Направления деятельности социального педагога по нравственному воспитанию детей как фактору социализации
Содержание деятельности социального педагога по нравственному воспитанию
Основные методы
и формы
1. Я и Общество
- Вежливость, как основа воспитанности.
- Добро и зло в сказках.
- Твой стиль поведения.
- В гостях у этикета.
- Ждем гостей.
- Как завоевать друзей.
- О дружбе мальчиков и девочек.
- Каким я бы хотел видеть своего друга.
- Учимся общению.
- Создание совместно нарисованного мультфильма «Что такое «хорошо» и что такое «плохо».
- О вежливости на каждый день.
- Давайте понимать друг друга с полуслова…
- День добрых сюрпризов.
- Зачем быть вежливым.
Этическая беседа
Практическое занятие
Этическая беседа
Праздник
Деловая игра
Беседа
Беседа
Диспут
Ролевая игра
КТД
Нравственный театр
Диспут
Праздник
Практическое занятие
2. Я и Окружающий мир
- Флора и фауна Зауралья.
- Экологическая викторина.
- Помоги птицам зимой.
- Мои друзья – животные.
- Озеленение.
- Природа моего края.
- Экологическая акция в лесу.
- Экологический рейд по населенному пункту с оформлением его неутешительных результатов в виде письма Главе администрации или листовок для жителей.
- Сделаем планету чистой.
- В гостях у зимней сказки.
- Карнавал животных.
- Тучкины штучки.
- Встречаем птиц.
Игра – путешествие
Акция
Викторина
Акция (высаживание цветов на аллею)
Экскурсия в краеведческий музей
Конкурс рисунков
Экскурсия в лес с родителями
Спортивный праздник, основанный на имитации повадок животных.
Экскурсия в осенний лес
Весенний праздник.
2. Я и Семья.
- Что значит быть хорошим сыном, дочерью.
- Родительский дом.
- Моя родословная.
- Наша история в семейном альбоме.
- Встреча трех поколений.
- Папа, мама, я – дружная семья.
- Семейные традиции.
- Любите ваших матерей.
- Наши семейные реликвии.
- Руками детей и их родителей.
- Герб нашей семьи.
- Мама – свет души моей.
- Твои поступки и твои родители.
Этическая беседа.
Этическая беседа.
Устный журнал
Выставка фотографий
Семейная гостиная
Спортивный праздник
Устный журнал
Беседа
Фотоколлаж
Выставка поделок
Проект
Семейная гостиная
Практическое занятие
4. Я и Отечество.
- Что достойно гражданина.
- Уголок Отчизны – отчий дом.
- Мишкино – мая малая Родина.
- Жизнь и быт крестьян Зауралья.
- Наш край в годы Великой Отечественной войны.
- Знаменитые земляки.
- Мне земля эта кровно мила …
- Молодость наших бабушек.
- Орден моего деда.
- Салют ветеранам.
- Праздничный сюрприз.
- Цветы к обелиску.
- Защитники Родины – мои родственники.
Беседы
Экскурсии в районный краеведческий музей.
Посещение выставки картин местных художников.
Праздники
Поздравление ветеранов с Днем Победы
Поздравления ветеранов с Днем пожилого человека
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане, Чечне.
5. Я и Я.
- О достоинстве.
- Совесть в жизни человека.
- Добрыми делами славен человек.
- Возьми в пример себе героя.
- Мои права и обязанности.
- По каким правилам мы живем.
- Твои гражданские права.
- Суд над пороками людей.
- Подарок малышам (игрушки для детей детского сада №2).
- Всюду, всегда и везде вечная слава воде (проявление гигиенических навыков и привычек, преодоление вредных привычек).
- О поступках плохих и хороших.
- Чем богат человек.
- Ты и твое здоровье.
Беседы
Игры
Игра – доказательство
Операция
Беседа врача
Игра – тренинг
Практические занятия
Залогом успешной деятельности с детьми является сотрудничество социального педагога с родителями. Семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – важная и ответственная задача социального педагога. Решение данной задачи возможна через реализацию следующих направлений деятельности социального педагога с родителями.
Таблица №6
Направление работы с родителями
Содержание работы
Формы и методы
1. Изучение условий семейного воспитания.
Реализация данного направления позволяет социальному педагогу лучше узнать детей и их родителей, познакомиться с домашними условиями развития личности ребенка.
В плане работы данное направление может быть представлено такими формами работы, как анкетирование родителей, детей, сочинение о семье, посещение семей детей, конкурс творческих работ «Моя семья», деловые, ролевые игры с родителями, формирование банка данных о семье и условиях семейного воспитания.
2. Информирование родителей.
О содержании и организации воспитательного процесса, результатах воспитания, развития и социальной адаптации детей.
Осуществляется с помощью тематических и итоговых родительских собраний, оформления папок для родителей, информационных стендов, пресс-клуба, занятий совместно с детьми, составление карт развития и социальной адаптации ребенка, оформление благодарственных писем родителям.
Планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности социального педагога и родителей.
Проводится в следующих формах: родительские конференции (научно-практические, теоретические, читательские, по обмену опытом семейного воспитания), собрания, университет педагогических знаний, лекции, практикумы. Возможны индивидуальные и групповые консультации.
4. Организация совместной деятельности детей и родителей.
Осуществляется социальным педагогом с помощью включения родителей в различные виды взаимодействия.
Совместное планирование воспитательной работы, коллективные творческие дела, праздники, вечера, концерты, спортивные мероприятия, организация походов, поездок, экскурсий, осуществление социальных проектов (по оформлению классной комнаты, спортивной площадки, изготовлению наглядных пособий и т.д.), организация работы кружков, клубов родителей.
5. Вовлечение родителей в управление жизнью детского коллектива.
Организация работы родительского комитета, совместная деятельность с органами детского самоуправления.
Участие родителей в работе малых педагогических советов, установление связей с общественностью, окружающим социумом.
6. Индивидуальная работа с родителями.
Позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи ребенка, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка.
Посещение семей, индивидуальные беседы с родителями, оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий детей (одаренные, неуспевающие, дети группы риска и др.), совместное определение перспектив и средств социализации детей, педагогические консультации, индивидуальные поручения.