Концепция психосоциальных стадий развития Э.Эриксона. (Эпигенетическая)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Принцип: на каждой возрастной ступеньки у человека развивается определенная структура, и среда будет задавать вектор этого развития. У каждого человека есть возможность развиваться на каждой стадии, но если есть неразрешенные конфликты на предыдущих стадиях, то их нужно решать. Если человек удачно решает конфликт, то он удачно переходит на другую стадию. Если конфликты неразрешены, то они дают о себе знать на последующих стадиях и определяют вектор развития. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, к-я выдвигается обществом. Решение каждой из этих задач сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Развитие личности — результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития. Эта борьба на новой стадии развития подавляется решением новой, более актуальной задачи, но незавершенность дает о себе знать в периоды жизненных неудач. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эго-идентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. При воспитании ребенка нельзя забывать, что «негативные» чувства всегда существуют и служат динамическими противочленами «позитивных» чувств на протяжении всей жизни. Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы — это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой». Стадии жизненного пути личности.
1. Орально – сенсорная. Доверие – недоверие к миру.
Доверие: с ребенком общаются. Его ласкают, действия родителей предсказуемы и последовательны. Недоверие: нет должного ухода, общения, действия родителей хаотичны, противоречивы. 2. Мышечно – анальная. Самостоятельность, автономия – нерешимость.
Самостоятельность: на основе моторных и интеллектуальных навыков ребенка родители позволяют ему проявлять активность без ограничений, не торопят. Нерешимость: родители нетерпеливы, ругают ребенка за ошибки, торопят. «+»- автономия: переживания ребенка: «Я умею управлять своим телом, моё тело хорошее». «-»- стыд, сомнение: переживания ребенка: «Мое тело плохое, я не умею управлять собой, и должен тщательно контролировать все, что я делаю». 3. Локомоторно-генитальная. Инициативность – чувство вины. Инициативность: на основе множества навыков у ребенка формируется база для развития изобретательности. Игры ребенка отвечают на его вопросы, не мешают фантазировать. «+»- инициативность: на основе развития символической функции сознания, ребенок активно фантазирует, играет, и родители способствуют этому. Переживания ребенка: «Я умею делать много удивительных вещей, мои возможности кажутся мне волшебными». «-»-чувство вины: родители считают игры ребенка утомительными, вопросы назойливыми и фантазии бестолковыми. Переживания ребенка: «Я могу быть таким ужасным, что другие могут меня уничтожить». 4. Латентная. Умелость – неполноценность. Основная цель -испытывание стремлений завоевать признание окружающих людей, занимаясь соц.полезным и нужным делом. Ребенок стремиться стать активным и полезным членом общества. Ребенок начинает проявлять наибольшие способности к обучению, именно на этой стадии ребенок получает систематическое обучение. Ребенок приобретает навыки, знания и умения, необходимые ему не только для интеграции в межличностные отношения, но и для приобретения того, что в будущем позволит ему иметь профессию, а значит, позволит стать активным участником производства благ для того общества, в котором он живет. Также обучение и его характер способствуют развитию соц. компетентности. Эта стадия является наиболее важной в отношении настоящего и будущего соц. положения ребенка в обществе. Умелость: родители поощряют ребенка мастерить, придумывать и воплощать свои задумки в дело. Направляют ребенка на то, чтобы тот довел дело до результата и хвалят этот результат.
«+»- трудолюбие: формируется моторная ловкость, интеллектуальная гибкость; ребенок может активно мастерить вещи, которые сам придумывает; родители поощряют это творчество. Переживания ребенка: «Мне нравится действовать и достигать результата, это предает чувство уверенности и желание общаться с др. людьми». «-»- неполноценность: родители не поощряют занятия ребенка, видя в них баловство. Переживания ребенка: «Я ничтожество, лучшее что я могу сделать, это показать по итогам своего труда». 5. Подростковая. Идентичность – спутанность ролей. Характеризует самый глубокий жизненный кризис. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности. Юношеский возраст — наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следуют либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, то есть «диффузия идентичности». Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе, Э. Эриксон назвал «психическим мораторием». Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузии идентичности, составляет основу специальной патологии юношеского возраста.
Синдром патологии идентичности по Э. Эриксону: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских («унисекс»); презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу «хорошо там, где нас нет»), в крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения. Влюбленность, возникающая в этом возрасте, первоначально не носит сексуального характера. «В значительной степени юношеская влюбленность есть попытка прийти к определению собственной идентичности путем проекции собственного первоначально не отчетливого образа на кого-то другого и лицезрения его уже в отраженном и проясненном виде. Вот почему проявление юношеской влюбленности во многом сводится к разговорам». Идентичность – способность личности осознавать и принимать себя в целостности и диалектическом единстве своих противоположностей, способность быть адекватным в отношении к окружающей действительности, в соотношение своих возможностей и устремлений, способность к постоянному развитию в меняющихся условиях жизни, способность чувствовать свою самость и сохранять ее в изменяющихся условиях реальности. «+»- эго-идентичность: человек может объединить все представления о себе, оценки, самоотношение; на основе этого сформировать образ «Я» и строить планы на будущее. Человек простраивает и личную, и социальную и профессиональную жизнь. Источник импульса – внутренняя мотивация. «-»- ролевое смешение: человек не знает кто он и куда он идет, топчется на месте; источник развития – внешнее окружение. 6. Ранняя зрелость. Близость, интимность – изоляция. Близость, интимность: установление интимных отношений с вчеловеком другого пола, доверительных отношений с близкими людьми и партнерских отношений с сослуживцами. Любовь – утверждение неповторимого создания «Я» другого человека. Э. Эриксон указывает, что появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой деятельности подготавливают переход на следующую стадию развития.
Изоляция: человек не умеет выстраивать доверительные отношения с семейным и социальным окружением. Склонен к конфронтации, конкуренции, конфликтности. «-» - новообразования любви не возникает. 7. Средняя зрелость. Продуктивность, генеративность – самоуничижение. Рассматривается как центральная на взрослом этапе жизненного пути человека. Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны детей, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность и порождение (продолжение рода) как главные положительные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве. Во все, что делает человек, он вкладывает частицу своего «Я», и это приводит к личностному обогащению. Продуктивность, генеративность: забота о подрастающем поколении, способность внести свой вклад в жизнь общества, передать опыт. Самоуничижение: неспособность к продуктивной деятельности, неумение зафиксировать и транслировать свой опыт. 8. Поздняя зрелость. Цельность – отчаяние. Цельность: человек интегрирует собственный изненный опыт, которым доволен, и мужроотносится к событиям своей и чужой жизни. Отчаяние: человек переживает несостоятельность своей жизни, считая, что она прожита напрасно. Страх смерти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|