Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Даттхабба сутта: Следует видеть




АН 5.15

[Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять сил. Какие пять?

* сила веры,

* сила усердия,

* сила осознанности,

* сила сосредоточения,

* сила мудрости.

(1) И где, монахи, следует видеть силу веры? Силу веры следует видеть в четырёх факторах вступления в поток1. (2) И где следует видеть силу усердия? Силу усердия следует видеть в четырёх правильных усилиях2. (3) И где следует видеть силу осознанности? Силу осознанности следует видеть в четырёх основах осознанности. (4) И где следует видеть силу сосредоточения? Силу сосредоточения следует видеть в четырёх джханах. (5) И где следует видеть силу мудрости? Силу мудрости следует видеть в четырёх благородных истинах.

 

 

Четыре фактора вступления в поток: прочная нравственность и вера в Три Драгоценности. См. АН 9.27.

См. СН 49.1.

 

Пунакута сутта: Вершина

АН 5.16

[Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять сил. Какие пять?

* сила веры,

* сила усердия,

* сила осознанности,

* сила сосредоточения,

* сила мудрости.

Таковы пять сил. Из этих пяти сил ученика сила мудрости считается наивысшей, которая удерживает вместе все остальные, которая объединяет их. Подобно тому, как вершина - это высшая часть дома с остроконечной крышей, часть, которая удерживает вместе все остальные, которая объединяет их, то точно также, из этих пяти сил ученика сила мудрости считается наивысшей, которая удерживает вместе все остальные, которая объединяет их.

 

Патхама хита сутта: Благополучие (I)

АН 5.17

[Благословенный сказал]: Монахи, обладая пятью качествами, монах практикует ради собственного блага, но не ради блага других. Какими пятью?

(1) Вот монах совершенен сам в нравственном поведении, но не побуждает других становиться совершенными в нравственном поведении. (2) Он сам совершенен в сосредоточении, но не побуждает других становиться совершенными в сосредоточении. (3) Он сам совершенен в мудрости, но не побуждает других становиться совершенными в мудрости. (4) Он сам совершенен в освобождении, но не побуждает других становиться совершенными в освобождении. (5) Он сам совершенен в знании и видении освобождения, но не побуждает других становиться совершенными в знании и видении освобождения.

Обладая этими пятью качествами, монах практикует ради собственного блага, но не ради блага других.

 

 

Дутия хита сутта: Благополучие (II)

АН 5.18

[Благословенный сказал]: Монахи, обладая пятью качествами, монах практикует ради блага других, но не ради собственного блага. Какими пятью?

(1) Вот монах не совершенен в нравственном поведении сам, но побуждает других становиться совершенными в нравственном поведении. (2) Он не совершенен в сосредоточении сам, но побуждает других становиться совершенными в сосредоточении. (3) Он не совершенен в мудрости сам, но побуждает других становиться совершенными в мудрости. (4) Он не совершенен в освобождении сам, но побуждает других становиться совершенными в освобождении. (5) Он не совершенен в знании и видении освобождения сам, но побуждает других становиться совершенными в знании и видении освобождения.

Обладая этими пятью качествами, монах практикует ради блага других, но не ради собственного блага.

 

Сутты

АН 5.19-20

(сутты аналогичны предыдущей АН 5.18, но здесь, в первой сутте, монах не совершенен сам и не побуждает других (практикуя ни ради своего блага, ни ради блага других), а во второй, напротив, совершенен и побуждает, т.е. практикует и ради своего блага и ради блага других)

 

 

III.

Пятифакторное

Патхама агарава сутта: Непочтительный (I)

АН 5.21

[Благословенный сказал]: Монахи, когда монах неуважителен и непочтителен, когда его поведение неприятно его товарищам-монахам, (1) то не может быть такого, чтобы он исполнил фактор подобающего поведения. (2) Не исполнив фактора подобающего поведения, не может быть такого, чтобы он исполнил фактор ученика. (3) Не исполнив фактора ученика, не может быть такого, чтобы он исполнил нравственное поведение. (4) Не исполнив нравственного поведения, не может быть такого, чтобы он исполнил правильное воззрение. (5) Не исполнив правильного воззрения, не может быть такого, чтобы он исполнил правильное сосредоточение.

Но, монахи, когда монах уважителен и почтителен, когда его поведение приятно его товарищам-монахам, то есть возможность, что он исполнит [свою] обязанность вести себя подобающе. Исполнив [свою] обязанность вести себя подобающе, есть возможность, что он исполнит обязанность ученика. Исполнив обязанность ученика, есть возможность, что он исполнит нравственное поведение. Исполнив нравственное поведение, есть возможность, что он исполнит правильное воззрение. Исполнив правильное воззрение, есть возможность, что он исполнит правильное сосредоточение.

