Влияние религиозного туризма на смягчение социальной напряженности в обществе
Духовно-нравственное состояние общества не в меньшей степени, чем экономика, материальная сфера, сказывается на укладе жизни в стране, уровне благосостояния населения. С ним неразрывно связаны реализация свобод и прав человека, утверждение индивидуальности и коллективных начал, своеобразие исторических традиций, стабильность нравственных устоев, этики, личного и общественного поведения. Сегодня российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Экономические неурядицы, политические потрясения, национальные противоречия, неопределенность жизненных устоев, потеря положительных идеалов, сложные экологические проблемы — все это лишает людей эмоционального равновесия, порождает бездуховность, способствует разрушению жизненных ориентиров. Обостряются противоречия, приводящие к острым социально-трудовым конфликтам, к столкновениям на этнической и религиозной почве, у людей появляется чувство страха и безысходности, утрачивается уверенность в завтрашнем дне. Состояние социальной сферы,непосредственно связанной с распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга, в некоторых регионах приводит к нарастанию социальной напряженности. Социальная напряженность – это особое состояние общественной жизни, характеризующееся обострением внутренних противоречий. Вызывается совокупностью экономических, политических, социальных, национальных, религиозных и иных процессов. Часто усугубляется действием внешних обстоятельств и локальных факторов. Формирование альтернативного социума по отношению к негативному социальному опыту – цель развития религиозного туризма. В религиозном туризме важным является соединение интересов религиозных организаций и государства в снижении социальной напряженности в стране, первичными становятся духовные и социальные факторы здоровья нации.
Такой подход к религиозному туризму потребует проектной разработки для получения в перспективе отлаженного механизма мирного взаимодействия разных по интересам и мировоззрению групп российского общества, прежде всего это должно касаться молодого поколения. С восстановлением в стране относительной экономической стабильности, общество и государство начало поворачиваться лицом к проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи. Вхождение России в третье тысячелетие было ознаменовано принятием трех программ: «Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы», «Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)». Анализ названных программ показывает, что государство сформулировало важность разработки концепции духовно-нравственного становления детей и молодежи (патриотизм является одним из проявлений процесса духовного становления личности) на основе общечеловеческих и отечественных традиций и ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Все чаще звучит мнение о том, что духовно-нравственное и патриотическое воспитание должно строиться на основе традиционно присущих российской культуре ценностей. Речь идет не о создании новых идеологических продуктов, а о признании актуальности базисных духовных и нравственных ценностей России, как многовековой цивилизации. В первую очередь – о религиозных традициях, являющихся основой культуры, ценностей и воззрений народов нашей страны. Поэтому наряду с различными формами приобщения молодежи к традиционным духовным ценностям, немалую роль должен сыграть религиозный туризм, который в последние годы получает в России заметное развитие.
С точки зрения духовно-патриотического воспитания, это касается не только молодежи, религиозный туризм является сравнительно общедоступным и оказывает большое эмоциональное воздействие на человека. В поездки по святым местам люди отправляются с разными мотивами: обрести систему ценностей, утвердиться на духовном пути, познакомиться с культурным наследием страны. Многие после таких путешествий возвращаются преображенными, разрешившими некоторые жизненные противоречия, отдохнувшими и в хорошем состоянии духа. Часто именно во время поездки у них происходит переоценка повседневных, жизненных ситуаций, поведения, мыслей. Все это влияет на смягчение социальной напряженности в обществе. Вот почему идеологической составляющей религиозного туризма является смягчение общей социальной напряженности, а не разделение общества на враждебные стороны; установление диалога и мира между конфессиями: религиозный туризм не должен вызывать столкновений или обид на религиозной и социальной почве. Вопросы профессиональной подготовки кадров в сфере религиозно-познавательного туризма. Ценность религиозной культуры в формировании духовно-нравственной личности достаточно полно отражена в теориях и концепциях отечественных философов, религиоведов, историков, педагогов. Об этом свидетельствуют труды Н.А.Бердяева, Н.Я.Данилевского, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, П.Ф.Каптерева, И.В.Киреевского, И.Кронштадского и других. В них была раскрыта и установлена специфика ее влияния на экономические, социокультурные, образовательные процессы в обществе. Формирование личности в XX веке начинает восприниматься как системный комплекс хорошо известных ныне направлений - умственного, нравственного, физического, эстетического и трудового. В.В.Зеньковский в статье «Христианство и педагогическая деятельность» рассматривает человека (личность) как носителя некоей целостности, формирование которой всегда происходит за счёт двух составляющих – интеллекта и религиозной сферы. Развитие личности сопровождается не только знаниевыми достижениями, но и духовным совершенствованием.
