Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование аудиторской деятельности в республике Беларусь




 

В ноябре 1994 г. вышел Закон Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности", регулирующий деятельность аудиторов и аудиторских фирмах. В него, на основании законов РБ от 08.07.2008 № 369-3 (с 1 января 2009 г.) и от 04.01.2010 № 109-3 (с 5 февраля 2010 г.) внесены дополнения и изменения.

С 1 января 2011 г. Постановление Совета Министров РБ от 17.10.2003 № 1346 «Об утверждении положений о лицензировании видов деятельности, лицензирование которых осуществляется Министерством финансов» на основании постановления Совета Министров РБ от 30.12.2010 № 1910 утратило силу.

С 1 января 2011 г. Декрет Президента РБ от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» на основании Указа Президента РБ от 01.09.2010 № 450 утратил силу.

Для проведения аудита в республике зарегистрировано более 150 аудиторских фирм и более 150000 аудиторов. Реальный спрос на аудиторские услуги в Республике Беларусь недостаточно высок. Аудиторские проверки заказывают в большей степени хозяйствующие субъекты, которым по закону предписано обязательное аудиторское обслуживание (совместные предприятия, инвестиционные компании и др.) или для пересчета налогооблагаемой базы.

Контроль, осуществляемый в Республике Беларусь за хозяйствующими субъектами (согласно Закону Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности"), подразделяется на два вида:

Статья 15 Закона РБ "Об аудиторской деятельности" прямо указывает, что аудиторская проверка не освобождает субъект хозяйствования от ответственности за нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности, несоответствие представляемой бухгалтерской (финансовой) отчетности актам законодательства.

По материалам проверки составляется отчет о результатах проверки, в котором дается оценка состояния учета, внутреннего контроля, а также указываются нарушения, установленные аудитором. Решение об устранении выявленных нарушений аудируемый субъект принимает самостоятельно.

Как правило, юридические лица - заказчики аудиторской проверки стремятся своевременно организовать проведение аудита и одновременно со сдачей баланса за отчетный год представить и аудиторское заключение. Вместе с тем не редки случаи, когда по каким-то причинам проверка в установленные сроки не произведена, и требуемый документ в налоговую инспекцию не представлены.

Некоторые особенности проведения обязательных аудиторских проверок определены Указом Президента РБ от 25.05.2000 № 293 "О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь", который утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 157, 1/11733). В соответствии с названным указом юридические лица с долей государственной собственности освобождаются от обязательных ежегодных аудиторских проверок, если в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой у них проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности.

Порядок проведения обязательной аудиторской проверки за период, в котором проводилась проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других налоговых платежей в бюджет инспекциями ГНК, определен постановлением Совета Министров РБ от 24.07.1997 №938 "О некоторых вопросах проведения аудиторской проверки юридических лиц негосударственной формы собственности", который утратил силу постановлением совета Министров Республики Беларусь от 22 мая 2002 г. № 649 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 60, 5/10485). Данным постановлением установлено, что юридические лица освобождаются от аудиторской проверки за проверяемый период только в части тех вопросов, которые были проверены налоговыми органами.

Поэтому конкретный перечень проверяемых аудитором вопросов по периодам проверки должен быть определен договором, заключаемым с аудиторской организацией (индивидуальным предпринимателем - аудитором). При этом следует руководствоваться Примерным перечнем вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита, согласованным с ГНК и утвержденным постановлением Минфина РБ.

В состав юридического лица, организации могут входить филиалы, представительства, отделения, другие структурные подразделения как определяющие конечный финансовый результат деятельности и уплачивающие все установленные налоговые и неналоговые платежи самостоятельно, так и не определяющие самостоятельно финансовые результаты и не уплачивающие налоги и другие платежи в бюджет. Аудитор, аудиторская организация заключают договор и дают заключение по проверяемому вопросу в целом по юридическому лицу независимо от числа, как правило, выборочно проверенных филиалов. В таком случае для определения предельной суммы затрат, относимых на себестоимость, следует принимать выручку, сумму страховых взносов, собранных страховой, перестраховочной организацией,. При этом порядок ведения бухгалтерского учета структурными подразделениями, в том числе и порядок распределения затрат головного предприятия по обязательным аудиторским проверкам между ними, устанавливается головным предприятием самостоятельно и фиксируется в приказе об учетной политике.

Ответственность аудиторской организации аудитора - индивидуального предпринимателя за качество проверки определяется договором. Государственный контроль осуществляется Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Министерством финансов Республики Беларусь, Государственным налоговым комитетом. Национальным банком Республики Беларусь, правоохранительными органами (Верховный суд. Хозяйственный суд. Прокуратура и т.д.). Министерством экономики Республики Беларусь, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и др.

Основными задачами, стоящими перед Комитетом государственного контроля, является координация деятельности республиканских органов государственного управления, осуществляющих финансово-экономический контроль в республике, проведение проверок в различных областях деятельности хозяйствующих субъектов, проверка соблюдения законодательства физическими и юридическими лицами и др.

Министерство финансов Республики Беларусь занимается контролем за поступлением и расходованием бюджетных средств. В структуре Министерства имеется Контрольно-ревизионное управление, которое занимается, как правило, ревизиями и тематическими проверками бюджетных организаций.

Перед Государственным налоговым комитетом в области контроля поставлены следующие задачи: контроль за соблюдением законодательства о налогах для физических и юридических лиц; контроль за своевременным и полным поступлением налогов в доход бюджета; предотвращение, выявление и раскрытие правонарушений в сфере применения законодательства о налогах; консультации по вопросам налогообложения и др.

Постановление Совета Министров РБ от 04.05.2001 № 651 «О совершенствовании аудита и аудиторской деятельности» принято в целях дальнейшего совершенствования аудиторской деятельности в Республике Беларусь. Данным постановлением конкретизированы условия осуществления аудиторской деятельности, уточнены процедуры лицензирования, приняты меры по ее дальнейшему развитию и повышению качества аудиторских услуг.

Ряд изменений и дополнений внесены в Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроле за ее осуществлением в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 28.12.2009 г. № 153, которое изложено в новой редакции. Изменения коснулись как требований, предъявляемых к документам, необходимым для получения (продления сроков действия) лицензии, составу работников аудиторских организаций, так и порядка проведения квалификационных экзаменов, внесения изменений в лицензию, выдачи ее дубликата, ведения государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...