 

Дутия агарава сутта: Непочтительный (II)

АН 5.22

[Благословенный сказал]: Монахи, когда монах неуважителен и непочтителен, когда его поведение неприятно его товарищам-монахам, (1) то не может быть такого, чтобы он исполнил фактор подобающего поведения. (2) Не исполнив фактора подобающего поведения, не может быть такого, чтобы он исполнил фактор ученика. (3) Не исполнив фактора ученика, не может быть такого, чтобы он исполнил совокупность нравственного поведения. (4) Не исполнив совокупности нравственного поведения, не может быть такого, чтобы он исполнил совокупность сосредоточения. (5) Не исполнив совокупности сосредоточения, не может быть такого, чтобы он исполнил совокупность мудрости.

Но, монахи, когда монах уважителен и почтителен, когда его поведение приятно его товарищам-монахам, то есть возможность, что он исполнит [свою] обязанность вести себя подобающе. Исполнив [свою] обязанность вести себя подобающе, есть возможность, что он исполнит обязанность ученика. Исполнив обязанность ученика, есть возможность, что он исполнит совокупность нравственного поведения. Исполнив совокупность нравственного поведения, есть возможность, что он исполнит совокупность сосредоточения. Исполнив совокупность сосредоточения, есть возможность, что он исполнит совокупность мудрости.

 

Упаккилеса сутта: Загрязнения

АН 5.23

[Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять загрязнений золота, имеющее которые, золото ни податливо, ни послушно, ни сияющее, но ломкое и не особо годится для работы [с ним]. Какие пять?

 

* [примесь] железа,

* [примесь] меди,

* [примесь] олова,

* [примесь] свинца,

* [примесь] серебра.

 

Таковы пять загрязнений золота, имеющее которые, золото ни податливо, ни послушно, ни сияющее, но ломкое и не особо годится для работы [с ним]. Но когда золото лишено этих пяти загрязнений, оно податливое, послушное, сияющее, гибкое, и годится для работы. Какое бы украшение человек ни пожелал бы сделать из него браслет, серьги, ожерелье, золотой венок он может достичь своей цели.

Точно также, монахи, есть эти пять загрязнений ума, загрязнённый которыми, ум ни податлив, ни послушен, ни сияющ, но ломкий и не сосредотачивается правильным образом для уничтожения пятен [умственных загрязнений]. Какие пять?

 

* (1) чувственное желание,

* (2) недоброжелательность,

* (3) лень и апатия,

* (4) неугомонность и сожаление,

* (5) сомнение.

 

Таковы пять загрязнений ума, загрязнённый которыми, ум ни податлив, ни послушен, ни сияющ, но ломкий и не сосредотачивается правильным образом для уничтожения пятен. Но когда ум лишён этих пяти загрязнений, он становится податливым, послушным, сияющим, гибким, и правильно сосредоточен для уничтожения пятен. И тогда, когда есть [такое] подходящее основание, человек способен реализовать любое состояние, осуществляемое прямым знанием, к которому он бы направил ум.

Если он пожелает: Пусть я буду овладевать различными видами сверхъестественных сил: будучи одним, я буду становиться многими достигать даже мира Брахмы он способен реализовать это, ведь есть для этого подходящее основание.

Если он пожелает: Пусть я буду слышать за счёт божественного уха, очищенного и превосходящего человеческое, различные виды звуков: божественные и человеческие, далёкие и близкие он способен реализовать это, ведь есть для этого подходящее основание.

Если он пожелает: Пусть я буду знать умы других различать освобождённый ум как освобождённый ум, а не-освобождённый ум как не-освобождённый ум он способен реализовать это, ведь есть для этого подходящее основание.

Если он пожелает: Пусть я буду вспоминать многочисленные прошлые обители: одну жизнь, две жизни в подробностях и деталях он способен реализовать это, ведь есть для этого подходящее основание.

Если он пожелает: Пусть я буду видеть за счёт божественного глаза в соответствии с их каммой он способен реализовать это, ведь есть для этого подходящее основание.

Если он пожелает: Пусть за счёт уничтожения пятен [умственных загрязнений] в этой самой жизни я войду и буду пребывать в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью, зная и проявляя эти состояния для себя самостоятельно посредством прямого знания он способен реализовать это, ведь есть для этого подходящее основание1.

 

Все сверхспособности раскрываются по стандартной формулировке, как, например, в АН 10.97.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...