Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личные особенности при вычислениях в астрономии




Анастази А.

Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении.

 

 

Учебное пособие, Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 752 с. (Серия «Кафедра психологии»).

Перевод с английского Д. Гурьева, М. Будыниной, Г. Пимочкиной,

С. Лихацкой

Научный редактор кандидат психологических наук

Крашенинников Е.Е.

Тираж 5000 экз

 

Данный фундаментальный труд Анны Анастази зарекомендовал себя как один из лучших классических учебников по дифференциальной психологии мирового уровня, со знакомства с которым должен начинать любой студент, изучающий эту дисциплину. В учебнике в доступной и увлекательной форме рассматриваются проблемы индивидуальных различии человека как отдельного индивида и как представителя той или иной группы, исследуются причины и механизмы его поведения.

Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов, изучающих психологию человека и группы, а также для всех, кто интересуется данной тематикой.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ........................................................................ 5

Индивидуальные различия в ранних психологических теориях.......7

Личные особенности при вычислениях в астрономии......................9

Происхождение экспериментальной психологии............................11

Влияние биологии..............................................................................12

Развитие статистического метода......................................................14

Тестирование в психологии...............................................................22

Появление дифференциальной психологии.....................................27

Резюме..................................................................................................29

Библиография.....................................................................................30

Глава 2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ..... 33

Распределение индивидуальных различий.......................................34

Нормальное распределение...............................................................37

Условия, влияющие на форму графика распределения..................45

Измерение степени изменчивости....................................................59

Универсальность индивидуальных различий....................................64

Резюме.................................................................................................70

Библиография.....................................................................................71

Глава 3

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СРЕДА: ОСНОВНЫЕ

ПОЛОЖЕНИЯ....................................................................... 74

Природа наследственности................................................................74

Характер окружающей среды............................................................82

Взаимодействие наследственности и окружающей среды..............87

Наследственность и окружающая среда: наиболее

распространенные заблуждения........................................................94

«Структурные» и «функциональные» характеристики....................99

Понятие «поведения, не являющегося результатом научения»... 101

Измерение «способностей»..............................................................106

Резюме...............................................................................................107

Библиография...................................................................................ПО


Глава 4

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА:

МЕТОДОЛОГИЯ................................................................. 112

Селективное выведение...................................................................113

Исследования нормативов развивающегося поведения................119

Исследование структурных факторов в развитии поведения........ 125

Исследование влияния на поведение предшествующего опыта... 128

Статистический анализ родовых сходств и различий....................147

Резюме...............................................................................................150

Библиография...................................................................................153

I IIIR4 т

ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ................................... 158

Распространенные заблуждения, касающиеся телосложения и

поведения..........................................................................................159

Многообразие отношений между телосложением и поведением. 161

Патологические состояния..............................................................166

Физиологические факторы..............................................................171

Сенсорные ограничения..................................................................182

;> Анатомические измерения...............................................................189

Отношения, связанные с развитием..............................................194

Резюме...............................................................................................197

Библиография...................................................................................199

Глава 6

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ.................................. 206

Типология Кречмера........................................................................207

Типология Шелдона.........................................................................219

Типологические системы против факторных.................................227

Конституциональная гипотеза.........................................................232

Резюме...............................................................................................237

Библиография...................................................................................238

Гияйя 7

ОБУЧЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ........... 242

Опыт, тренировка и тестовые ошибки...........................................243

Опыт и индивидуальные различия.................................................248

Исследования детских школ............................................................256

Обучение в школе и умственные способности..............................264

Исторические исследования популяций........................................268

Резюме...............................................................................................272

Библиография...................................................................................274


Глава 8

ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ................................................ 277

Поперечный и продольный подходы..............................................280

Графики роста..................................................................................284

Постоянство IQ.................................................................................297

Интеллектуальная деятельность в зрелом и старшем возрасте.....307

Возраст и личностные свойства......................................................316

Резюме...............................................................................................335

Библиография...................................................................................338

Глава 9

СЕМЕЙНОЕ СХОДСТВО.................................................... 345

Исследования фамильной родословной.........................................347

Корреляционные исследования......................................................356

Психологическое сходство близнецов............................................365

Среда, окружающая близнецов.......................................................373

Близнецы, воспитывавшиеся отдельно друг от друга...................385

Приемные дети.................................................................................391

Детдомовские дети...........................................................................400

Резюме...............................................................................................403

Библиография...................................................................................405

Глава 10

СТРУКТУРА ЧЕРТ: ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИЯ............ 413

Подходы к изменчивости черт........................................................414

