Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Fnaea 2. Как правильно говорить





2. ПИ — ПЭ — ПА — ПО — ПУ — ПЫ.

3. БИ — БЭ — БА — БО — БУ — БЫ.

4. ПЕ — ПЯ — ПЕ — ПО.

5. БЕ — БЯ — БЕ — БО.

6. ПИББ - ПЭББ - ПАББ - ПОББ - ПУББ - ПЫББ.

7. БИПП - БЭПП - БАПП - БОПП - БУПП - БЫПП.

8. ПИББИ — ПЭББЭ — ПАББА — ПОББО — ПУББУ — ПЫББЫ.

9. БИППИ — БЭППЭ — БАППА — БОППО — БУППУ — БЫППЫ.

Можно составлять многообразные вариации упражнений, чередуя глухой и звонкий звуки со всеми гласными.

Отшлифовывая произношение отдельных звуков, необхо­димо контролировать точность положения частей речевого аппарата.

Более сложны в произношении смягченные звуки [Т] и [Д] (ТЬ и ДЬ).

Упражнять эти звуки нужно с йотированными гласными звуками.

Например:

ТИ, ТЕ, ТЯ, ТЕ, ТЮ, ТИ;

ДИ, ДЕ, ДЯ, ДЕ, ДЮ, ДИ.

Строение артикуляционного упражнения может быть таким:

1. ТИДДИ - ТЕДДЕ - ТЯДДЯ - ТЕДДЕ - ТЮДДЮ -ТИДДИ.

2. ТИ — ДИ — ДИ — ТТИ, ТЕ - ДЕ - ДЕ - ТТЕ, ТЯ - ДЯ - ДЯ - ТТЯ.

3. ТЕ - ДЕ - ДЕ - ТТЕ, ТЮ - ДЮ - ДЮ - ТТЮ.

Чтобы зафиксировать произношение каждого звука, сочи­ните слова, в которых этот звук был бы в начале и в конце слова, можно воспользоваться пословицами и поговорками.

Например:

♦ И — Знали, кого били, потому и победили.

♦ Е — Кто сеет да веет, тот не обеднеет.

-iv ч**—45


"Как стать актером

♦ О — Красно поле пшеном, а речь умом.

♦ У—Ю — Чужим умом умен не будешь, Сам себя губит, кто людей не любит.

♦ А—Я — Голова без ума, что фонарь без огня, Ошибайся, да сознавайся.

♦ И—П — Пошел Ипат лопаты покупать, купил Ипат пять лопат,

шел через пруд — уцепился за прут, упал Ипат — пропали пять лопат.

♦ Ы — Каков Мартын, таков у него и алтын.

Для достижения выразительности речи нужно отчетливо и разборчиво говорить с одинаковой скоростью. Этому содей­ствует работа над скороговорками.

Не нужно стараться одним махом произносить скороговор­ки. На первых порах проговаривайте ее медленно, четко произ­нося каждый отдельный звук, делая паузу после каждого слова.

При произнесении скороговорки следите за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская их нечеткого и смазан­ного произношения.



Стремитесь при произнесении скороговорки определять всевозможные задачи (внутренние речевые установки).

Например:

При произнесении этого текста я хочу подсмеяться, хочу поплакаться, хочу позлословить, хочу похвалиться и т. д.

Примеры:

1. Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.

2. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

3. Расскажите про покупки! Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Правила выделения логических ударений

1. Подлежащее и сказуемое.

В простом нераспространенном предложении на один из главных членов и падает логическое ударение. Как правило, ударение приобретает слово, которое стоит вторым.

46—w -л*


Fnaea 2. Как правильно говорить

Например:

«Поля опустели; обнажились леса».

2. Правило о новом понятии:

A) Если подлежащим или сказуемым является слово, озна­
чающее что-то новое, что еще не упоминалось, то уда­
рение падает на него. Если оба понятия новые, то они
оба выделяются.

Б) Если данное понятие ранее упоминалось в тексте, то оно уже не выделяется. Например: Вот дом,

который построил Джек,а это пшеница,

которая в темном чуланехранится в доме,

который построил Джек.

Новые понятия: «дом», «Джек», «пшеница», «чулан» — выделяются. При повторении слов «дом», «Джек» уда­рение с них снимается.

B) Сказуемые, смысл которых в тексте содержится в смысле
подлежащего, не выделяются в тексте.

Например:

«Сверкнула молния», «прогремел гром».

3. Правило противопоставления.

Если одно понятие отрицает другое, то оба противопостав­ляемых слова выделяются.

Например:

«У меня будет отпуск не в этом году, а в будущем» — этот год противопоставлен будущему;

«В наших жилах кровь, а не водица» — «кровь» противо­поставлена «водице»;

«Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех».

Если в фразе есть утаенное противопоставление, то тот член предложения, который подразумевает противопоставле­ние, непременно будет под ударением.

Например:

*# <**—47


 


"Как стать актером


«Это были настоящие цветы» (подразумевается, что они не бумажные).

4. При соединении нескольких однородных членов в пред­
ложении все они должны быть выделены.

Например:

А) «У человека с бородою было умное, молодое, свежее лицо»;

Б) «Тут ели, спали, любили, дрались, заводили нескончае­мый торг, ждали светлого будущего, болели и умирали».

В этом предложении восемь однородных членов, причем такие группы слов, как «заводили нескончаемый торг», «жда­ли светлого будущего», являются распространенными одно­родными членами, так как в них выражаются понятия, относя­щиеся к тому, что делали тут эти люди.

5. Если определение выражено существительным в роди­
тельном падеже, то оно принимает на себя ударение.

Например:

«смысл фразы», «сила звука», «идея произведения».

6. В сравнении максимально ударным будет то, с чем срав­
нивается, а не то, что сравнивается.

Например:

«Лицо старухи было сморщенно, как высохшее яблоко», — сморщенное лицо сравнивается с высохшим яблоком, следо­вательно, ударными будут слова «высохшее яблоко».

7. В вопросительном предложении ударным является то
слово, в котором выражена сущность вопроса.

Например:

«Ты взял яблоко?». Если мы хотим узнать, кто взял ябло­ко, мы выделяем слово «ты».

Сценическое произношение и его особенности

Театр все время был чрезвычайно заинтересован в суще­ствовании единых произносительных норм литературного языка и сыграл в их формировании исключительную роль. Собственно театр стал школой общеустановленного орфоэпического про­изношения и хранителем орфоэпических обычаев.

 


Fnaea 2. Как правильно говорить

Сценическая речь пребывает в особенных отношениях со всеми языковыми стилями социальной повседневной практи­ки. Ядром сценического произношения является нейтральный стиль произношения. Но хотя последний и сформировал до­вольно ясно свои нормы, у него немало вариантных составля­ющих. Кроме того, нормы литературного произношения не кодифицированы в совершенной мере, между тем сцена спра­шивает более жестких норм, чтобы сценическая речь без зат­руднений воспринималась зрителями, была красивой и могла бы служить для них эталоном. Поэтому при наличии произно­сительных вариаций сценическая речь старается освободить­ся от них, приняв только один из них, чаще всего тот, который общеустановлен в строгой разновидности нейтрального стиля и который отвечает старомосковским правилам.

Произношение в сценической речи является не только ее внешним выражением, но и существенным выразительным сред­ством актерской игры наравне с интонацией, жестом, костю­мом, гримом. Поэтому в зависимости от манеры пьесы, време­ни и места действия, характера действующих лиц сценической речи приходится адресоваться ко всем в действительности имеющимся в общественной практике языковым стилям, в том числе и пребывающим за пределами литературного языка.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.