Иддхипада сутта: Основы сверхъестественных сил
АН 4.276 [Благословенный сказал]: Монахи, ради прямого знания жажды следует развивать четыре вещи. Какие четыре? (1) Вот, монахи, монах развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за желания и формирователей старания. (2) Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за усердия и формирователей старания. (3) Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за ума и формирователей старания. (4) Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за исследования и формирователей старания1. Ради прямого знания жажды следует развивать эти четыре вещи.
Эти четыре основы разъясняются в СН 51.
Сутты АН 4.277-303 (сутты идентичны АН 4.274-276, но вместо "ради прямого знания жажды" здесь идут другие фразы: "ради полного понимания жажды... ради полного уничтожения жажды? ради оставления жажды? ради уничтожения жажды, ради преодоления жажды, ради угасания жажды, ради прекращения жажды, ради отказа от жажды, ради покидания жажды") Сутты АН 4.304-783 (сутты идентичны АН 4.274-303, но вместо "жажды" здесь идут иные значения): злобы заблуждения злости враждебности клеветы презрения зависти скупости неискренности лукавства упрямства горячности самомнения надменности опьянения беспечности
АН 5: Панчака Нипата - Книга Пяти
Первые пятьдесят I. Силы ученика Санкхита сутта: Кратко АН 5.1 Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. Там Благословенный обратился к монахам: Монахи!
Да, Учитель! - отвечали те монахи. Благословенный сказал: Монахи, существуют эти пять сил ученика. Какие пять?
* (1) сила веры, * (2) сила стыда, * (3) сила боязни совершить проступок, * (4) сила усердия, * (5) сила мудрости.
Таковы пять сил ученика1. Поэтому, монахи, вот как вы должны тренировать себя: Мы будем обладать силой веры ученика, мы будем обладать силой стыда, боязни совершить проступок, усердия, силой мудрости ученика. Вот, монахи, как вы должны тренировать себя.
Не стоит путать эти пять сил ученика (панча секха балани) с пятью силами (панча балани) в списке 37 средств к просветлению (см. АН 5.13-16). Комментарий: "Силы семи учеников. Сила веры называется так, потому что она не колеблется перед лицом безверия. Сила стыда не колеблется перед лицом бесстыдства. Сила боязни совершить проступок не колеблется перед лицом безбоязненности совершить проступок. Сила усердия не колеблется перед лицом лени. Сила мудрости не колеблется перед лицом невежества".
Виттхата сутта: Подробно АН 5.2 В Саваттхи. [Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять сил ученика. Какие пять?
* сила веры, * сила стыда, * сила боязни совершить проступок, * сила усердия, * сила мудрости.
(1) И что такое сила веры? Вот ученик Благородных наделён верой. Он верит в просветление Татхагаты так: Благословенный, арахант, полностью просветлённый, совершенный в истинном знании и поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый, благословенный. Это называется силой веры. (2) И что такое сила стыда? Вот у ученика Благородных есть чувство стыда. Он стыдится телесного, словесного, и умственного неблагого поведения. Он стыдится обретения плохих, неблагих качеств. Это называется силой стыда. (3) И что такое сила боязни совершить проступок? Вот ученик Благородных страшится [совершения] проступков. Он страшится телесного, словесного, умственного неблагого поведения. Он страшится обретения плохих, неблагих качеств. Это называется силой боязни совершить проступок.
(4) И что такое сила усердия? Вот ученик Благородных зародил усердие к оставлению неблагих качеств и к обретению благих качеств. [В этом] он силён, упорен в старании, не отложил [своей] обязанности развивать благие качества. Это называется силой усердия. (5) И что такое сила мудрости? Вот ученик Благородных мудр. Он обладает мудростью, которая различает происхождение и исчезновение1 благородной, проницательной, ведущей к полному уничтожению страданий. Это называется силой мудрости. Таковы пять сил ученика. Поэтому, монахи, вот как вы должны тренировать себя: Мы будем обладать силой веры ученика, мы будем обладать силой стыда, боязни совершить проступок, усердия, силой мудрости ученика. Вот, монахи, как вы должны тренировать себя.
Комментарий поясняет, что речь идёт о мудрости, способной проникнуть в возникновении и угасание пяти совокупностей.
Дуккха сутта: Страдание АН 5.3 [Благословенный сказал]: Монахи, обладая пятью качествами, монах пребывает в страдании в этой самой жизни с беспокойством, унынием, взбудораженностью и после распада тела, после смерти, можно ожидать, что [он попадёт] в плохой удел. Какими пятью? Вот монах лишён (1) веры, он (2) бесстыден, (3) не боится совершить проступок, (4) ленив и (5) немудр. Обладая этими пятью качествами, монах пребывает в страдании можно ожидать, что [он попадёт] в плохой удел. Монахи, обладая пятью качествами, монах пребывает в счастье в этой самой жизни без беспокойства, уныния, взбудораженности и после распада тела, после смерти, можно ожидать, что [он попадёт] в благой удел. Какими пятью? Вот монах наделён верой, у него есть чувство стыда, он боится совершить проступок, он усерден, и мудр. Обладая этими пятью качествами, монах пребывает в счастье? [он попадёт] в благой удел.
Ятхабхата сутта: Как если бы затянули силой АН 5.4 [Благословенный сказал]: Монахи, обладая пятью качествами, монах перерождается в аду, как если бы его туда затянули силой. Какими пятью? Вот монах лишён (1) веры, он (2) бесстыден, (3) не боится совершить проступок, (4) ленив, и (5) немудр. Обладая этими пятью качествами, монах перерождается в аду, как если бы его туда затянули силой.
Монахи, обладая пятью качествами, монах перерождается в небесном мире, как если бы его туда затянули силой. Какими пятью? Вот монах наделён верой, у него есть чувство стыда, он боится совершить проступок, он усерден, и мудр. Обладая этими пятью качествами, монах перерождается в небесном мире, как если бы его туда затянули силой.
Сиккха сутта: Тренировка АН 5.5 [Благословенный сказал]: Монахи, любые монахи или монахини, которые оставили [монашескую] тренировку и вернулись к низшей жизни [домохозяина], в этой самой жизни навлекают на себя пять уместных оснований для критики. Какие пять? (1) У тебя не было веры [в практике развития] благих качеств. (2) У тебя не было стыда [в практике развития] благих качеств. (3) У тебя не было боязни совершить проступок [в практике развития] благих качеств. (4) У тебя не было усердия [в практике развития] благих качеств. (5) У тебя не было мудрости [в практике развития] благих качеств. Любые монахи или монахини, которые оставили [монашескую] тренировку и вернулись к низшей жизни [домохозяина], в этой самой жизни навлекают на себя пять уместных оснований для критики. Монахи, любые монахи или монахини, которые живут полной и чистой святой жизнью, даже [испытывая при этом] боль и уныние, рыдая с лицом полным слёз, в этой самой жизни обретают пять уместных оснований для похвалы. Какие пять? У тебя есть вера, чувство стыда, боязнь совершить проступок, усердие, мудрость [в практике развития] благих качеств. Любые монахи или монахини, которые живут полной и чистой святой жизнью, даже [испытывая при этом] боль и уныние, рыдая с лицом полным слёз, в этой самой жизни обретают пять уместных оснований для похвалы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|