Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема развития творческих способностей в психолого-педагогической литературе




Введение

 

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Дывадова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности. То есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей. Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богояввленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И, Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др. Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что творческая работа в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей знаний, умений и навыков. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено. Актуальность, теоретическая значимость, в педагогической науке обусловили выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, как проблема воспитания».

Объект исследования -образовательный процесс в дошкольном учреждении.

Предмет исследования - процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Целью исследования является теоретическое исследование проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. В истории педагогики и психологии накоплен значительный материал по рассматриваемой проблеме, адаптация которого к современным условиям может быть достаточно продуктивна. Исходя, из цели и гипотезы были определены задачи исследования:

. На основе анализа психолого-педагогической литературы исследовать состояние проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

. Раскрыть сущность понятия «творчество» применительно к теме исследования.

3. Описать возрастные особенности детей дошкольного возраста, влияющие на их адаптацию в условиях развития творческих способностей.

Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта.

 


 

Проблема развития творческих способностей в психолого-педагогической литературе

воспитание адаптация дошкольный творческий

Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для наших дней. Вопросом развития творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги.

Развитие творческих способностей - важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. По Канту, гений - это талант (природное дарование), который дает искусству правило. А так как талант, как прирожденная продуктивная способность художника, сам принадлежит природе, то можно сказать, что гений - это прирожденные задатки души, через которые природа дает правила искусств [2]. Речь идёт о тех же способностях души, что у простых смертных, т.е. о воображении и рассудке, только расположенных или соотносящихся друг с другом особым образом, необходимым для эстетической деятельности. Кант, однако, недооценивал общественную среду в формировании творческих способностей человека и его субъективных волевых усилий в творческом процессе, особенно при возникновении замысла. Фрейд развивает мысль, согласно которой источник фантазии находится в бессознательном - этом вместилище психических сил человека. Рассматривали теорию творчества и экзистенциалисты. Они считают, что носителем творческого начала является сама личность, т.е. прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального [4]. Самое главное в творчестве - это новизна, и поэтому, нет эталона, по которому можно оценить его продукт. Карл Роджерс признает тот факт, что человек творит в первую очередь потому, что это его удовлетворяет, потому, что он чувствует в этом самоактуализацию [9]. Творчество развивается, если учитель, родители, другие люди, занимающиеся развитием, предоставляют индивиду полную свободу выражать своё самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества.

В 30-е годы крупнейший психолог Л.С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта Л.С. Выготский писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека» [13]. Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, Выготский Л.С., Кабалевский Д. и др. указывают на воображение. Хотя в психологии существует и другой взгляд Матюшкина, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека. В философском словаре под воображением понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта. Следует отметить, что ученическое творчество без сопоставления с культурно-историческими достижениями не позволяет ребенку переходить на новые уровни развития и включаться в культурные общечеловеческие процессы. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Б.М. Теплов отмечает, что вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка [7].

Воображение руководствуется эмоциональным фактором - внутренней логикой чувств, «чувства влияют на воображение». Это наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Как показывают исследования Л.С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом [8]. Отсюда автор делает вывод о «необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…»

Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему развивается, причем развивается непрерывно на всех возрастных ступенях. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. Элен Виннер в своей книге делает вывод, что наука до сегодняшнего дня не может четко разграничить влияние генов и окружающего мира на развитие способностей к творчеству. Важным этапом в психодиагностике творческих способностей человека явились работы Дж. Гилфорда, который предложил в разработанной им модели интеллекта различать конвергентное и дивергентное мышление.

Дивергентное мышление - важный элемент творческой деятельности. Оно лежит в основе творчества, а факторы дивергентного мышления могут служить критериями для выявления и оценки творческих способностей [21]. Если конвергентное мышление - это последовательный, логический процесс, протекающий строго от «ступени к ступени» и приводящий к единственно правильному решению, то дивергентное мышление-это процесс, идущий одновременно в нескольких направлениях, меньше ограничен заданными факторами, допускающий изменение путей решения проблемы и приводящий к неожиданным выводам и результатам. Конвергентное мышление развивается в задачах, имеющих жесткую структуру и предполагающих единственно правильный ответ. Дивергентное, или творческое мышление, позволяет видеть различные аспекты проблемы, находить разнообразные связи элементов действительности, различные пути решения определенной задачи. Дивергентное мышление по Гилфорду характеризуется 27 факторами. В качестве основных Дж. Гилфорд выделяет беглость, гибкость, оригинальность. Дивергентное или творческое мышление - это активность, полюсами которой является логика и фантазия, результат внутри- и межличностного общения. Это, прежде всего субъективная реакция на какой-либо стимул, который превращается в объективную формулировку, восприятие. Творческое мышление удерживает полюса в равновесии и объединяет кажущиеся противоположными элементы. Это собственный продукт, и поэтому оно так ценно. Нет ни каких логических методов для создания новых идей или логической реконструкции творческого процесса. Ведь каждое открытие содержит иррациональный момент или творческую интуицию. Творчество начинается с непредвзятого взгляда на мир, с внутренней свободы, с нестандартного мышления. Искусство должно организовывать, формировать, выявить, вскрыть закономерности возникновения тех или иных факторов действительной жизни и психологических типов, которые были бы характерны для данного исторического времени. Творчество проявляется в успешном осуществлении всех трех фаз - умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решения и творчески воплощать их в конкретный продукт. Для формирования данного качества необходимо, прежде всего, знать механизмы включения, процесса протекания и условия, необходимые для реализации творческого потенциала человека как обще личностного качества.

