Социокультурное проектирование.
Для успешного развития религиозного туризма необходимо использовать социокультурное проектирование. Это специфическая технология инновационной деятельности в социально-культурной среде, представляющая собой конструктивный, творческий подход, сущность которого заключается в анализе и выявлении причин возникновения проблем, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, разработке путей и средств достижения поставленных целей. Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект. Программа - это развернутый документ, определяющий в масштабах конкретной территории всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни: процессов создания, сохранения, передачи и развития культурных ценностей, традиций, и включающий модели материально-технического, организационного, кадрового и информационного обеспечения для реализации намеченных мероприятий и инициатив. Проект - это локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов В религиозном туризме существует дилемма коммерциализации и духовности, которая порождает много проблем. Эти проблемы могут быть решены, если будет существовать доверие и дружба между разными культурами и цивилизациями, не будет разногласий между религиозными конфессиями, предпринимателями и государственными организациями. Выделение среди многочисленных мотивов путешествий реализации духовно-познавательных потребностей участников позволяет объединить религиозный и познавательный туризм в близкое по цели и технологиям организации социокультурное пространство.
Одной из продуктивных технологий освоения плодов культуры своего народа (инкультурация) и адаптации к быстро меняющемуся окружению (социализация)для разных социально-профессиональных и возрастных групп является социокультурное проектирование.Эта технология позволяет осуществить комплексный подход к такому явлению как туризм, включающему в себя разные профессиональные сферы как условие его эффективности. Объектом проектирования становится организованный религиозный туризм как продукт институализированной деятельности (институты церкви, государства и частного сектора), реализуемый специалистами, позиционирующими себя в качестве создателей социально значимых услуг в духовной жизни человека, обеспечивающих социальное и культурное развитие общества. Религиозный туризм учит терпимости и осознанному отношению к жизни, т.е. решает мировоззренческие задачи. Культурный ландшафт, в который вписан религиозный памятник, сохраняет следы разных эпох историко-культурного развития места, а также антропогенного вмешательства в природу и определенных укладов повседневной жизни. В этой связи основным принципом становитсяпоиск общих целей в развитии туризма, формирование стандартов религиозного туризма и выработка совместных проектов государства и церкви для их достижения. Особым моментом в социокультурном проектировании религиозного туризма становится интеграция его в государственную культурную политику, направленную на снижение социальной напряженности в стране и поддержку культурного наследия. Проектная идеология в организации туристской деятельности основывается на человеческом ресурсе развития туризма. Финансово-экономический ресурс является производным от привлеченных лиц, заинтересованных в этой сфере. Это утверждение, по мнению ведущих специалистов, основывается на необходимости участия в социокультурном проектировании следующих его субъектов: ученые; специалисты-практики; местное население; инвесторы; должностные лица.
Ученые, как субъекты социокультурного проектирования, заинтересованы в изучении и разработке информационного и культурно-экологического пространства туристской программы на местном уровне. Их задача заключается в создании «легенды места», т.е. интеллектуального продукта, отражающего его природное и культурное своеобразие, зафиксированное в исторических и краеведческих изысканиях, синодиках монастырей и храмов, преданиях, традициях и народном творчестве. Инвесторами являются лица, проявляющие интерес к религиозному туризму или конкретной туристской программе, вкладывающие свои финансовые, энергетические и другие ресурсы в туристскую деятельность, и имеющие планы получения экономической или иной выгоды. Местное население заинтересовано в решении собственных социальных проблем с помощью туристских проектов (проблема занятости, повышение жизненного уровня и социального статуса и другие). Для должностных лиц важна возможность реализации государственных социокультурных проблем и снижения социальной напряженности. Специалисты-практики заинтересованы в выполнении своих профессиональных функций и в дальнейшем развитии своей деятельности. Объединение усилий всех перечисленных субъектов проектирования в рамках общего проекта возможно при наличии единого идеализированного представления о регионе или местности. Это результат синтеза реальных значимых ценностных характеристик места, где организуется туристский маршрут и особенностей восприятия этого места самыми различными субъектами проектной деятельности. Поэтому социокультурное проектирование в сфере религиозного туризма может быть обеспечено только через механизм переговоров, диалогаидей и концепций представителей религиозной конфессии и государства, специалистов сферы туризма и сферы культуры, местного сообщества, для согласования и нахождения общего поля интересов. Итогом такого взаимодействия может быть разумный компромисс, от которого все участники переговорного процесса могут получить определенную выгоду.