Теории структурирования черт.......................................................419

Факторный анализ............................................................................431

Адаптированный факторный анализ и другие его разновидности......439

Резюме...............................................................................................442

Библиография...................................................................................444

Глава 11

СИСТЕМА ЧЕРТ: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ................. 448

Батареи тестов на индивидуальные способности..........................449

Профильный подход к описанию личности..................................453

Исследования в области творчества................................................461

Восприятие и личность....................................................................462

Условия, оказывающие влияние на систему черт.........................467

Общие и индивидуальные черты....................................................481

Понятие интеллекта.........................................................................484

Резюме...............................................................................................487

Библиография...................................................................................489


Глава 12

УМСТВЕННАЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ............................ 492

Критерии и степени тяжести...........................................................594

Клинические разновидности и этиология......................................500

Физические характеристики............................................................513

Психологические характеристики...................................................517

Обучение и реабилитация................................................................523

Резюме...............................................................................................532

Библиография...................................................................................535

Глава 13

ГЕНИАЛЬНОСТЬ................................................................ 538

Теории, посвященные природе гениальности...............................539

Методы изучения гениальности......................................................550

Характеристики выдающихся людей..............................................553

Одаренный ребенок..........................................................................568

Одаренный ребенок растет..............................................................577

Резюме...............................................................................................585

Библиография...................................................................................587

Глава 14

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ...................................................... 593

Методологические проблемы..........................................................593

Биологические и культуральные факторы......................................604

Половые различия в способностях.................................................617

Половые различия в личности........................................................627

Половые различия в достижении..................................:.................645

Резюме...............................................................................................651

Библиография...................................................................................652

Глава 15

СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ......................... 661

Социальная классовая структура.....................................................661

Классовые различия в психологическом развитии........................665

Социально-экономический статус и интеллект............................674

Интеллектуальное развитие изолированных групп........................683

Сел ьско-городские и другие региональные различия...................686

Специфика социальных классовых различий.................................794

Резюме...............................................................................................798

Библиография...................................................................................799


Глава 16

КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ.................................................. 707

Культуральные системы координат.............................................. 708

Стадии развития и культурные установки.....................................714

Ненормальность и культура........................................................... 719

Язык как фактор, влияющий на поведение...................................724

«Человеческая природа» в различных культурах............................730

Индивид как представитель различных групп................................733

Резюме............................................................................................ 737

Библиография...................................................................................738

 

Глава 1

ПРОИСХОВДЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ

 

Человек всегда понимал, что живые существа бывают разные. Его теории, верования и суеверия, в которых он пытался постичь причины этих различий, были многочисленны и являлись отражением его мировоззрения. Но во все времена он воспринимал существование этих различий как данность. Среди древнейших следов человеческой деятельности существуют свидельства того, что люди знали об индивидуальных различиях и учитывали их. В то время, когда еще не было письменности, уже существовали люди — первобытные художники, знахари и вожди, — которые не могли не обладать особыми способностями и личностными свойствами. На каком бы уровне развития ни находилась культура, она не может существовать без разделения труда, а следовательно, предполагает признание различий между людьми.

СНеловек видел, что индивидуальные различия характерны не только для людей, но и для животных! И в научной, и в худо-жественнои литературе можно найти признание того, что у слонов, буйволов и подобных им стадных животных есть индивиды, выполняющие в стаде функции вожаков, «лидеров». Часто упоминаемая «иерархия едоков», распространенная, например, среди цыплят, также свидетельствует об этом. Обычно отношения социального доминирования цыплята проявляют при раздаче корма. При этом индивид А нападает на индивида В, но не наоборот. Драка же возникает тогда, когда кто-то начинает оспаривать авторитет «главного едока». И этот и многие другие примеры иллюстрируют наличие различных реакций индивида на других представителей своей группы.

Объективное количественное исследование индивидуальных различий в поведении и является предметом дифференциальной психологии. Какова природа этих различий, насколько


 

они велики? Что можно сказать об их причинах? Как на них влияют подготовка, развитие, физическое состояние индивидов? Каким образом различные характеристики соотносятся друг с другом и сосуществуют? Вот некоторые из фундаментальных вопросов, которыми занимается дифференциальная психология и которые будут рассмотрены нами в первой части этой книги.

Кроме этого, дифференциальную психологию интересует анализ природы и свойств большинства традиционных групп, — людей маргинальных и гениальных, различающихся по признакам пола, расы, национальности и культуры. Это является предметом рассмотрения последних семи глав. Изучение таких групповых различий преследует триединую цель. Во-первых, через конкретные группы характеризовать современное общество, поэтому их подробное исследование несет в себе практическую пользу: информация о них может повлиять на восприятие обществом данных групп и в конечном счете способствовать улучшению межгрупповых отношений.

