Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика в старшей группе




После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.

Личностная сфера

Субтест 1. «Лесенка» (самооценка)

Цель: выявление самооценки ребенка.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю сту­пеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступень­ку — самых плохих. На средней ступеньке — ни плохих, ни хоро­ших. Чем выше ступенька — тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит вос­питатель*? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».

Критерии оценки

• Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Поло­жение на любой из нижних ступенек (тем более на самой

* Если в группе работают два воспитателя, то следует спросить про каждого.

нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицатель­ном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. • Признаком неблагополучия как в структуре личности ре­бенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми явля­ются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя по­ставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том слу­чае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

В Протоколе указывается номер ступеньки, выбранной ребенком (как оценивает себя сам, мама, папа, воспитатели). В разделе «Примечания» отмечается выбор, который вызвал затруднение (например, поставить на вторую или пятую ступеньку и т.п.) или потребовал большего времени на раздумье; а также отказ ребен­ка от выполнения задания.

Общая осведомленность С у б т е с т 2. «Нелепицы»

Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способ­ности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.

Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее мол­ча (или вообще никак не реагирует), педагог может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, пси­холог может оказать ему помощь, задав следующие вопросы:

—Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?

—Где и как растет морковка, редиска? И т.п.

Критерии оценки

• Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на кар­тинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрос­лого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости —
2 балла.

• Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с не­
большой помощью психолога (один-два вопроса) — 1 балл.

• Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость
картинки и только с помощью взрослого находит несоот­ветствие в ней — 0 баллов.

В Протоколе фиксируется, все ли нелепые ситуации смог найти ребенок, и заданные психологом вопросы; в разделе «Примеча­ния» фиксируются трудности звукопроизношения, грамматичес­кие ошибки, оценивается словарный запас.

Субтест 3. «Времена года»

Цель: выявление уровня сформированности представлений о вре­менах года.

Процедура проведения. Перед ребенком раскладывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисо­ваны времена года. Какое время года изображено на каждой кар­тинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»

Критерии оценки

• Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображе­ние всех времен года с названиями — 2 балла.

• Ребенок понимает задание, но называет правильно только
два времени года, соотнося их с картинками, — 1 балл.

• Ребенок не понимает задания, бесцельно перекладывает
картинки, — 0 баллов.

В Протоколе следует отметить, какое время года вызывает затруд­нение. В разделе «Примечания» отмечается активный словарный запас, точность передачи признаков времен года.

3. Развитие психических процессов

Субтест 4. «Найди такую же картинку» (внимание)

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня раз­вития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправ­ленности восприятия.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают лист с ри­сунками. Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 кар­тинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.

Критерии оценки

• Ребенок выполняет задание верно в 5—6 случаях — 2 балла.

• Ребенок выполняет задание верно в 3—4 случаях — 1 балл.

• Ребенок выполняет задание верно в 1—2 случаях либо не
понимает и не выполняет совсем — 0 баллов.

В Протоколе отмечается правильность выбора («+» или «—»).

С у б т е с т 5. «10 предметов» (память)

Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нари­сованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картин­ку переворачивают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.

Критерии оценки

• Ребенок запомнил 5—6 предметов — 2 балла.

• Ребенок запомнил 4 предмета — 1 балл.

• Ребенок запомнил менее 4-х предметов — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, сколько предметов запомнил ребенок (предварительно ставятся «+» или «—»).

Субтест 6. «Найди"семью"» (мышление)

Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышле­ния, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по од­ной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (ведущий берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно полу­читься шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, поче­му он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив вто­рой ряд картинок по категориям или попросив его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»

Критерии оценки

• Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует
картинки с учетом основного признака и может осуще­ствить обобщение в речевом плане — 2 балла.

• Ребенок понимает задание, раскладывает картинки пра­вильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понима­ет задание, но после помощи психолога переходит к само­стоятельному выполнению — 1 балл.

• Ребенок не понимает условие задания и не использует по­
мощь психолога — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, верно или неверно названы обобщаю­щие слова («+» или «—»), а в Примечаниях какая помощь пси­холога была использована.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...