Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция психосексуальных стадий развития З.Фрейда




.Фрейд все стадии психического развития сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной, или сексуальной энергии.

Эрогенные зоны — это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии — это стадии гинеса психиче­ского течения жизни ребенка. В них отражено развитие «Оно», «Я», «Сверх-Я» и взаимовлияние между ними.

Фрустрация – психосексуальные потребности пресекаются обществом.

Оральная стадия (0—1,5 лет). Основной источник удовольствия,а,следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредото­чивается на зоне активности, связанной с кормлением. 2фазы: — ранняя и позд­няя, занимающих первое и второе полугодия жизни. (сосание и укус).

Ведущая эрогенная об­л. этой стадии — рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание — это тип сексуальных проявлений ребенка.

Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты

Во второй фазе младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.

Т.обр., в начале жизни различение между внутрен­ним и внешним достигает­ся не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.

Во второй половине оральной стадии, с появлением зубов, к сосанию добавляется укус, который придает дей­ствию агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребенка. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью.

На оральной стадии фиксации либидо у человека формируются некоторые черты лич­ности: ненасытность, жадность, требовательность, неудо­влетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии люди делятся на оптимистов и пессимистов. Два типа личности: орально-пассивный: оптимистичный человек, который ищет одобрения и постоянной материнской заботы от мира, незрелость и зависимость. Орально-агрессивный: человек склонен к спорам, сарказму, цинизму, эксплуатации др., доминантности над другими.

Анальная стадия (1,5—3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности.

Теперь детская сек­суальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ре­бенок встречается со многими запретами, поэтому внеш­ний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь кон­фликтный характер.

Полностью образована инстанция «Я», и теперь она способна контролировать импульсы «Оно». «Я» ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и дей­ствительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некото­рые запреты. Т. обр., начинает формироваться «Сверх-Я» ребенка как часть его «Я», где в основном за­ложены авторитеты, влияние родителей и взрослых лю­дей, которые играют очень важную роль в качестве вос­питателей в жизни ребенка.

Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии — аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества — следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объ­ектом его внимания во время приучения к опрятности еще на доречевом уровне развития. Анальновыталкивающий тип личности: склонность к разрушению, импульсивности, жестокости. Анальноудерживающий: упрямство, скупость, методичность, неспособность переносить беспорядок.

Фаллическая стадия (3—5 лет) характеризует выс­шую ступень детской сексуальности. Ведущей эроген­ной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испы­тывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ре­бенка, — это родители.

Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал «эдиповым комплексом» для мальчиков и «комплексом электры» для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю про­тивоположного пола. Сексуальный комплек­с: мальчик испытывает влечение к матери, восприни­мая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх.

Разрешение, или освобождение от «эдипова ком­плекса», совершается в конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который, вы­нуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом.

Комплекс Электры – девочка, на определенном этапе развития, обвиняет мать за то, что она родила её дефектной (без одного полового органа). Происходит отход от женского типажа – зависть пениса, дочь не желает походить на мать. Плюс, девочка испытывает сексуальное влечение к отцу и воспринимает мать как конкурентку.

Для девочки очень важно идентифицироваться с матерью с положительной стороны: умение выстраивать отношения, что помогает справиться с комплексом Электры.

Т. обр., к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформирова­ны и находятся в постоянном конфликте друг с другом.

Главную роль играет инстанция «Я». Она сохраняет па­мять прошлого, действует на основе реалистического мышления. Однако эта инстанция должна теперь бороть­ся на два фронта: против разрушительных принципов «Оно» и одновременно против строгости «Сверх-Я».

Фаллической стадии соответствуют зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мыш­ление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью. Мужской типаж: дерзкие, хвастливые, стремятся показать свою мужественность и половую зрелость. Женский типаж: 1- стремление флиртовать, обольщать, вступать в беспорядочные половые связи. 2- напористая, доминантная, агрессивная.

Латентная стадия (6—12 лет) характеризуется сни­жением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо пере­носится на освоение общечеловеческого опыта, закреп­ленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия (от 12лет) характеризуется воз­вышением детских сексуальных стремлений: теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток стремится к одной цели — нор­мальному сексуальному общению (установлению интимных отношений с человеком противоположного пола). А также способность внести свой трудовой вклад в жизнь общества.

Эта стадия проходит в два этапа. Первый этапгомосексуальный: интимные отношения со своим полом. Второй этапгетеросексуальный: формируется генитальный характер – человек может познать себя, сказать другому о себе, о своих чувствах, чувствует свое неодиночество в этом мире.

Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его «Оно», «Я» и «Сверх-Я» и их взаимодействиями. Нормальное развитие происходит с помощью механизма субли­мации, а развитие, которое происходит посредством ме­ханизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры.

Описаны два наиболее ярких типа характера, форми­рующихся на этой стадии: психическая гомосексуаль­ность и нарциссизм. В психоанализе психическую гомо­сексуальность не всегда рассматривают как грубое поло­вое извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому полу замещается товари­щеской привязанностью, дружбой, общественной дея­тельностью в обществе лиц своего пола. Такие люди строят свою жизнь и поступки на основе предпочтения общества семье и создают тесные социальные связи в компаниях лиц своего пола.

Второй тип сексуального характера — нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя как объект своих сексуальных стремлений; для нее внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство. Подобные характеры направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия, свои переживания.

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...