Большой вклад в исследование проблемы способностей внес Б.М. Теплов. В его работах было дано определение способностей, как индивидуально-психологических особенностей, отличающих одного человека от другого. При этом под способностями понимались «не всякие вообще индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности какой-либо деятельности или многих деятельностей». Более того, способности не сводятся к тем знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у данного человека. Одинаковые знания и умения в какой-либо области, для опытного преподавателя могут у разных учеников обозначать совершенно различное, например: у одного указывают на совершенно недостаточную работу, а у другого указывают о больших достижениях. Способности не сводятся в данном случае к знаниям, умениям и навыкам, но они влияют на легкость, быстроту приобретения этих знаний и навыков. Б.М. Тепловым обоснованы следующие положения относительно развития способностей:

. Способности человека не являются врожденными. «Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития»

. Способности существуют только в развитии, поскольку развитие осуществляется в процессе той или иной деятельности, то отсюда следует, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. «Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на определенных этапах вполне возможны противоречия между способностями и склонностями»

. Основными детерминирующими факторами развития способностей являются воспитание и обучение. «Практические пределы развития способностей определяются только такими факторами, как длительность человеческой жизни, условиями этой жизни, методами воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились» [14].

Л.Н. Толстой говорил, что главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. Э. Кей предлагала для развития творческих способностей ребенка использовать помимо школьного обучения семейное воспитание, выстраиваемое на методе естественных последствий, объединить обучение с реальной жизнью, включать детей в различные виды творческой деятельности. Для развития творческих способностей ребенка главное организовать среду, с которой взаимодействует ребенок, создать условия для упражнения природных сил в реальной жизни. По сравнению с теорией свободного воспитания XVIII и XIX века учение о свободном воспитании ребенка Э. Кей отличалось новизной, поскольку это учение предписывало соблюдать и защищать права ребенка [1]. До настоящего времени остается популярной теория свободного воспитания М. Монтессори. Способности ребенка она предлагала развивать посредством создания «простора свободного и естественного проявления личности ребенка». М. Монтессори создала «подготовительную» среду, основанную на теории «чувственных фаз» детского развития и «нормализующего» воспитания. Эта среда держит наготове для развивающегося по внутреннему, структурному плану ребенка соответствующий ему в данный момент «материал развития». Под термином «чувственные фазы» понимаются особые отрезки жизни, в которые ребенок самостоятельно фокусирует свое внимание - управляемое изнутри и стимулируемое снаружи на тех отрезках действительности, которые соответствуют данным потребностям развития. Окружающая ребенка среда должна соответствовать внутренним потребностям развития ребенка. Только в этом случае возможно построение «нормальной», то есть соответствующей внутреннему структурному плану, нравственно положительной личности [1]. Идеи свободного воспитания нашли отражение в создаваемых новых школах в Англии, Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии.

Анализируя проблему детского творчества, развития творческих способностей детей в нашей стране в XX веке обратимся к изучению опыта Левина В.А., Немова Р.С., Теплова Б.М., С.Л. Рубинштейна, Лука А.Н., Мелик-Пашаева А.А. Детское творчество, по мнению ряда психологов и педагогов - это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Накопление опыта в творческой деятельности и овладение уже накопленным опытом становится возможным, когда ребенок сам оказывается в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности. По мнению В.А. Левина за формой творчества, за его результатами всегда должно стоять нравственно-духовное содержание; результаты творчества должны отражать отношение ребенка к миру, представления его о себе, о мире, о людях окружающих его, а не служить безликим памятником умения владеть технологиями [2]. Немов Р.С., Б.М. Теплов, рассматривая проблему способностей, определяют их, считая, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это нечто другое, что объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике [3]. Немов Р.С. указывал на обязательное присутствие творчества в любой деятельности, в которой развивается интерес ребенка. Творческая деятельность ребенка должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности [8]. На это же указывал в своей работе «Воспитание творчества» Левин С.А. [2]. Еще одним условием к деятельности, в которую включаются дети, Немов Р.С. называет её развивающий характер, который заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, как указывает сам автор, деятельность должна находиться в зоне потенциального развития ребёнка [4]. Левин С.А. считал, что наилучшей применительно к каждому возрасту является особым образом организованная творческая деятельность в процессе общения, которая субъективно выглядит, как деятельность по практическому достижению общественно значимого результата [2]. Для развития творческих способностей большое значение придается воображению, о чем указывал в своей работе «Педагогика искусства и творческие способности» Мелик-Пашаев А.А. [5].

Современные психологи и педагоги А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и Р.С. Немов и др. указывают, что одним из условий развития творческих способностей у детей в детском саду выступает личность самого педагога. По мнению А.Н. Лука, если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов. Если же преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие способности», успехи менее способных учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей [6]. Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл. Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...