Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика уровней проявления социальных эмоций и их влияние на поведение детей дошкольного возраста




Критерии

Уровни

Высокий Выше среднего Средний Низкий
Оказание помощи Помощь оказывают во всех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение добрым отношением к своим сверстникам, чувством товарищества. Помощь оказывают во всех случаях по собственному желанию, но не мотивируют свое поведение. Помощь оказывают во всех случаях, иногда прибегают к помощи взрослых. Недоброжела-тельное, злое отношение к сверстникам.
Отношение к сверстникам Доброжелатель-ное отношение к сверстникам. Пытаются объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращаются друг с другом; всегда готовы уступить товарищу. Мотивируют свое поведение. Доброжелатель- ное отношение к сверстникам. Пытаются объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращаются друг с другом. К сверстникам относятся неоднозначно, в зависимости от ситуации. Проявляют чувство жадности. Не осознает необходимости оказания помощи, все делает ради себя.
Забота о животных Проявляют заботу и чуткость во всех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение. Проявляют заботу и чуткость, но не всегда но не всегда мотивируют свое поведение. Проявляют заботу о животных во всех случаях, но иногда стараются возложить ответственность за животных на других (родителей, друзей, ветеринаров). Отсутствует проявление заботы. Проявляют чувство жадности.
Реакция на успех и неудачу Признают удачу других, радуются за товарищей. В случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие. Могут мотивировать свое поведение. Признают удачу других, радуются за товарищей. В случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие, но не мотивируют свое поведение. Проявляют заботу без особой радости, потому что «так надо». Не могут смириться с тем, что кто-то лучше них; ставят себя на первое место.
Реакция на эмоциаональ- ное состояние других Умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются. Мотивируют свое поведение. Умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются в зависимости от ситуации, но не мотивируют свое поведение. Различают эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта. Иногда переживают за товарищей. Не обращают внимания на эмоциональное состояние окружающих. Не способны радоваться и переживать за других.

 

Чтобы определить на каком уровне находится понимание детьми нравственной стороны отношений между людьми, мы провели с детьми беседу в игровой форме на тему «Что мы ценим в людях».

Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта, справедливость, способность к дружбе, любви, смелость.

Справедливость дошкольники понимают как честность (52%) и щедрость: «не жадный, делится» (40%). Способность к дружбе они определяют как взаимопомощь (19%), «можно доверить секрет» (13%) и честность (5%), хорошие взаимоотношения (40%), общие интересы, общие игры (14%), общение (5%).

Любовь в представлении старших дошкольников – это дружба (12%), постоянно видеть другого человека, быть с ним вместе (с мамой, папой, бабушкой и т.д.) (75%), доверять самое сокровенное (9%), забота друг о друге (9%), счастье (10%).

На следующий день мы предложили детям поразмышлять на темы: «Что такое счастье?», «Что такое доброта?».

Интересно дети рассматривают критерии счастья. Они рассуждали следующим образом: счастье – это радость (50%), много любимых игрушек и возможность покупать все что понравится (45%), когда сбываются мечты, когда хвалят за достижения, за хорошие поступки (около 10%). Некоторые сказали, что просто нужно быть «Счастливым человеком» (20%).

Заметим, что личностно менее зрелые дошкольники, как и школьники, понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, счастье, смелость, любовь к родным. Но с другой стороны они вкладывают в эти понятия весьма односторонний смысл: это их должны любить, к ним относиться справедливо. Справедливость большинство понимают как щедрость («У меня не было карандаша, а он мне дал; я потеряла заколку, а она нашла и отдала мне»).

Часть дошкольников (34%) затрудняются дать определение понятию «дружба» («это когда я дружу»; «дружба – это дружба» и т.д.). Понятие «любовь» многие дети высмеивают – «Он тупой, в нее влюбился» (30%). В основном дети говорят о родительской любви к ним.