Таким образом, социокультурный проект развития религиозного туризма опирается на ресурсы заинтересованных интеллектуальных, информационных, финансовых и других групп, преодолевших противостояние и достигших конструктивного и творческого согласия. Это означает, что в социокультурном проекте туристской деятельности возможно не только опосредованное (на уровне консультаций), но и непосредственное участие всех названных субъектов в организации туристского маршрута. В реальной деятельности тот или иной субъект социокультурного проектирования может оказаться главным потенциальным или реальным заказчиком и исполнителем проекта, объединив вокруг себя других субъектов-соучастников, решающих конкретные задачи, тем самым обеспечивая комплексность, полифункциональность и социальное разнообразие проектируемой туристской программы. В том или ином регионе, в той или иной социокультурной и экономической ситуации может быть разное представительство указанных субъектов социокультурного проектирования. В одном случае главными инициаторами и движущей силой могут быть специалисты-практики, в другом, если в регионе существует достаточный научный потенциал — ученые, в третьем - инвесторы или даже активные представители местного населения. Примером использования проектной технологии в организации туризма может служить Каргапольский район Архангельской области. Недалеко от села Ошевенское находится сакральное место - руиныАлександро-Ошевенского монастыря (1453г.), основатель которого Александр Ошевенский пришел из Кирилло-Белозерского монастыря Вологодской области и стал в каргополье самым почитаемымсвятым.Рядом с монастырем в деревне поселились москвичи и питерцы, предприниматель из Вологды поднимает старые дома, чтобы наглядно показать будущим туристам всю разумность, красоту и традиционность общинной жизни русского села.
По дороге в Ошевенское находится Лядины (одно это название включает целый куст деревень, поэтому уточняем п.о. Гавриловская), в котором православная община, проводит экскурсии, праздники, помогает восстанавливать уникальный тройной ансамбль (колокольня, зимняя и летняя церкви – 18-19 вв.), являющийся памятником федерального значения, входит в Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Здесь же в сельской начальной школе создан этнографический музей, экспонатами которого является коллекция «символа Каргополя». Ребята используют старинные технологии и изобретают свои техники: ленточного декорирования, создания панно из отхожих материалов, для изображения символа Каргополя – карги (вороны). В школе представлено панно, на котором множество разнообразных по технике исполнения и настроению фигурок ворон, сделанных руками ребят. Экспозиция пополняется гостями музея: присылают свой вариант вороны, материалы для изготовления или фотографии, живопись, кукол и т.д. Известно, что все начинается с ответственности каждого из нас за свое будущее. Ее берет на себя человек (Ворощук Н.Ф. в Лядинах, Аднобаев Р. в Каргополе) или организация (приход, туристская фирма, музей, школа, Комитет по культуре Архангельской области). Так рождается партнерство, а общие интересы помогают достигнуть целей, которых поодиночке многие не рискнут себе поставить. Конечным результатом социокультурного проектирования в сфере организованного религиозного туризма является не только создание той или иной туристской программы, но и ее реализация в региональном, а может быть и в общегосударственном масштабе с целью знакомства с отечественной культурой. Для широты восприятия богатого наследия и современного состояния многихмест в России туристу необходимо иметь предварительную подготовку и более полную информацию о возможности его участия в жизни места. Такое социокультурное посредничество может взять на себя любой субъект туризма. При проектировании религиозного туризма возникает вопрос: как познакомить человека со всеми особенностями проявления элементов родной ему культуры с разных позиций: позиции религии и позиции истории культуры В периоды интенсификации социальных перемен особенно учащаются отклонения от установленных в обществе норм, ослабляются механизмы социализации, а ее содержание становится более неопределенным.Ситуации межличностного и межгруппового взаимодействия делаются более напряженными, и людям приходится выбирать, как в таких случаях организовывать совместную активность, используя «парадигму взаимодействия». Ее содержание состоит в том, что оцениваются нормативные ориентации участников по отношению друг к другу как к партнерам; общие намерения, относящиеся к цели взаимодействия; ожидания участников по отношению друг к другу и результатам взаимодействия; особенности организации информационного обмена, обусловливающие степень взаимодействия.
