монахи], в золоте есть такие грубые загрязнения: земля, песок и гравий. Старатель или его ученик, положив золото в чан, раз за разом вымывает его до тех пор, пока не избавится от грубых примесей.

Когда он избавился от них, в золоте остаются средние загрязнения: грубый песок и мелкий гравий. Он раз за разом вымывает золото до тех пор, пока не избавится от средних загрязнений.

Когда он избавился от них, в золоте остаются незначительные загрязнения: мелкий песок и чёрная пыль. Старатель или его ученик раз за разом вымывает золото до тех пор, пока не избавится от незначительных загрязнений.

Когда он избавился от них, то остаётся только золотая пыль. Золотых дел мастер или его ученик, положив пыль в тигель, раз за разом обдувает его снова и снова, чтобы сдуть окалину. Золото, покуда его раз за разом не обдули вплоть до того момента, когда загрязнения исчезли, покуда оно не очистилось от окалины, не было податливым, мягким или сияющим. Оно было хрупким и с ним ещё нельзя было работать. Но когда золотых дел мастер или его ученик раз за разом обдувает золото, то наступает момент, когда вся окалина сходит. Золото, которое раз за разом обдували вплоть до того момента, когда загрязнения исчезли, стало чистым, очищенным от окалины, мягким, податливым и сияющим. Оно не хрупкое и с ним можно работать. И тогда какое бы украшение ни задумал сделать мастер: пояс, серьгу, ожерелье или золотую цепь золото может послужить этой цели.

(1) Точно также, есть грубые загрязнения у монаха, который настроен на высший ум1: неблагое поведение телом, речью, и умом. Сознательный и способный монах отбрасывает [эти грубые загрязнения], рассеивает, уничтожает.

(2) Когда он избавился от них, в нём продолжают наличествовать средние загрязнения: чувственные мысли, недоброжелательные мысли, мысли о причинении вреда. Он отбрасывает их, рассеивает, уничтожает.

(3) Когда он избавился от них, в нём остаются незначительные загрязнения: мысли о [своей] варне, мысли о родной земле, мысли о том, чтобы [другие] к нему плохо не относились. Он отбрасывает их, рассеивает, уничтожает.

И когда он избавился от них, то остаются только мысли о Дхамме. Его сосредоточение [пока ещё] ни спокойное, ни утончённое. Оно ещё не достигло безмятежности и единства и удерживается приложением усилий. Но приходит время, когда его ум обретает внутреннюю устойчивость, успокаивается, объединяется, сосредотачивается. [И тогда] его сосредоточение умировторённое и утончённое, достигло безмятежности и единства и более не удерживается приложением усилий.

И тогда к каким бы из высших знаний он ни направил свой ум для познания и реализации, он может познать их для себя самостоятельно, поскольку есть для этого подходящая основа.

Если он пожелает: Пусть я овладею различными видами сверхъестественных сил: будучи одним2 он может познать это для себя самостоятельно, поскольку есть для этого подходящая основа.

Если он пожелает: Пусть я услышу за счёт божественного уха он способен реализовать это, есть для этого подходящая основа.

Если он пожелает: Пусть я познаю умы других существ он способен реализовать это, есть для этого подходящая основа.

Если он пожелает: Пусть я вспомню многочисленные прошлые обители он способен реализовать это, есть для этого подходящая основа.

Если он пожелает: Пусть я увижу за счёт божественного глаза он способен реализовать это, есть для этого подходящая основа.

Если он пожелает: Пусть я, за счёт уничтожения умственных загрязнений, в этой самой жизни войду и буду пребывать в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью, зная и проявляя эти состояния для себя самостоятельно посредством прямого знания он может познать это для себя самостоятельно, поскольку есть для этого подходящая основа.

 

 

Прим. переводчика (SV): Под высшим умом понимается ум уровня джханового сосредоточения.

 

 

Раскрываются также, как пункты 5-10 в АН 10.97.

 

Нимитта сутта: Предметы

АН 3.102

[Благословенный сказал]: [Монахи], монах, намеревающийся тренировать высший ум, должен время от времени уделять внимание трём предметам. (1) Время от времени ему следует уделять внимание предмету сосредоточения. (2) Время от времени ему следует уделять внимание предмету старания. (3) Время от времени ему следует уделять внимание предмету невозмутимости. Если монах, намеревающийся тренировать высший ум, будет уделять внимание только предмету сосредоточения, то может статься так, что его ум начнёт склоняться к лени. Если он будет уделять внимание только предмету старания, то может статься так, что его ум начнёт склоняться к неугомонности. Если он будет уделять внимание только предмету невозмутимости, то может статься так, что его ум не будет правильно сосредоточен для уничтожения пятен умственных загрязнений. Но когда он время от времени уделяет внимание предмету сосредоточения, время от времени уделяет внимание предмету старания, время от времени уделяет внимание предмету невозмутимости его ум мягкий, податливый, сияющий, не хрупкий. Он правильно сосредоточен для уничтожения пятен умственных загрязнений.

[Это] подобно тому, как золотых дел мастер или его ученик, устанавливает плавильную печь. Установив печь, он нагревает тигель. Когда тигель нагрет, он берёт щипцами кусок золота и помещает его в тигель. Время от времени он обдувает его, время от времени брызгает на него водой, время от времени внимательно изучает его. Если бы он только обдувал его, то могло бы статься так, что золото бы выгорело. Если бы он только брызгал на него водой, то могло бы статься так, что золото бы остыло. Если бы он только внимательно изучал его, то могло бы статься так, что золото не стало бы безупречным. Но когда он время от времени обдувает его, время от времени брызгает на него водой, время от времени внимательно изучает его, золото становится мягким, податливым и сияющим. Оно не хрупкое и с ним можно работать. И тогда какое бы украшение ни задумал сделать мастер: пояс, серьгу, ожерелье или золотую цепь золото может послужить этой цели.

Точно также, монах, намеревающийся тренировать высший ум, должен время от времени уделять внимание трём предметам... его ум мягкий, податливый, сияющий, не хрупкий. Он правильно сосредоточен для уничтожения пятен умственных загрязнений.

И тогда к каким бы из высших знаний он ни направил свой ум для познания и реализации, он может познать их для себя самостоятельно, поскольку есть для этого подходящая основа.

Если он пожелает: Пусть я овладею различными видами сверхъестественных сил: будучи одним1 он может познать это для себя самостоятельно, поскольку есть для этого подходящая основа.

Если он пожелает: Пусть я услышу за счёт божественного уха он способен реализовать это, есть для этого подходящая основа.

Если он пожелает: Пусть я познаю умы других существ он способен реализовать это, есть для этого подходящая основа.

Если он пожелает: Пусть я вспомню многочисленные прошлые обители он способен реализовать это, есть для этого подходящая основа.

Если он пожелает: Пусть я увижу за счёт божественного глаза он способен реализовать это, есть для этого подходящая основа.

Если он пожелает: Пусть я, за счёт уничтожения умственных загрязнений, в этой самой жизни войду и буду пребывать в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью, зная и проявляя эти состояния для себя самостоятельно посредством прямого знания он может познать это для себя самостоятельно, поскольку есть для этого подходящая основа.

 

 

Раскрываются также, как пункты 5-10 в АН 10.97.

 

 

Вторые пятьдесят

I.

Просветление

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...