Для проверки нравственных мотивов детям было предложено ответить на вопрос: Как ты поступишь, если в твоем присутствии обижают человека? 71% ответили: Дам сдачи обидчику, заступлюсь. Остальные либо уклонились от ответа, либо ответили: промолчу, пусть сами разбираются, ведь не меня же обижают, сам виноват.

Мы провели так же анкету: детям предлагалось дополнить предложения: чего я больше всего хочу; в чем состоит мой долг; что мне нравится; что мне не нравится. Выяснилось, что большинство детей видят разницу между долгом и желанием. У значительной части дошкольников желания связаны с приобретением профессии – «когда я вырасту, я хочу быть…» (31%). Дети мечтают о четвероногом друге (30%). Наибольший процент детей мечтает о приобретении материальных благ (чтобы что-то купили, подарили) (44%).

На вопрос «Что нравится?» дети отвечают достаточно конкретно (когда хвалят за успехи, подарки, животные). В ответах на вопрос «Что не нравится?» дети отвечали примерно так: не нравится убирать свою комнату, злые люди, быть маленьким, невкусная еда и т.д.

В целом представления старших дошкольников о нормах нравственности отличаются расплывчатостью. С одной стороны – расширенное толкование («Нравственный человек – это хороший человек»). С другой стороны – сужение этого понятия («Нравственный человек – это то, кто дарит подарки, делится с другими, слушается взрослых»).

Опрос родителей детей и педагога показал, что понимание детьми нравственных норм («слушаться взрослых, не шалить, не жадничать» и т.д.) объясняется именно повседневными наставлениями, которые дети слышат от взрослых. Представления о нравственности у старших дошкольников крайне ограничены, потому что взрослые, прежде всего родители, изо дня в день твердят им только о необходимости быть послушными, не шуметь, беспрекословно подчиняться требованиям старших. Родители в оценке поведения дошкольников ориентируются на внешние проявления неорганизованности, недисциплинированности. Игнорируются причины этих проявлений – то, что дошкольник не знает правила поведения, не умеет их применять в конкретной ситуации, а главное не имеет потребности в нравственном поведении, не понимает, для чего это нужно.

Но и знание ребенком нравственных норм еще не говорит о его воспитанности. Важно, чтобы хорошо осознанные нравственные нормы стали мотивами поведения. Необходимо активно-положительное, устойчивое отношение к нравственным нормам со стороны ребенка.

В ходе исследования выяснилось, что затрудняются дать оценку поступка, определить степень его нравственности в силу того, что им непросто самостоятельно, без помощи взрослого выделить лежащий в его основе мотив. Поэтому они обычно судят о поступке не по намерению, которым он вызван, а по его результату. Они часто подменяют более абстрактный мотив более понятным им. Суждения детей о степени нравственности поступка, их оценки являются в большей мере результатом усвоенного от педагога, от родителей, от других людей, а не пережитого, «пропущенного» ими сквозь свой собственный опыт. Им мешает также отсутствие теоретических знаний о нравственных нормах и ценностях.

Анализируя нравственный опыт детей дошкольного возраста, мы видим, что хотя он и не велик, в нем нередко уже имеются значительные изъяны. Дети не всегда добросовестны, старательны, правдивы, доброжелательны.

 Рис.1. Оценка уровня сформированности нравственных качеств детей.

 

В связи со сказанным большое значение приобретает проблема воспитывающей роли личности самого педагога, нравственный облик которого должен быть в глазах детей безупречным.

 Планируя свою работу с детским коллективом, социальный педагог должен помнить, что она будет давать свои результаты в том случае, если взрослый предполагает, что не только он будет влиять на детей, но дети тоже будут иметь на него влияние. Определяя свое общение с коллективом детей, социальный педагог должен руководствоваться профессиональными нравственными принципами работы с детьми, без которых добиться неформальных результатов в работе с детьми невозможно.                                                                          

По нравственному воспитанию детей в целях их социализации можно предложить работать по следующим направлениям:

                                                                                             Таблица №5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...