Религиозный туризм расширяет эмоционально-чувственный опыт на основе зрелищной и художественно-образной информации, возможности индивидуального самоутверждения, обогащения неформальных социальных связей участников туристского маршрута. Социокультурное проектирование туристской деятельности означает технологию создания особой культурной среды, которая формирует социально-значимый опыт освоения культурных и гуманистических ценностей в процессе освоения и осуществления туристских маршрутов. Оно направлено на гуманизацию современного социума. Речь идет о необходимости комплексного подхода к формированию программ: всякое конкретное путешествие должно быть тщательно проработано с точки зрения культурологии как модель положительного психологического и эстетического восприятия новых впечатлений, ощущений и информации. Для того, чтобы турист в процессе путешествия испытал максимум положительных эмоций, воспринял информацию и у него появилось желание продолжить изучение историко-культурных и религиозных аспектов его социокультурного окружения, необходимо выстроить маршрут как «культурный текст», значимый и ценностный для самого туриста. При проектировании любого маршрута религиозного туризма существенной частью проектов туристской деятельности становится уровень культурологической подготовки организаторов и участников этого процесса. Не умаляя важности продуманной разработки внешних условий туристской деятельности, именно моделирование «сценариев восприятия» туристами культурно-познавательного содержания путешествия является первичным. Основными для индивида становятся внутренние события и явления,связанные с его туристской деятельностью, для которых уже вторичны внешние аспекты ее реализации. Поэтому организаторам религиозного туризма важно обеспечить процессы установления контактов между членами группы и способствовать удовлетворению индивидуальных предпочтений каждого из них в обогащении эмоционально-чувственного опыта. Этого можно достичь инициацией взаимодействия туристов между собой и с окружающей культурной средой, привлекая их к обобщению впечатлений как результата полученной познавательной информации. Таким образом, социокультурное проектирование в религиозном туризместроится на выделении проблем, поиске возможных вариантов их осуществления, определении механизмов и субъектов их решения, прогнозе возможных результатов и выборе наиболее целесообразного проекта для его реализации и контроля. Применение технологии социокультурного проектирования в религиозном туризме дает возможность осуществлять: = оздоровительную функцию - по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье – это совокупность физического, психического и духовного здоровья». Духовное здоровье означает освоение творческого подхода к жизни, к практике самосовершенствования, к религиозному и культурному опыту; = придание личности общей культурной компетентности – инкультурацию. Это понятие можно определить, как процесс освоения системы ценностных ориентаций, подходов к различным явлениям и событиям, познания в области морали и нравственности, национальных и сословных традиций, обычаев, обрядов, современными интеллектуальными и эстетическими течениями, политической и культурной историей данного народа, основными символами национального достоинства, гордости и пр.; = культуротворческую деятельность - как способ сознательного формирования постоянной потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии. Культуротворческая деятельность реализуется на трех уровнях: гуманизма и сотрудничества; духовно-нравственной жизни общества как основы культуры общения; культуры личности; = принцип партнерства - привлекать к туристской деятельности всех заинтересованных субъектов: специалистов из разных отраслей, ученых, должностных лиц, инвесторов, местных жителей; = воспитание толерантности – как фактора снижающего социальную напряженность – через знакомство смногообразием культур и конфессий, их сосуществованием и сотрудничеством, что расширяет представление о мире и месте человека в нем; упрощает процесс самоидентификации и снижает агрессивность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|