Субтест 7. «Рыбка» (мышление)
Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство. Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Психолог спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета. Критерии оценки • Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе • Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов. В Протоколе отмечается, как ребенок складывает картинку по образцу, умеет ли он находить ошибки, сверяясь с образцом. В разделе «Примечания» отмечается знание геометрических фигур и цвета. Субтест 8. «Рисунок человека» Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом. Процедура проведения: перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека». Критерии оценки • Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 2 балла. • Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 1 балл. • Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 0 баллов.
Критерии оценки • Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рас • Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет • Ребенок нарушает последовательность, не может понять В Протоколе фиксируется, правильно ли ребенок выкладывает последовательность, исправляет ли ошибки, в Примечаниях записываются интересные речевые высказывания (эпитеты, сравнения), оценивается словарный запас ребенка, связность рассказа, грамматическая правильность речи. В Протоколе отмечается, с чего ребенок начинает рисовать (голова, ноги и т.п.), его высказывания в процессе рисования, в разделе «Примечания» делаются записи о состоянии мелкой моторики, о том, правильно ли ребенок держит карандаш, с каким нажимом рисует и т.п. Субтест 9. «Последовательные картинки» (речь, мышление) Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ. Процедура проведения. Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ». Субтест 10. «Разрезные картинки» (4 части) (восприятие) Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета. Процедура проведения. Ребенку предлагают разрезанные изображения предметов. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.
Критерии оценки • Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно — 2 балла. • Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов. В Протоколе отмечается, узнал ли ребенок картинку в разрезанном виде; сколько проб он сделал, чтобы сложить картинку. Субтест 11. «На что это похоже?» (воображение) Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления. Процедура проведения. Ребенку предлагают поочередно три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку, скажи, на что она похожа?» Критерии оценки • Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — • Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — • Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов. В Протокол записывают ассоциации на каждую картинку, подсчитывается их количество. В разделе «Примечания» отмечается оригинальность ассоциаций. Оценка результатов Высокий уровень — 16—20 баллов. Средний уровень — 10—15 баллов. Низкий уровень — 0—9 баллов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|