Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субтест 7. «Рыбка» (мышление)




Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышле­ния, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Психо­лог спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правиль­но, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометри­ческие фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.

Критерии оценки

• Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе
анализа без затруднений воспроизводит изображение — 2
балла.

• Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схемати­ческое изображение, построение осуществляется путем
проб — 1 балл.

• Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, как ребенок складывает картинку по образцу, умеет ли он находить ошибки, сверяясь с образцом. В разделе «Примечания» отмечается знание геометрических фигур и цвета.

Субтест 8. «Рисунок человека»

Цели: выявление сформированности образных и пространствен­ных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой мото­рики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.

Процедура проведения: перед ребенком кладут чистый лист бума­ги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

Критерии оценки

• Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 2 балла.

• Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 1 балл.

• Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 0 баллов.

Критерии оценки

• Ребенок самостоятельно правильно и логично определя­ет последовательность картинок и составляет связный рас­
сказ — 2 балла.

• Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет
ошибку (сам или с помощью взрослого), или его рассказ от­рывочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.

• Ребенок нарушает последовательность, не может понять
ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных
деталей картинок — 0 баллов.

В Протоколе фиксируется, правильно ли ребенок выкладывает последовательность, исправляет ли ошибки, в Примечаниях запи­сываются интересные речевые высказывания (эпитеты, сравне­ния), оценивается словарный запас ребенка, связность рассказа, грамматическая правильность речи.

В Протоколе отмечается, с чего ребенок начинает рисовать (го­лова, ноги и т.п.), его высказывания в процессе рисования, в раз­деле «Примечания» делаются записи о состоянии мелкой мотори­ки, о том, правильно ли ребенок держит карандаш, с каким нажимом рисует и т.п.

Субтест 9. «Последовательные картинки» (речь, мышление)

Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.

Процедура проведения. Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рас­смотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ».

Субтест 10. «Разрезные картинки» (4 части) (восприятие)

Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроиз­водить целостный образ предмета.

Процедура проведения. Ребенку предлагают разрезанные изобра­жения предметов. Карточки раскладываются хаотически. Ребен­ка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисован­ный предмет.

Критерии оценки

• Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собира­ет картинку самостоятельно — 2 балла.

• Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезан­ных картинках, до начала работы, но впоследствии при
помощи проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл.

• Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, узнал ли ребенок картинку в разрезан­ном виде; сколько проб он сделал, чтобы сложить картинку.

Субтест 11. «На что это похоже?» (воображение)

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, ориги­нальности и гибкости мышления.

Процедура проведения. Ребенку предлагают поочередно три кар­точки с изображениями: «Посмотри на картинку, скажи, на что она похожа?»

Критерии оценки

• Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) —
2 балла.

• Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку —
1 балл.

• Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоци­ации на каждую картинку — 0 баллов.

В Протокол записывают ассоциации на каждую картинку, под­считывается их количество. В разделе «Примечания» отмечается оригинальность ассоциаций.

Оценка результатов

Высокий уровень — 16—20 баллов.

Средний уровень — 10—15 баллов.

Низкий уровень — 0—9 баллов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...