Борьба с алкоголизмом и курением табака
Борьба с пьянством ведётся с незапамятных времен: уже за 1000 слишком лет до Рождества Христова китайский император Ву Вонг издал особый закон, устанавливающий за пьянство самые строгие наказания, вплоть до смертной казни. Но при помощи одних запрещений и наказаний нигде не удалось искоренить неумеренность в употреблении алкоголя. Пьянство в одно и то же время, и болезнь, и порок, и общественное зло; борьба с таким сложным явлением должна вестись одновременно различными способами. Трудно остановить уже развившуюся болезнь, трудно искоренить привычный порок; гораздо легче, принимая вовремя подходящая меры, предупредить развитие болезни или порока. В борьбе с пьянством на первом месте должна быть забота о предупреждении пьянства, т.е. об устранении причин, вызывающих его. Главный момент в предупреждении пьянства, это распространение правды о действии и алкоголя и табака. Правда - во все времена была и есть самым горьким но и самым целебным лекарством. Более всего пьянство и особенно курение поддерживается равнодушным, даже благодушным отношением всего населения, что объясняется господствующими ложными взглядами на действие алкоголя и никотина. Широкое распространение просвещения и пробуждение в народной среде умственных интересов ведёт к уменьшению пьянства, если в тоже время прилагаются забота о нравственном воспитании народа. Но для борьбы с предрассудками о спиртных изделиях и табаке необходимо, кроме общего образования, еще распространение сведений о влиянии алкоголя на человеческий организм и общество. Правильные понятия об алкоголе особенно нужны человеку, не втянувшемуся в курение и пьянство, а потому одной из важнейших мер в борьбе с этим злом является ознакомление школьников и молодёжи с действием и последствиями употребления алкоголя и табака.
Сведения о вреде спиртного, наркотиках, табаке уже давно преподаются в школах Англии, Франции, Швейцарии, Северо-Американских штатов и некоторых других стран. Правда, и в этих странах есть и пьяницы и алкоголики. Но, среди этих людей очень мало обманутых с детства, именно благодаря всеобщему школьному образованию. Борьба с питейными навыками и обычаями среди взрослых должна вестись различными способами и требует гораздо большей настойчивости. Много может сделать отдельный трезвый проповедник или учитель, призывая людей к трезвости. Так, например, в Ирландии известный монах, отец Матвей, силою своего слова и личного влияния призвал отказаться от употребления спиртного до 4 миллионов католиков. В России, также до 1917 года, трезвость проповедовал Братец Иоанн Самарский (Чуриков). Но прочный успех, как показал опыт Северной Америки, Англии, Швеции и Норвегии, достигается только путем дружной общественной работы. Благодаря непрерывной, в течение десятков лет, деятельности обществ трезвости. Только таким образом начинают понемногу изменяться народные воззрения на алкоголь, среди населения этих стран живут уже десятки тысяч убеждённых трезвенников, подготовляющих мало-помалу почву для полного отрезвления народа. Эта подготовка населения и общественного мнения страны к лучшему действительному а не мифическому лучшему будущему ведётся обществами трезвости разными путями: привлекаются к личному воздержанию члены общества, распространяются сведения о вреде спиртных изделий путем народных чтений, научных лекций, противоалкогольных выставок и съездов; устраиваются столовые, кофейни, чайные в просторных, хорошо обставленных помещениях, где люди могут собираться, чтобы потолковать, прочитать газеты, отдохнуть. Общительность - доброе свойство человеческой природы; во имя отрезвления народа, необходимо создавать клубы трезвости, увеселительные собрания, где удовлетворялась бы потребность в общении, развлечении и здоровом веселии, без поглощения опьяняющих напитков, табака и наркотиков. В России обществ трезвости или борьбы с пьянством с подобными задачами пока еще очень мало, зато клубов алкоголиков очень много, почти на каждой улице есть бар или ресторан.
Трезвенных церковных обществ и братств в России до революции 1917 года имелось около 1800, а общее число членов приближалось к полумиллиону. Теперь можно редко встретить священника отказывающегося от "пития во славу Божию". Питейные обычаи поддерживаются еще доброю славянскою чертою - гостеприимством, хлебосольством. Долго царил обычай угощать вином и пивом; радушные хозяева, боясь прослыть невежливыми или скупыми, предлагают гостям спиртное даже и в тех семьях, где сами обыкновенно не пьют. Задача обществ трезвости - ввести в оборот безалкогольные напитки и приучить население к ним, ввести в обычай, в моду угощение фруктовыми водами, виноградным соком, шипучими водами. Нужно научить народ пить "за здоровье" или "на здоровье" только здоровые, безвредные напитки, к которым не принадлежат ни водка, ни пиво, ни самые дорогие и "тонкие" вина.
