Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.17. Ориентирование по карте в движении на машине




4. 17. Ориентирование по карте в движении на машине

Ориентирование в движении на машине, не оборудованной навигационной аппаратурой, производится следующим порядком.

Предварительно, до начала движения, маршрут поднимается на карте масштаба 1: 100000 (1: 50000, 1: 200000); намечаются контрольные ориентиры (на удалении друг от друга порядка 5- 10 мин движения), определяются до них расстояния и подписываются на карте нарастающим итогом у соответствующих ориентиров;

на участках маршрута, где особенно затруднительно выдержать требуемое направление (при выезде из населенного пункта, в лесу, в пустыне и т. п. ), определяются и подписываются азимуты направления движения.

На исходном пункте (а в дальнейшем - у каждого контрольного ориентира) бегло просматривается по карте участок маршрута до первого контрольного ориентира (а в дальнейшем - до очередного); во время движения карту держат ориентированной, опознают на карге наблюдаемые предметы местности и по ним мысленно фиксируют свое продвижение по маршруту.

В сомнительных случаях (когда карта не полностью соответствует местности) местоположение уточняется (контролируется) по пройденному расстоянию, снимаемому со спидометра (для чего на исходном пункте записывается начальный отсчет по спидометру).

Если возникло сомнение относительно направления дальнейшего движения, оно уточняется (контролируется) по компасу.

При сходе с маршрута и потере ориентировки (что возможно при небрежном ориентировании, а также при резких изменениях местности) необходимо по расстоянию, пройденному от уверенно опознанного ориентира (считывается со спидометра), и направлению движения (определяется примерно компасом, с учетом поворотов пути) наметить на карте примерное (вероятное) местоположение. Затем следует внимательно изучить окружающие местные предметы (особенно их положение по отношению к рельефу), опознать их на карте и уточнить свое местоположение, после чего наметить выход на маршрут.

Если все же не удалось восстановить ориентирование, то предпочтительнее вернуться по следу своей машины к последнему хорошо опознанному ориентиру и отсюда продолжить движение по маршруту. В некоторых случаях (в районе много линейных ориентиров и обстановка не чревата опасностью) движение можно продолжать в прежнем направлении до выхода к линейному ориентиру и здесь уточнить свое местоположение, а затем наметить выход на свой маршрут.

Особенности ориентирования ночью. Ориентирование ночью обычно несколько затруднено из-за плохой видимости ориентиров и неудобства работы с картой.

При движении ночью маршрут следует по возможности наметить по дорогам или вдоль линейных ориентиров, хорошо видимых ночью (вдоль линии электропередачи, железной дороги и т. п. ).

Для ориентирования ночью следует:

  • ориентиры выбирать с учетом лучшей их видимости при том освещении, какое будет применено на марше, или без освещения: крупные, светлой окраски, проектирующиеся на небо или на поверхность воды, попадающие в луч света от фар;
  • ориентиры выбирать так, чтобы расстояния между ними но возможности были короче расстояний, допускаемых днем;
  • подъем маршрута на карте производить утолщенной линией яркого цвета (желтый и оранжевый цвета, плохо видимые при искусственном освещении, для подъема маршрута не применять);
  • заучивать маршрут движения настолько твердо, чтобы суметь воспроизвести его графически по памяти;
  • по возможности в течение 30 мин до начала марша ночью находиться в темноте или в помещении, освещенном красным светом, что обеспечит темновую адаптацию глаз;
  • при пользовании картой в пути для сохранения темновой адаптации использовать красный свет (карманный фонарь с красным светофильтром);
  • чаще контролировать правильность направления движения по компасу и небесным светилам.

При движении ночью вне дорог ориентируются преимущественно по компасу или с помощью навигационной аппаратуры.

4. 18. Особенности ориентирования в различных условиях местности

а) Особенности ориентирования в лесу

Основным средством ориентирования относительно сторон горизонта и выдерживания направления движения в лесу вне дорог является компас. Вспомогательными способами ориентирования могут быть: ориентирование по признакам местных предметов и по небесным светилам.

В лесу в качестве ориентиров используются:

  • просеки, дороги и их пересечения (развилки);
  • реки и ручьи (учитываются направление их течения, характерные изгибы и переправы);
  • ярко выраженные формы рельефа (обрывы, крутые скаты, вершины, курганы, ямы);
  • поляны, вырубки, границы участков редколесья, кустов, гарей;
  • заболоченные участки и др.

При движении в лесу по азимутам следует учитывать, что возможна большая ошибка в измерении расстояний. Ошибка будет тем больше, чем гуще лес и чем труднее он проходим (бурелом, густые заросли и другие препятствия). В труднопроходимом лесу ошибка может достигать величины, равной 50% пройденного пути. Расстояние в этом случае целесообразно определять по времени, исходя из заранее определенной средней скорости движения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...