Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии психологического консультирования




Таблица 1

НАПРАВЛЕНИЕ СУБЪЕКТ ОБЪЕКТ ЦЕЛЬ
Психотерапия      
А. клинически-ориентированная Врач (психиатр, психотерапевт) Больной, пациент Ликвидация симптомов
В. личностно- Врач, Больной, Личностные
ориентированная психолог, клиент и
  социальный работник   межличностные изменения
Психокоррекция Врач, Больной, Исправление
  психолог клиент тех или иных
      расстройств,
      психической
      деятельности
Неврачебная Психолог Клиент Оптимизация
психотерапия     взаимоотношений
      (например, в проблемных семьях)
      Адаптация
Консультирование Консультирующий Клиент, к жизни за счет
  психолог, семья, активизации
  социальный работник группа личностных ресурсов (выход
      из трудной
      жизненной
      ситуации)

 

В соответствии с основными формами неврозов описывается три типа психологических конфликтов: истерический, обессивно-психастенический и неврастенический.

Первый из них (истерический) определяется чрезмерно завышенными претензиями личности, всегда сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих. Конфликт отличают превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к своему поведению. В генезе этого типа конфликта существенное значение приобретает история развития личности и процесс формирования ее жизненных отношений. В силу неправильного воспитания у таких лиц ослабляется способность тормозить свои желания, противоречащие общественным требованиям и нормам.

Второй (обсессивно-психастенический) тип невротического конфликта обусловлен противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. При этом если даже одна из потребностей становится доминирующей, но продолжает встречать противодействие другой, создаются благоприятные возможности для резкого усиления нервно-психического напряжения и возникновения обсессивно-фобических расстройств. Особое значение имеет предъявление противоречивых требований к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных отношений и приводит к отрыву от жизни, появлению нереальных, далеких от действительности установок.

Наконец, конфликт третьего типа (неврастенический) представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе — с другой. В определенной степени возникновению данного типа конфликта способствуют высокие требования, предъявляемые возрастаю­щим темпом и напряжением современной жизни. Особенности конфликта этого типа формируются при воспитании, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида (Карвасарский, 1985).

Логично предположить, что в основе ряда проблемных ситуаций, с которыми клиенты обращаются к психологу-консультанту, лежат те же внутриличностные конфликты, только на первый план выдвигается не порождаемая ими болезненная симптоматика, а нарушение межличностных отношений со значимыми для личности людьми. Например, когда родитель обращается к консультанту с жалобами на своего взрослого ребенка, заявляя: "Он постоянно мне грубит" или "Она ни в чем мне не помогает", — вполне вероятен внутри личностный конфликт первого типа. А при жалобах типа: "Мой сын несчастлив, запутался, и я бессильна, не могу ему помочь", — конфликт второго типа и т.д.

Естественно, что возможно и сочетание различных вариантой внутриличностных конфликтов.

Интересен и другой аспект генеза психологической проблематики, разработанный в рамках медицинского подхода — вопрос о психотравмирующих факторах. Еще И.В.Давыдовский (1957) обратил внимание на то, что "травмирующим" в определенных условиях может оказаться любой объект, воздействующий на любую систему жизнедеятельности организма.

Систематика психического травматизма сложна и неоднозначна. В качестве примера приведем лишь классификацию психических травм по интенсивности:

1. Массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые:

а) сверхактуальные для личности;

б) неактуальные для личности (например, природные, общественные катастрофы, интактные для данного индивидуума).

2. Ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения).

3. Пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуация лишения, ситуация изобилия):

а) осознаваемые и преодолимые;

б) неосознаваемые и непреодолимые.

4. Пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие):

а) вызываемые самим содержанием ситуации;

б) вызываемые чрезмерным уровнем притязания личности при отсутствии объективных возможностей для достижения цели в обычном ритме деятельности (Ушаков, 1978).

Но то, что является психотравмой для одного человека, может не являться таковой для другого. Переживание подходит к личности "как ключ к замку" (Kretschmer, 1971).


