Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение понятий «хронологический» возраст и «психологический» возраст.




Основные проблемы современной возрастной психологии и психологии развития.

Спорные вопросы теорий развития о факторах (природа или воспитание).

Психология развития занимается изучением того, как с возрастом меняется поведение и опыт людей. Хотя большинство теорий развития сфокусировано на периоде детства, конечной их целью является раскрытие закономерностей развития на протяжении всей жизни человека. Исследование, описание и объяснение этих закономерностей определяет круг тех задач, которые решает психология развития.

2 источника питают психологию развития: объяснительные принципы биологии и эволюционной теории; способы социально-культурного влияния на ход развития. Развитие в равной степени является и процессом биологического роста, и процессом присвоения ребенком культурных ценностей. Все современные теории развития человека пытаются установить взаимосвязь между природой и культурой, но осуществляют это с разной степенью успешности, делая акцент либо на природе, либо на культуре.

Современная психология развития имеет глубокие исторические корни. Конечно, люди всегда имели детей, но только в последнее столетие осуществлен переход от случайного описания развития к его систематическому исследованию. «Доступные» объяснения развития были очень общими и, как правило, умозрительными. Например, английский философ Джон Локк (1632-1704) считал, что родившийся ребенок подобен «чистой доске» и любая черта его личности обусловлена только жизненным опытом. С этой точки зрения новорожденный психологически абсолютно неструктурирован и полностью открыт для воздействий среды. Приверженцы подобных взглядов отрицают, что врожденные факторы могут внести сколько-нибудь важный вклад в психическое развитие. Отсюда следует признание огромной важности обучения, которому отводится роль источника всех знаний ребенка.

В противоположность взглядам Локка, французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) склонялся к «природной» теории человеческого развития. Он считал, что уже с рождения дети достаточно «подготовлены» к жизни, что они растут согласно «естественным законам» и что для их нормального развития требуется совсем немного морального руководства или принуждения со стороны взрослых. Теория Руссо отдает предпочтение «естественной» (природной) предрасположенности и минимизирует влияние воспитания и опыта.

Современная психология отказывается от этих дихотомических объяснительных подходов (природа-воспитание) в пользу «интерактивного», или «диалектического», анализа, который позволяет более адекватно представить сложное взаимодействие факторов развития.

Природный фактор принимается за основу в эволюционной теории Дарвина (считается, что именно он заложил основы научного подхода к развитию человека). Эволюционная теория признала человека частью природы и заставила задуматься о биологических основах человеческой природы.

 

Спорные вопросы теорий развития о характере (непрерывность или скачкообразность) объекта развития. Для исследователей остается важным вопрос о том, как происходит процесс развития – непрерывно или скачкообразно. Сторонники теорий научения придерживаются концепции непрерывного развития. Сторонники теорий стадиального развития считают, что наиболее значимые разрывы в развитии указывают на появление новых способностей или форм поведения (Фрейд, Пиаже).

 

Спорные вопросы теорий развития о природе объекта развития (организм или механизм).

Сторонники организменного подхода считают людей активными, принимающими полноценное участие в процессе развития. Индивиды взаимодействуют с другими индивидами, участвуют в событиях и в процессе этого изменяются. Они, в свою очередь, также воздействуют на объекты и события и изменяют их. Сторонники организменного подхода, изучающие познание (Ж.Пиаже), считают, что в процессе получения информации изменяемся и мы сами. Этот процесс делает нас способными действовать более компетентно при последующих информационных обменах. С позиций механистического подхода люди описываются как существа, пассивно реагирующие на события внешней среды, внутренние влечения или мотивацию. Эту точку зрения наиболее четко выражают бихевиористы, считающие, что поведением людей управляют поощрения или наказания.

Проблема периодизации психического развития в различных теоретических подходах.

Существует большое количество подходов к рассмотрения вопроса о периодах детства, авторы- представители различных теоретических школ, имеют свои взгляды на периодизацию детского развития, в чем-то их точки зрения совпадают, в чем-то имеет различия. Главным здесь является то, какой критерий выделяется как основание для периодизации.

Автор Критерии для периодизации
З. Фрейд Психосексуальные стадии развития
Э. Эриксон Психосоциальные стадии
Ж. Пиаже Когнитивные стадии
Джерсилд Стадии аффективного развития
Л.С. Выготский Кризисы возрастного развития
Д.Б. Эльконин Ведущий вид деятельности

Моносимптоматический (нач. 20го века): представители данного подхода придерживались периодизации психического развития по морфологическим признакам. Например, критерий, зубы: периодизация- беззубый, несколько зубов, зубатость, старость. Эти подходы быстро были преодолены, но долго существовали.

Полисимптоматический подход к периодизации психического развития. Представители данного подхода выделяли несколько симптомов для периодизации. Противопоставлялись морфологические и психологические признаки.

Комплексный подход к периодизации психического развития.

К комплексному подходу относят тех авторов, которые выделяют критерии развития. Например, Выготский, Флейвелл.

 

Соотношение понятий «хронологический» возраст и «психологический» возраст.

«Пионер» психологии Альфред Бине (после Вильгейма Прайера) экспериментально исследовал мышление маленьких детей. Свою наибольшую известность он получил как создатель первого теста по оценке интеллекта. Бине выступил с критикой диагностики умственной недостаточности, которую осуществлял медицинский персонал, отвечающий за помещение умственно отсталых детей в специальные школы Парижа. Ни один диагностический признак, который они использовали, не мог реально отделить детей с умственной недостаточностью от детей с нормальным интеллектом. Одни и те же дети могли получить разный диагноз в зависимости от того, какой врач их обследовал. Осознав острую практическую необходимость в валидном и надежном тестировании интеллекта, Бине сконструировал совместно с Симоном шкалу, которая была опубликована в 1905г. и известна как шкала Бине-Симона.

Вскоре, помимо оценки интеллектуальных способностей и потенциала обучаемости умственно отсталых детей, шкала нашла применение в образовании. Бине разработал тесты, которые основывались на нормативных данных о решении задач детьми определенного возраста, это вскоре привело его к идее о наличии умственного возраста, отличного от хронологического.

«Хронологический возраст» - длительность существования индивида со дня рождения.

В настоящее время от хронологического возраста отличают психологический возраст.

«Психологический возраст» - определенная качественная ступень онтогенетического развития, которая обусловлена закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания.

Сопоставляя характеристики хронологического и психологического возрастов, психологи пришли к тому, что можно разделить 2 феномена: акселерация и инфантилизм. Психический инфантилизм – отставание психологического возраста от хронологического. В основе психического инфантилизма лежит неспособность управлять своей психической деятельностью и поведением.

Акселерация: внешне человек не отличается от сверстников, но по опыту он гораздо старше детей того возраста, к которому относится.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...