Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные особенности детей дошкольного возраста, влияющие на развитие творческих способностей




 

Дошкольное детство - это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Большое значение имеют поддержка и развитие качеств, специфических для дошкольного возраста, так как заложенные в нем уникальные возможности не повторятся, и не представится возможным наверстать упущенное. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, а особенно творчество. Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. Как отмечал Н.Н. Поддьяков, в возрасте 4-6 лет интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения [17]. Этот уровень умственного развития, соответствующий наглядно-действенной форме мышления, становится подготовительным этапом в развитии индивидуально - психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей.

В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу творческого развития. Накопление опыта практических действий, определенный уровень развития восприятия, памяти, воображения создают ситуацию уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой, в том числе и воображаемой цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени. Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности - творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, характеризуя особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают ее специфичность. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое. Н.Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста [25]. По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности [5].

В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п. [27]. В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе [17]. Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение - психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. Воображение функционирует на различных уровнях: по степени выраженности может быть пассивным и активным, в свою очередь активное подразделяется на воссоздающее и творческое. Творческое воображение связано с определением возможных результатов действий, открывающих или создающих новые предметы, явления, ситуации. При этом в творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности. Оригинальность как своеобразие представлений творческого воображения - это степень их новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности. О.М. Дьяченко пишет, что специфика процесса воображения, в отличие от других психических процессов, понимается, как способность выражать особенности одного объекта или явления посредством другого, видоизменять формы репрезентации реальности [9]. В развитом виде они позволяют находить и фиксировать в творческих продуктах существенные и значимые для человека стороны предметов и явлений. С помощью воображения создаваемые образы детализируются, «оживают», что свидетельствует о самоценности творческих проявлений, особенно в период раннего становления творческих личностных качеств.

Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев называют воображение важнейшим новообразованием дошкольного детства и связывают с ним процессы зарождения творческой личности. Первые проявления воображения относятся ко второй половине третьего года жизни, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Это первый этап развития. В раннем детстве оно носит пассивный, воссоздающий характер - ребенок идет от действия к мысли. В дошкольном возрасте, начиная с четвертого года жизни, развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и вначале старшего дошкольного возраста воображение проходит свой второй этап развития, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе ребенок овладевает способностью к целостному планированию своей деятельности, что предполагает достаточно высокий уровень развития воображения. В процессе создания образов дошкольник пользуется разными приемами, в том числе комбинированием ранее полученных представлений, а также их преобразованием [11].

Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой. Возрастная сенситивность и характерная для дошкольников реакция на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной творческой деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения [4]. На основе теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, НА. Ветлугина выделила показатели, по которым возможно определить отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве, качество творческих действий и продукции. Она рассматривала художественно-творческие способности в комплексе и выделила следующие их особенности:

способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту;

творить по законам красоты (выразительно петь и читать стихи, изящно двигаться под музыку, находить естественные движения для передачи образа в игре - драматизации, проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему);

оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности;

самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач [4].

По исследованиям Н.А. Ветлугиной, деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни в процессе воспитания и обучения, осуществляемого в детском саду под руководством педагога. Она отмечает, что исполнительская деятельность детей требует творческой интерпретации, проявления творческой активности. Творческая интерпретация находится в известной зависимости от степени владения художественными умениями и навыками. Заслуживают внимания показатели наличия творческого начала, выделенные Н.А. Ветлугиной. Среди них показатели, характеризующие отношение детей к творчеству:

искренность, непосредственность переживаний;

увлеченность, «захваченность» деятельностью;

активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства;

специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи. Показатели качества творческих действий включают в себя:

внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований;

создание новой комбинации из усвоенных старых элементов;

применение известного в новых ситуациях;

нахождение новых приемов решения;

быстрота реакции;

хорошая ориентировка в новых условиях;

нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий [24]. Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, творчество есть важное условие и средство развития способности образного видения [24]. В своих работах Б.Л. Яворский, вскрывая природу творческого процесса, показал, что в развитии творческих способностей существуют определенные этапы:

1. накопление впечатлений;

2. выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях;

.двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании;

. создание собственных композиций, которые являются отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;

. собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано) [20]. Идеи Б.Л. Яворского нашли широкое воплощение в музыкальном воспитании дошкольников, где, например, музыкально-творческие способности формируются на основе игры на инструментах, движении, пении, декламации и др. Анализ изученной психолого-педагогической литературы выдвигает показатели творческих способностей, позволяющих выражать создаваемые образы в наиболее оптимальной для детей форме:

оригинальность движений;

эмоциональность при воплощении игрового образа;

наличие выразительных средств для воплощения образа;

гибкость при принятии решений;

умение находить нестандартные решения творческих задач.

Согласно проведенному обзору психолого-педагогической литературы, одним из основных требований, выдвигаемых в обучении творчеству дошкольников, является необходимость помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.