Н.А. Бердяев утверждал, что знание и вера не мешают друг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить другую. Ф.Г. Гегель рассматривал воспитание (как системообразующий педагогический процесс) как действие (взаимодействие субъекта и объекта) как культивацию двух важнейших способностей человека: разума и нравственности. Подобные идеи поддерживал и Л.Н. Толстой. Целостность процесса воспитания вырабатывается не только сугубо научными методами, но и духовно-творческим осмыслением результатов обучения, поиском смысла и ценностных ориентиров в самом знании и процессе его формирования. Современные требования к содержанию образования должны способствовать формированию необходимого уровня компетентности существенной части граждан в области истории, обществознания, филологии, искусства, морали, стимулировать воспитание социально ценных качеств личности - гражданственности, патриотизма, уважения к историческому и культурному наследию народов России и мира, коммуникативных навыков, культуры межэтнического и межконфессионального общения, эстетической, экологической культуры. Важным является включение знаний о конфессиях и религиозной культуре при изучении конкретных предметных областей (история, филология, география, искусство и т.д.). Бурное развитие религиозного туризма в современном мире, а в последние годы и в России, выявило необходимость решения проблемы профессиональной подготовки специалистов в этой сфере. Для устойчивого и успешного ее развития требуются высококвалифицированные специалисты. Поскольку возник спрос на поездки с религиозными целями, появились и туристские фирмы, предлагающие своим клиентам такие туры. Как показало исследование предложений на рынке религиозного туризма, многие сотрудники этих компаний не могут объяснить разницу между паломничеством и религиозным туризмом, и не имеют соответствующей профессиональной подготовки.
Для того чтобы развивать религиозный туризм, нужны не только управленцы и организаторы, но в первую очередь нужны экскурсоводы, гиды, сопровождающие групп – специалисты, которые непосредственно работают с туристами. Однако в специализированных учебных заведениях нет программ профессиональной подготовки подобных специалистов. На ознакомление с направлением «религиозный туризм» за 5 лет обучения предусмотрено всего два лекционных часа. Таким образом, существует известное противоречие между потребностями в высококвалифицированных кадрах в области религиозного туризма и отсутствием разработок научно-теоретических основ и прикладных аспектов подготовки специалистов этого туристского направления. Социальная и культурная ситуация, с которой сталкивается человек, приобщаясь к реликвиям и ценностям святого места, по существу отличается от повседневной, и не всегда является привычной и понятной. Возникает потребность в специалисте, способном корректно объяснить смыслы атрибутики, легенды из житийных книг о святых и осуществить первое знакомство светского человека с религиозным культом и его связями с историческими процессами. Духовный опыт, который может получить человек, зависит от качества подготовки и настроений экскурсовода, который для этого должен обладать знаниями педагогики, психологии, истории, искусствоведения, экскурсоведения, краеведедения и владеть специальной православной литературой по теме показа. Кадровое обеспечение развития религиозного туризма невозможно без научного подхода к созданию и функционированию единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области туризма; к определению потребностей в специалистах различных уровней; к регламентации профессиональной деятельности в туризме. Определяя комплекс педагогических условий и средств формирования профессиональной компетентности специалиста по религиозному туризму необходимо учитывать социальный заказ, предъявляющий высокие требования к качеству подготовки специалистов в этой области, и соответственно - к профессиональной компетентности выпускников высших и средних учебных заведений. Формирование профессиональной компетентности специалистов в области религиозно-туристской деятельности будет более эффективным, если выполнен следующий комплекс педагогических условий: 1 - разработана структурная модель, раскрывающая цели, принципы, задачи и условия формирования профессиональной компетентности специалистов. Моделирование есть процесс идеализирования того или иного действия и действительности. Получаемый образец является ориентиром, обладающим гибкостью, возможностью обновления и корректировки. Его можно адаптировать под конкретного человека, конкретный коллектив, к конкретным условиям и т.п.;
2 - определена совокупность форм, методов и учебных средств, способствующая развитию профессиональных знаний, коммуникативных навыков, формированиюустойчивого профессионального подхода к работе в сфере религиозного туризма, учитывающая специфику профессиональной деятельности и личностные характеристики специалистов; 3 - выявлены критерии оценки профессиональной компетентности специалистов, среди которых наиболее значимой является коммуникативная компетентность. Это интегральная способность личности к оценке ситуации, партнера по общению, собственного коммуникативного потенциала (способности, знания, умения, навыки, опыт) в контексте решаемой профессиональной задачи и к выбору на этой основе конструктивных способов ее решения и приемов коммуникативного взаимодействия. Организация религиозного туризма требует серьезных схем подготовки туристов, которые необходимы, для встреч с представителями незнакомой религии и для правильного восприятия содержания программы поездки. Сакральная часть любого путешествия к святым местам как ушедших от нас религий, так и ныне существующих, всегда требует определенного духовного наставления. Посещение очень многих святых мест связано и с политической обстановкой - это тоже должно учитываться при подготовке туристов к поездке. Для успешного решения этих проблем необходимо иметь грамотных и квалифицированно подготовленных специалистов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|