26. Миссия
Надо признать, что разговор о миссии России и российской нации начинался очень осторожно. В своей ставшей знаменитой лекции «Русская политическая культура. Взгляд из утопии» В. Ю. Сурков говорил, что «миссия российской нации требует уточнения», и тем самым вновь открыл разговор о «миссии», если уж не о пресловутой «национальной идее». И далее: «Без утверждения роли России среди других стран, без понимания, кто мы и зачем мы здесь, национальная жизнь будет неполноценной»[191]. Это и есть главный вопрос, на который русские политические мыслители ищут ответ (и будут искать) уже много столетий: зачем мы здесь? В чем наша миссия на этой земле? Что можем и должны принести мы миру и, следовательно, другим народам? Итак, если мы ведем речь о миссии России или российского народа, то формулировка вроде «успех российского народа (нации) как во всемирно-исторической перспективе, так и на данном этапе его развития»[192] как минимум противоречива. Успешность — категория, которая относится к бытию самого субъекта, а миссия направлена во вне. В этом смысле прав Сурков, когда говорит как о миссионерских проектах о «Москве — Третьем Риме» или о Третьем интернационале. Это были миссионерские проекты, которые Россия предлагала миру, и успешность (в том числе те ее параметры, которые перечислены в «Структуре идеологии “Единой России”: процветающая страна с устойчивым экономическим ростом и социальным положением, высоким качеством жизни людей и массовым средним классом) самой России является только условием выполнения миссии, а не ею самой. Зачем мы здесь? Вот главный вопрос при определении миссии России. Все остальное: экономический рост и международный вес, наличие массового среднего класса и высокого качества жизни людей, это тот базис, без которого невозможно (хотя, как показывает история, все-таки иногда возможно, но слишком высока цена) реализовать миссию.
Для того чтобы ответить на вопрос о миссии России, надо оглянуться и посмотреть, как на этот вопрос отвечали наши предшественники. Я не буду здесь приводить версии от начала времен до мечтателей-коммунистов и утопистов-либералов последних десятилетий. Если принципиально отказаться от концептуальных утопий, то в истории наиболее убедительно прозвучал голос Ф. М. Достоевского. Мысли нашего великого писателя тем более важны, что они позволяют вести речь о днях сегодняшних, о текущей повестке и в ее рамках ставить конкретные задачи. Не буду много цитировать пушкинскую речь Достоевского. Достаточно сказать, что миссией России и русского народа писатель считал способность «вместить в нее (в свою душу. — А. К. ) с братскою любовью всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону! » Эти слова Достоевского придают совсем другую перспективу словосочетанию «многонациональная страна». Именно в процессе строительства многонациональной (и многоконфессиональной! ) империи русский народ как народ государствообразующий получил уникальный опыт устроения национального общежития, где каждый народ получал от русского народа не только гарантии самосохранения, но и ресурсы для творческого развития. Это уникальный «концерт народов», где русский народ является дирижером и есть тот прообраз общей гармонии, «братского согласия племен по евангельскому закону», о котором говорил Достоевский. То есть для того, чтобы сказать новое слово миру — и тем самым выполнить свою миссию, — Россия должна стать самой собой и познать себя.
«Величайшие русские политические проекты (такие, как Третий Рим и Третий Интернационал), — пишет Сурков, — были обращены к людям других народов и открыты для них. Критически анализируя прошлое, признавая ошибки и провалы, мы вправе и будем гордиться всем лучшим, что унаследовано от Империи и Союза. В том числе уникальным опытом взаимопонимания Православной Церкви с исламской общиной, иными конфессиями, всестороннего взаимодействия и взаимопомощи земель и городов… Нет никаких сомнений, что русский демократический проект открыт и должен быть привлекателен для всех российских народов»[193]. И не только для российских, добавлю от себя. Русский демократический проект должен быть открыт для тех народов, которые захотят принять в нем участие, и должен при этом стать примером для тех народов в мире, которые в условиях глобального мира стремятся сохранить свою идентичность, остаться самими собой, свободно взаимодействуя с другими. Способность к устроению мирного рядомжительства разных народов и разных религий, не раз продемонстрированная Россией за ее тысячелетнюю историю, есть не только вклад России в мировую культуру, но и миссия. Русская цивилизация может продемонстрировать миру такой образ будущего, в котором народы — оставаясь самими собой, сохраняя свое национальное своеобразие и традиции — живут в мире и согласии (вопреки процессу глобализации, который «ведет» западная цивилизация, в отличие от русской). Это ключевые слова! И надо понять их подлинный смысл. Русский человек, построивший великую многонациональную империю и сохранивший ее, несмотря на ошибки своих собственных правителей и внешние вызовы, обладает уникальным опытом создавать вокруг себя территорию национального творчества, причем для многих народов. И в подтверждение моих выводов могу привести слова из программного заявления, принятого на VII съезде партии 3 декабря 2006 года: «Мы строим Россию, готовую к любым, самым неожиданным изломам исторического развития, способную не только надежно защитить свои национальные интересы, но и взять на себя ответственность за обеспечение глобальной стабильности, за судьбы мира в целом… Утверждение России среди стран — мировых лидеров неразрывно связано с ее исторической миссией: органически соединять различные полюса мировой цивилизации, стать ведущим интеллектуальным центром современного мира, который формулирует гуманистические ценности как мировоззренческую основу будущего мироустройства»[194].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|