Заключение

 

. Обобщение результатов психолого-педагогических исследований, связанных с проблемой развития творческих способностей детей дошкольного возраста, позволили прийти к заключению, что в психологических и психолого-педагогических исследований накоплен значительный опыт, адаптация которого к современным условиям позволит создать систему психологического содействия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

2. Раскрытие сущности понятия «Творческие способности» применительно к теме исследования позволяет рассматривать ее как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческое мышление характеризуется следующими основными особенностями:

. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми стандартами).

. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

. Дошкольное детство - это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития.

. Первые проявления воображения относятся ко второй половине третьего года жизни, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами.

. В среднем и вначале старшего дошкольного возраста воображение проходит свой второй этап развития, для которого характерно ступенчатое планирование.

. На третьем этапе ребенок овладевает способностью к целостному планированию своей деятельности, что предполагает достаточно высокий уровень развития воображения

 


 

Список использованной литературы

1. Айзепк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд/ Г.Ю. Айзепк // Вопросы психологии [Текст] - №1. -2006. - 75 с.

. Антонов, А.В. Психология изобретательского творчества [Текст] / А.В. Антонов - Киев 2008. - 359 с.

. Анчуков, С.В., Романцов М.Г. Художественное творчество и индивидуальность школьников [Текст] / С.В. Анчуков, М.Г. Романцов - СПб.: Педагогика, 2009. - 458 с.

4. Арнаудов, М. Психология литературного творчества [Текст]/ М. Арнаудов - М.: Прогресс, 2007. -76c.

5. Бердяев, Н.А. О природе творчества. Мир философии Ч. 1. [Текст]/ Н.А. Бердяев - 2010. - 237 с.

6. Берштен, М.С. Психология научного творчества [Текст]/ М.С. Берштен // Вопросы психологии №3, 2008. - С. 35 - 42,

7. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст]/ Д.Б. Богоявленская - Ростов-на-Дону, 2007. - 44c.

. Богоявленская, Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности [Текст]/ Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии, 2007. - 67.

. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст]/ Д.Б. Богоявленская - Ростов-на-Дону, 2006. - c. 21-43.

. Буш, Г.Я. Рождение изобретательских идей [Текст] / Г.Я. Буш - Рига, 2006. - 103 с.

11. Галин, Л. Личность и творчество [Текст] / Л. Галин - Новосибирск, 2005. - 202 с

12. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст]/ Ж. Годфруа // В 2 т. - М.: Мир, 2005-53c.

13. Гончаренко, Н.В. Гений в искусстве и науке [Текст]/ Н.В. Гончаренко - М.: Искусство, 2006-87c.

. Грузенберг, С.О. Психология творчества [Текст] / С.О. Грузенберг - Минск, 2009. - 385 с

. Гриценко, Л.И. Педагогика и психология: курс лекций [Текст] / Л.И. Гриценко - Изд.ВГАПК РО, 2009. - c. 37-67.

. Кинг, Л. Тесты на креативность [Текст]/ Л. Кинг - СПб., 2005. - 96 с.

. Кипнис, М. Тренинг креативности [Текст]/ М. Кипнис - М.: Ось-89, 2005. - 128 с.

18. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества [Текст]/ А.Ю. Козырева // Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 2005. - 344 с.

. Кондратюк, Л.Р. Творчество как способ реализации сущности личности [Текст] / Л.Р. Кондратюк - Киев, 2008. - 481 с.

. Крамар, П.Н. Творчество как сущностное самоопределение человека [Текст] / П.Н. Крамар - Киев, 2006. - 526 с.

. Перна, И.Я. Ритмы жизни и творчества [Текст] / И.Я. Перна -2007. - с. 15-22.

. Посодин, А.Л. Вопросы теории и психологии творчества [Текст]/ А.Л. Посодин. - Харьков, 2009. - 156 с.

. Просепкий, П.А., Семченко, Б.А. Психология творчества [Текст] / П.А. Просепкий, Б.А. Семченко - М., 2007. - 366 с.

. Развитие и диагностика способностей [Текст] Под ред. В.Н. Дружинина и В.В. Шадрикова. - М.: Наука, 2010. - 342 с.

25. Рогалева, Е.В. Внеклассная работа по технологии [Текст] /Е.В. Рогалева - Изд. 2-е, испр. и доп. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. - 160 с.

26. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности. Вопросы философии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - М: Просвещение, 2009. - 298 с.

. Рудкевич, Л.А., Рыбалко, Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности [Текст] / Л.А. Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко // Психологические проблемы самореализации личности [Текст] - СПб: Изд-во СПбГУ, 2007-35c.

. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная - Москва; Томск, 2007-97 с.

. Хоровитц, Ф.Д., Байер, О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления исследований [Текст] / Ф.Д. Хоровитц., O. Байер // Общественные науки за рубежом. Серия Науковедение, 2007-45 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...