 

 

ПРОЦЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

Стадии психологического консультирования

 

Психологическое консультирование — это процесс, имеющий ряд стадий. Стадийность его четко прослеживается в основном методе психологического консультирования — интервью.

Следует заметить, что термин интервью (от англ, interview — беседа, встреча) в психологии трактуется неоднозначно. В общем смысле интервью — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

Различают 2 вида интервью: свободное (не регламентированное темой и формой беседы) и стандартизованное (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами). Можно также выделить ряд ситуаций, в которые попадает интервьюер, в зависимости от меры осознания респондентом (опрашиваемым) его действий:

а) респондент знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе;

б) респонденту недостает информации о причинах своего действия;

в) интервьюер ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она таковой не кажется.

Та или иная ситуация определяет применение разных методов интервью. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента и интервьюера в процессе поиска необходимой информации. Примерами таких методов являются интервью диагностическое (управляемое и неуправляемое) и интервью клиническое. Под первым понимается получение информации о свойствах личности на ранних этапах психотерапии, под вторым — терапевтическая беседа при оказании психологической помощи (Психология: Словарь, 1990. С. 145—146).

Ясно, что в нашем случае речь идет о процессе, близком клиническому интервью. Однако сам термин интервью является более узким и специфичным, нежели обсуждаемая нами тема, поэтому в дальнейшем мы будем говорить не об этапах интервью, а о стадиях процесса психологического консультирования.

В литературе обычно приводится "пятишаговая" поэтапная модель процесса консультативного интервью:

1. этап — это установление контакта и ориентирование клиента на работу;

2. — сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, "в чем проблема";

3. — осознание желаемого результата, ответ на вопрос: "Чего Вы хотите добиться?";

4. — выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: "Что еще мы можем сделать по этому поводу?";

5. этап интервью — это обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом.

В известной работе Ролло Мэя "Искусство психологического консультирования" (М., 1994) процесс консультирования не так четко структурирован, но тем не менее его стадийность достаточно прослеживается.

Р.Мэй пишет: "Итак, контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается глазная часть встречи -- исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность "выговориться"... Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и "выложил все карты на стол", наступает стадия толкования (там же. С. 79).

Следующую главу книги Р.Мэй начинает со слов: "Рассмотрим последнюю фазу консультирования — трансформацию личности, что является завершением и целью всего процесса" (там же. С. 92). Если теперь несколько структурировать за автора, сказанное им в этих небольших отрывках, мы получим четыре стадии консультативного процесса:

1) установление контакта с клиентом (раппорт);

2) исповедь;

3) толкование;

4) трансформация личности.

Сходного по содержанию описания стадий консультирования придерживается и Г.Хэмбли:

"Первая цель любого консультирования — это установление отношений доверия. Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близости... После того, как установлен раппорт путем хорошего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование. Установив отношения доверия и дав абоненту возможность проанализировать свои чувства и прояснить проблему, рассмотрев реальность и обсудив возможные подходы на следующем этапе процесса консультирования мы должны подтолкнуть его предпринять какие-то соответствующие действия" (Хэмбли, 1992. С. 14—22).

Структурировав текст Г.Хэмбли, получаем следующие стадии:

1) установление отношений доверия (возникновение раппорта, чувства близости путем выслушивания и рефлексии);

2) исследование (анализ чувств и прояснение проблемы);

3) решение о соответствующем действии (вывод). Не умножая далее число примеров описания стадий консультативного процесса, представим названные подходы в единой таблице 2:

Таблица 2

Г.ХЭМБЛИ Р.МЭЙ Г.С.АБРАМОВА В.Ю.МЕНОВЩИКОВ
Установление отношений доверия (раппорт и близость) Установление контакта (раппорта) Установление контакта Установление контакта (первичная диагностика)
Исследование Чтение характера Сбор информация Исследование и осознание задачи (вторичная диагностика)
~ Исповедь и толкование результата Осознание желаемого Перебор гипотез
Решение (выводы) Трансформация личности Выработка альтернативных решений Решение
    Обобщение резюме, переход от обучения к действию Выход из контакта

Таким образом, мы ограничим наше дальнейшее описание консультативного процесса четырьмя стадиями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...