Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раскрытие сущности понятия «творческие способности»




Понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности [9]. Творчество - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой [16]. Сущность творчества по-разному рассматривалась в разные исторические эпохи. В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности. В понимании художественного творчества, начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремленности человека к достижению высшего созерцания мира. В средние века творчеством считался волевой акт, вызывающей бытие из небытия. В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает интерес к личности самого творца. В VIII веке Иммануил Кант также анализирует творческую деятельность. Специфика художественного творчества рассматривается Кантом в системе его учения о целесообразности природы и человеческой деятельности вообще, а также в контексте его понимания искусства в широком смысле этого слова. Кант разграничивает понятие искусства как проявление всякой разумной, целесообразной деятельности и действия природы, целесообразность которых устанавливать человеку не под силу. Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения. Шадриковым В.Д. творческие способности определялись как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности [21]. Большакова Л.А. творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности. Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Существуют разные виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, организаторское, философское, художественное, мифологическое, религиозное, музыкальное, повседневно-бытовое и т.п. Иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности. Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции В. Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям, свойственно так называемое дивергентное мышление [8].Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми стандартами).

. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [16]

. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

. Гибкость мышления.

. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

. Лёгкость генерирования идей.

. Творческое воображение.

. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [12].

. Релизм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

. Умение видеть целое раньше частей.

. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

. Развитие воображения.

. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Стадии изобретательского процесса:

П.К. Энгельмейер полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

1. Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном ворчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном творчестве - замысел.

2. Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов - мысленных и действительных.

.   Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует творчества.

П.М. Якобсон выделял следующие стадии:

1. Период интеллектуальной готовности.

2. Усмотрение проблемы.

3. Зарождение идеи - формулировка задачи.

.   Поиск решения.

.   Получение принципа изобретения.

.   Превращение принципа в схему.

.   Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению:

- некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство),

внешняя и внутренняя цензура,

ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач),

желание найти ответ немедленно.

лень.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...