Все усилия обществ, клубов и братств трезвости остаются бесплодными, пока на всех перекрестках обывателю предлагаются всевозможные спиртные изделия, притом за самую малую плату, а средства массовой информации всеместно и ежечасно убеждают в безопасности и престижности и алкоголя и табака. Одним словом, пока кругом царит алкогольный соблазн построенный на лжи, и остаётся только надеяться, что не введут законов обязывающих пить алкоголь и травиться табаком. Для достижения со временем отрезвления народа необходимо строгое ограничение производства и продажи всех спиртных изделий и табака, а это может быть достигнуто только при помощи особых законов противоположных происходящему в стране. Поэтому трезвенники повсюду только пытаются добиться поддержки со стороны "нашего" законодательства, а в некоторых государствах многое уже сделано этим путем, их экономическое состояние и уровень жизни народов являются для Россиян предметом зависти. Но настоящим успехом новые законы пользуются только там, где население достаточно подготовлено к исполнению и уважению закона. Эту подготовительную работу и исполняют общества трезвости. Так, например, в некоторых штатах Северной Америки спирт, на основании закона, был приравнен к сильнодействующим ядам, производство и продажа спиртных напитков запрещена, и алкогольные напитки отпускались только из аптек, как лекарство, по рецепту врача. Эта решительная мера, именуемая запретительной системой, бесспорно уменьшила пьянство в некоторых штатах, но окончательного отрезвления населения не достигла, потому что в Америке, в ближайшем соседстве с так называемыми "сухими" т.е. безалкогольными штатами, находились "мокрые" штаты, где по прежнему свободно продавались спиртные изделия. Мафия ввозила спиртное из за границы, многие проалкогольные государства, такие как Франция и Испания объявляли официальные протесты США. Так что даже, введение полной "сухости" с 1928 по 1932 годы не остановило алкоизуверов, навязавших американскому народу водку.
Чрезвычайно интересным в свое время оказался ограничительный питейный закон, введенный лет 100 тому назад в Скандинавских государствах и носящий название Готенбургской системы - по имени шведского города Гетеборга, где этот закон впервые вступил в силу. Основная мысль Готенбургской системы: устранить от производства и продажи спиртных напитков личный интерес; с этой целью закон предоставляет право производства и продажи питей исключительно особому торговому товариществу, которое не может брать в свою пользу более 5%, всю же остальную прибыль оно обязано расходовать на борьбу с пьянством, на школы и другие общественные нужды. В трактирах и питейных заведениях товарищества, кроме спиртных изделий, продаются чай, кофе и горячая пища; продавцам разрешается удерживать в свою пользу прибыль от продажи пищи и безалкогольных напитков, от сбыта же алкогольных питей они лично никакой пользы не получают, поэтому здесь не может быть спаивания посетителей продавцами. Прямой результат этой системы дал Швеции легализацию сильных наркотиков - героина, анаши, лизергиновой кислоты (марки). Время показало, увязывание трезвенных мероприятий с узакониванием наркотиков и отравляющих веществ дает крайне печальные результаты для здоровья нации в целом. При такой системе нельзя долго быть трезвым за счет упития и наркотизации других. Всемерное распространение и доступность наркотических веществ делает свое дело, люди продолжают гибнуть. Введённая в России в конце прошлого века казенная винная монополия заимствовала у Готенбургской системы некоторые частности: кабатчики, спаивавшие народ, были заменены сидельцами, состоящими на жалованье у правительства, число мест продажи питей было уменьшено, стоимость спирта увеличена. Главная же наша беда в том, что в настоящее время государственные расходы России в значительной мере зависят от размеров дохода, приносимого казенною продажею питей. Еще Сталиным экономика сделана алкозависимой, ему было мало концентрационных лагерей и тюрем. К сожалению эта, самая страшная форма рабства, - рабства от алкоголя, табака и других наркотиков, признается безусловной правительством нашей России, такие понятия как человечность и человеколюбие им недоступны. Что ж говорить о народе отданном им во власть.