Во-вторых, сравнительное исследование разных групп поможет прояснить фундаментальные проблемы индивидуальных различий в целом. В таких группах можно увидеть как проявляются индивидуальные различия и проследить к чему они приводят. Групповые различия в поведении, рассматриваемые совместно с другими сопутствующими различиями между группами, позволяют эффективно анализировать причины различий между людьми.

В-третьих, сравнение того, как некий психологический феномен проявляется в разных группах, может способствовать более четкому пониманию самого феномена. Выводы общей психологии, проверенные на самых различных группах, иногда оказываются не такими уж «общими». Исследование феномена во всех его разнообразных проявлениях позволяет лучше понять его суть.

В отличие от широко распространенных ранее представлений об индивидуальных различиях, сформировавшихся в процессе приспосабливания к повседневной жизни, систематическое изучение таких различий появилось в психологии сравнительно недавно. Поэтому мы начнем с рассмотрения тех условий, которые способствовали возникновению современной дифференциальной психологии.


Происхождение дифференциальной психологии 7

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РАННИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ1

Одним из наиболее ранних примеров явного изучения индивидуальных различий, является «Государство» Платона. Основной целью его идеального государства являлось, на самом деле, распределение людей в соответствии с предназначенными для них задачами. Во второй книге «Государства» можно найти следующее утверждение: «...два человека не могут быть совершенно одинаковыми, каждый отличается от другого своими способностями, одному следует заниматься одним, другому — другим» (11, с. 60). Более того, Платон предложил «показательные упражнения», которые можно было бы использовать в идеальном государстве для отбора солдат. Эти «упражнения», предназначенные для отбора людей, обладающих качествами, существенными для доблести военного, представляют собой первый систематически составленный и записанный тест на профпригодность.

Разносторонний гений Аристотеля также не мог пройти мимо индивидуальных различий. В его работах значительное место отведено анализу групповых различий, в том числе, различий видовых, расовых, социальных и половых, проявляющихся в психике и морали. Многие из его работ содержат также скрытое допущение индивидуальных различий, хотя Аристотель и не проводил их развернутого исследования. Создается впечатление, что он считал наличие таких различий слишком очевидным и потому не требующим специального рассмотрения. То, что он относил эти различия частично к врожденным факторам, следует из его утверждений, которые подобны следующему:

«Возможно, кто-то может сказать: «Поскольку в моей власти быть справедливым и добрым, то я, если захочу, стану лучшим из людей». Это, конечно, невозможно... Человек не сможет

 

1 В дополнение к краткому историческому экскурсу в область исследований индивидуальных различий, представленному в этом и последующих разделах, мы рекомендуем читателю ознакомиться с классическими работами по истории психологии Боринга (7), Мэрфи (23) и Рэнда (28).

Библиографические ссылки здесь и далее даются списком в конце каждой главы.


8 Дифференциальная психология

 

стать лучшим, если у него нет для этого природных задатков» (29, «Большая этика», 1187b).

В «Этике» Аристотеля неоднократно встречаются высказывания, в которых косвенно говорится об индивидуальных различиях. Например, следующее утверждение не оставляет ни малейших сомнений в том, что думает Аристотель по этому поводу:

«Сделав эти разделения, мы должны отметить, что во всяком протяженном и делимом существует избыток, недостаток и значение, — все это существует в отношении друг к другу или в отношении других к нам, например, в гимнастическом или медицинском искусствах, в строительстве и навигации, в любом действии, научном или ненаучном, умелом или неумелом (29, Евдемова этика, 1220b).

После этого Аристотель описывает качества людей, обладающих избытком или дефицитом вспыльчивости, смелости, стыдливости и др.

В средневековой схоластике индивидуальные различия привлекали к себе сравнительно мало внимания. Философские обобщения о природе разума формулировались преимущественно на теоретической, а не эмпирической основе. Поэтому исследования индивидов, если и играли, то очень малую роль в развитии таких доктрин. Об особом интересе к дифференциальной психологии св. Августина и св. Фомы Аквинского свидетельствует их «психология способностей». Такие способности, как «память», «воображение» и «воля» рассматриваются сейчас некоторыми учеными как предшествующие качествам и факторам, определяемым в настоящее время средствами статистического анализа тестовых значений. Как бы то ни было, эти недавно определенные факторы отличаются по ряду существенных параметров от способностей, которые были умозрительно выведены схоластической философией.

