Сочетание познавательных и религиозных целей.
В мире известно и вновь открывается немало объектов, связанных с существующими или ушедшими религиями, которые вызывают широкий интерес как объекты посещения у потенциальных потребителей туристских предложений, заинтересованных в получении квалифицированной информации или простом ощущении их величия. Новым открытием памятников можно считать и меняющиеся представления об известных памятниках, которые основаны на недавних научных исследованиях. Это касается и древнеегипетских пирамид, и дольменов на Кавказе, и комплексов в Центральной и Латинской Америке, и многих других объектов. Включение этих памятников культуры как объектов показа в рамках религиозного туризма предполагает их определённую интерпретацию, подготовку туристов к их восприятию и соответствующую подачу экскурсионной информации. Нередко включению объектов религии в сферу туризма препятствуют политические мотивы, что требует от организаторов повышенного внимания к вопросам обеспечения безопасности туристов, а от туристов – особенно корректного поведения при знакомстве с этими объектами и наблюдении ими процедуры отправления религиозных обрядов местным населением. Трудно себе представить религиозный тур в рамках любой конфессии, экскурсионная программа которого включала бы только выдержки из священных текстов, произнесённые экскурсоводом при посещении святых и культовых мест, при знакомстве с историческими и религиозными реликвиями. Экскурсионная информация непременно должна включать сведения из истории религии, возникновения культового места и сооружения церковного здания или храма, характерных для этого времени архитектурных стилях, об особенностях развития общества и об известных личностях, которые были участниками этих процессов. Экскурсоводу, сопровождающему туристов, необходимо убедительно и доходчиво осуществлять религиозно-просветительскую работу, соблюдать все каноны и правила независимо от степени религиозности туристов. Он должен рассказать о многовековых традициях, истории посещаемых храмов и монастырей, а также знакомить туристов и экскурсантов с основами религии, особенностями церковных обрядов и богослужений, их значением для современного человека. Такой комплексный подход к разработке и изложению материала делает экскурсию и поездку в целом полнокровным познавательным явлением, в рамках которого религиозная тема становится естественным, органичным и логичным включением в структуру экскурсии.
Правильно сформированная экскурсионная программа религиозных поездок, в которой гармонично взаимосвязаны познавательная и религиозная составляющие, становится впечатляющим культурным и духовным событием для туриста. Непременным условием для достижения такого результата является высокое качество экскурсионного продукта, зависящее от многих составляющих содержательного и технологического характера, психологического контакта между экскурсоводом и экскурсантами, а также от внешних условий, в которых создаётся этот продукт. Сочетание познавательных и религиозных целей путешествия налагает на туристов дополнительные ограничения морально-этического плана. Эти ограничения связаны именно с религиозным аспектом, поскольку посещение религиозных объектов и наблюдение обрядов обычно регламентируется выполнением определенных требований, установленных религиозными канонами. В связи с введением в школах занятий по предмету "Основы религиозной культуры и этики", которые начнутся в апреле 2010 г. в 19 российских регионах, появляются новое направление в развитии религиозного туризма, а именно – религиозно-образовательный туризм, как дополнительная форма постижения школьниками основ нового предмета. В основах светской этики лежит религиозная мораль, которая не противоречит принятым нормам поведения. Уроки религиозной культуры должны объединять детей на основе общих этических норм жизни, развивать в них правосознание и терпимость. Туризм и экскурсии – это традиционная форма образовательной деятельности и поэтому организацию поездок школьников по маршрутам религиозного туризма необходимо уже на первых этапах увязывать с учебно-методическими пособиями по данному предмету. В роли экскурсоводов могут вступить те же учителя. Для этого им будет необходимо пройти специальный курс экскурсоведения, т.к. проведение экскурсии требует специальных навыков и подготовки. Не менее эффективным здесь может стать и привлечение профессиональных экскурсоводов, владеющих технологиями проведения экскурсионных поездок с детьми. Уже на современном этапе при рассмотрении данных вопросов надо учитывать курс "Основы православной культуры" и учебник, который пишет дьякон Кураев. Для преподавания нового курса потребуется порядка 15 тысяч педагогов. К преподаванию нового курса будут привлечены учителя начальных классов, истории, преподаватели общественных и гуманитарных дисциплин, а также учителя из церковных воскресных школ. При их подготовке желательно закладывать основы экскурсоведения и организации поездок. Следует иметь ввиду, что из 300 тысяч экземпляров книг, которые поступают в школы с конца марта, больше всего учебников по преподаванию светской этики - 125 тысяч. Учебники по православной культуре выйдут тиражом 80 тысяч экземпляров, по мировым религиозным культурам - 60 тысяч, исламской культуре - 40 тысяч, буддийской культуре - 14 тысяч и иудейской культуре - 12 тысяч экземпляров[40]. Религиозно-познавательные туры могут стать существенным дополнением к образовательным программам вузов гуманитарного направления.
В религиозном туризме принимают участие представители различных слоев населения, конфессий, которые знакомятся не только с религиозным, но и с историческим, культурным и художественным наследием посещаемых территорий, получают новые знания. Организация таких поездок призвана обозначить поле исследовательского интереса для туристов и путешественников, которые в процессе знакомства с памятниками культуры различного исторического периода обнаруживают в них религиозную составляющую и ищут объяснения её смысла. В этих поисках абсолютно необходимы уважение к чужой культуре, такт по отношению к её древним и современным носителям, понимание ценности любых объектов историко-культурного наследия для нынешнего поколения и сохранения их для потомков.
Новым явлением в туризме и путешествиях стали частые поездки религиозных людей не для поклонения святыням, а с другими целями. Путешествуя, они исполняют все религиозные обряды, чем обращают на себя внимание попутчиков. Это новый аспект, характерный для современной религиозной жизни людей, принадлежащих к разным конфессиям, который необходимо учитывать в практике туризма и который является частью общей проблематики религиозного туризма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|