Еще в 1913 году борцы за народную трезвость предлагали в печати, в учёных обществах, на съездах, в Государственной Думе целый ряд изменений существующих законов - в целях уменьшения пьянства. Понимая, что немедленное введение в России запретительной системы невозможно, друзья трезвости считают пока не обходимым установление хотя бы следующих узаконении: 1) Предоставление права волостным и сельским сходам, а также городским думам делать постановления о закрытии в их местности винных лавок, пивных и прочих мест продажи спиртных напитков; во избежание же усиления в таких случаях тайной продажи - принятие строжайших мер против так называемого корчемства; 2) уменьшение числа мест продажи спиртных напитков; запрещение продажи спиртных напитков в воскресные и праздничные дни, во время церковных празднеств, крестных ходов, ярмарок, выборов, волостных и сельских сходов и пр.; ограничение числа часов торговли; 3) устранение из продажи мелких посудин с водкой и разрешение отпуска покупателю не менее 1 бутылки в 1/20 ведра; 4) постепенное понижение крепости водки; 5) распространение ограничительных мер на продажу всех крепких напитков (коньяка, наливок, ликеров), а также на продажу пива и виноградных вин. В тоже время признается крайне желательным: 1) обязательное ознакомление учащихся в низших, средних, и высших учебных заведениях с учением о вредном влиянии спиртных изделий; 2) удешевление и широкое распространение среди населения напитков, не содержащих алкоголя и безвредных для здоровья; 3) удешевление чая и сахара; 4) обращение части прибыли от казенной продажи питей на нужды народного образования и на борьбу с последствиями пьянства. Многие из приведенных здесь пожеланий вошли в постановления о продаже крепких напитков, выработанные Государственною Думою третьего созыва, но не получившие еще силы закона. Изнурительный труд при скудном питании, плохие заработки, тесное, душное жилье, словом тяжелые экономические условия существования, разумеется, способствуют распространению пьянства, потому что поддерживают угнетенное настроение, дурное самочувствие, недовольство, ищущее забвения в алкогольном тумане. Поэтому к числу предупредительных мер в борьбе с алкоголизмом относятся заботы о неимущих классах населения. Предоставление рабочим возможности получать на фабрике за дешевую плату чай, молоко, горячую закуску, дало в Швейцарии, по отзыву фабричных инспекторов, заметное уменьшение пьянства среди рабочих. Такую же пользу приносят дешевые чайные и столовые, устройство домов с дешевыми квартирами и комнатами и т.п. К сожалению, все меры по улучшению материального положения бедных классов, требуя огромных затрат, являются только косвенными способами борьбы с алкоголизмом: они ведут к уменьшению пьянства только тогда, когда одновременно принимаются просветительные меры, о которых было сказано в начале этого урока. Каждый должен помнить, что постоянное трудолюбие и бережливость - наилучшие пути для достижения материального благополучия. Человек трудолюбивый не станет подрывать алкоголем своей трудоспособности, человек бережливый не согласится бросать деньги на приобретение вредных изделий из спирта и табака. А потому развитие в себе самом и воспитание в других этих двух качеств - одна из наилучших мер для предупреждения алкоголизма и его последствий. В борьбе со всяким общественным злом (пожаром, наводнением и т.п.) первая задача - предупреждать бедствие, вторая - спасать тех, кто охвачен бедой. Поэтому, борясь с алкоголизмом, не надо забывать о спасении пьяниц. Каждый алкоголик своим дурным примером может заразить других, может вовлечь в пьянство непьющих, может дать хилое потомство, предрасположенное к алкоголизму. Возвращение алкоголика к трезвой жизни способствует, следовательно, оздоровлению общества; кроме того, мы должны спасать алкоголиков из человеколюбия, из сострадания к ним, к их безвинно страдающим женам и детям. В деле спасения пьяниц велика заслуга обществ и братств трезвости; тысячи людей спасены на Руси от телесной, нравственной и имущественной гибели стараниями священников - трезвенников: проповедь трезвого, любимого пастыря против пьянства, сердечное участие, проявленное в тяжелую для алкоголика минуту, совместная горячая молитва и клятвенное обещание не пить более - превратило многих жалких пьяниц в убеждённых трезвенников. Но это было до революции. Правительство было "антинародным". Зато современное состояние проблемы куда лучше. Опять сверху провалены сухие меры 1985 года, торговля спиртным отдана в акциз, пропаганда алкоголизма и курения табака меры не имеет и абсолютно не наказуемы, напротив поощряется акцизниками и правительством, решившим в очередной раз "выехать" из экономического кризиса 1998 года, вызванного всенародным пьянством, опять же убивая - спаивая народ. Поэтому отрезвленный, бывший алкоголик, может записаться в общество трезвости и войти в круг новых товарищей - трезвенников. Наиболее действительный способ борьбы с алкоголизмом, доступный каждому, - личное воздержание от употребления спиртных изделий и распространение, при всяком подходящем случае, сведений о действии алкоголя на человека и общество, изложенных в настоящем учебнике. Просвещение окружающих относительно преимуществ полной трезвости производит должное воздействие только тогда, когда подкрепляется личным примером. Принимайте сами для себя сухой закон, это лучшая защитительная мера! Не ждите подачек! Подачек не будет! Трезвыми надо быть прежде всего Вам самим! Вам решать, быть или не быть Вашей фамилии в будущем!
ПРИЛОЖЕНИЯ Рисунки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|