Представители множества разновидностей ассоцианизма, процветавших с семнадцатого по девятнадцатый век, также мало что могли сказать об индивидуальных различиях. Ассоцианис-тов интересовал, прежде всего, механизм, посредством которого объединяются идеи и который позволяет образовываться сложным мыслительным процессам. Они формулировали общие принципы, не оставлявшие места индивидуальным различиям. Однако Бейн, последний из так называемых чистых ассо-


Происхождение дифференциальной психологии 9

 

цианистов, в своих работах обратил внимание на индивидуальные различия. Следующий отрывок взят из его книги «Чувства и интеллект» («The Senses and the Intellekt», 1855): «Существует естественная способность к ассоциированию, особая для каждого типа людей и отличающая индивидов друг от друга. Это свойство, подобно всем остальным характерным свойствам человеческой природы, распределено между людьми не в равной пропорции» (3, с. 237).

Параллельное развитие теории образования имеет к рассматриваемому нами предмету прямое отношение. В трудах и в практической деятельности группы просветителей «натуралистов» в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века, включая Руссо, Песталоцци, Гербарта и Фребеля, отражается очевидное возрастание интереса к индивидуальности ребенка. Образовательная стратегия и методы определялись не внешними критериями, а исследованием самого ребенка и его способностей. Однако акцент по-прежнему делался скорее на подходе к каждому ребенку как к представителю человечества, а не на том, что отличало его от других детей. Несмотря на то что в работах просветителей можно найти немало высказываний об индивидах, отличающихся друг от друга, и об образовании, которое должно учитывать эти отличия, они подчеркивали значимость свободного, «естественного» образования скорее в противовес навязываемым извне педагогическим воздействиям, чем вследствие действительного осознания значимости индивидуальных различий. Понятие «индивидуальный» часто использовалось как синоним понятия «человеческий».

ЛИЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИ ВЫЧИСЛЕНИЯХ В АСТРОНОМИИ

Довольно курьезно, что первое систематическое измерение индивидуальных различий было проведено не в психологии, а в рамках гораздо более старой науки — астрономии. В 1796 году Мэскелин, астроном Гринвичской астрономической обсерватории, уволил Киннебрука, своего ассистента, за то, что тот зафиксировал время прохождения звезды на секунду позже, чем он. В то время подобные наблюдения осуществлялись методом


10 Дифференциальная психология

 

«глаз и ухо». Этот метод предполагал не только координацию зрительных и слуховых впечатлений, но и формулирование достаточно сложных суждений о пространстве. Наблюдатель отмечал на часах время с точностью до секунды, затем начинал отсчитывать секунды по бою часов, наблюдая одновременно за тем, как звезда пересекает поле телескопа. Он отмечал положение звезды по последнему удару часов перед тем, как она достигала «критической» линии поля; сразу же после того, как звезда пересекала эту линию, он аналогичным образом отмечал ее положение по первому удару. На основе этих наблюдений с момента прохождения звезды через критическую линию оценка делалась через десятые доли секунды. Эта процедура была стандартной и позволяла делать измерения с точностью до одной или двух десятых секунды.

В 1816 году кенигсбергский астроном Бессель прочел в истории Гринвичской астрономической обсерватории об инциденте с Киннебруком и заинтересовался личными особенностями вычислений, производимых различными наблюдателями. Изначально личностное уравнивание относилось к фиксации различия в секундах между оценками двух наблюдателей. Бессель собрал и опубликовал данные по нескольким подготовленным наблюдателям и отметил не только наличие таких личных особенностей и разницы в оценках, но также изменчивость вычислений в каждом новом случае. Это и явилось первой публикацией количественных измерений индивидуальных различий.

Многие астрономы приняли на вооружение данные Бесселя. Во второй половине девятнадцатого века с появлением хронографов и хроноскопов стало возможным измерять личные особенности конкретного наблюдателя без сравнения его с другими наблюдателями. Это была попытка свести все наблюдения к объективно корректным значениям без обращения к системе времени, привязанной к какому-либо наблюдателю, чьи наблюдения принимались за стандарт. Астрономы произвели также анализ различных условий, влияющих на особенности вычислений разных наблюдателей. Но это все относилось скорее к проблеме астрономических наблюдений, чем к измерению индивидуальных различий, которое было предпринято позднее представителями ранней экспериментальной психологии в их исследованиях «времени реакции».


Происхождение дифференциальной психологии 11

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...