Системы продажи алкоголя в России
До XVII столетия пьянство развивалось далеко не свободно: казна, продавая вино народу из своих кабаков, отданных в откуп (целовальникам), порой делала ограничения "в видах народной нравственности". Так, в 1652 году изданы были, по ходатайству духовенства и думных людей, довольно строгие правила о кабаках: в селах меньших не дозволялось держать кабаков, а в городах и больших дворцовых селах можно было иметь только по одному "кружечному" двору. Одному "питуху" (от слова - пить) не велено было давать больше чарки вина; лицам "священнического и иноческого чина" вино не продавалось. Во время постов, по воскресеньям, средам и пятницам вином не торговали. Должны были "питухи" пить смирно, без "дурна и драки, и душегубства, и иного воровства". Между тем "кормчество" (изготовление спиртного подпольно, в обход налогов) развивалось и принимало громадные размеры и коснулось даже монастырей. Как бы то ни было, но финансовый интерес взял верх, и в 1659 году велено было: "питухов с кружечных дворов не отгонять и великого государя казне учинять прибыль". В 1764 году комиссия, назначенная Екатериной II для рассмотрения винных сборов, нашла, что единственный способ обеспечить государственный доход - это отдать торговлю спиртным на откуп частным лицам. Итак, манифестом 1765 года вводится чистая откупная система. Именно в это время великая княгиня Екатерина Дашкова, первый президент Российской Академии наук, просила императрицу не спаивать русский народ. В ответ была произнесена, ставшая исторической, фраза: "Пьяным народом править легче" - которую в будущем известный деятель рабочего движения Бебель дополнит: "Пьющий рабочий не мыслит, мыслящий рабочий не пьет".
Как сильно падала народная нравственность при всевозможных удобствах к пьянству, можно судить по некоторым документам. В одном из них сохранилась характеристика быта крестьян, волей-неволей поддавшихся пьянству. Документ относится к 1836 году. В нем граф Киселев, министр государственных имуществ, в представлении комитету министров высказал прямую необходимость ограничить пьянство: "Не только сами крестьяне, но и жены их "пропились". Кабаки со всеми возможными удобствами для пьянства, с закусками, особыми отделениями для приятного отдохновения лиц обоего пола тянули к вину и разврату... Здесь пропивались не только деньги, но и подати; налагались штрафы для попоек, суд и расправа, выборы, отправление повинностей делались под влиянием винных паров...". С 26 октября 1860 года законодательным актом откупа уничтожены, как вредные для правительства и страны, распространявшие пьянство и безнравственность в народе. Откуп, длившийся на протяжении 260 лет, приучил народ к водке. Кабаки стали центром разгула, пьянства, разврата. С 1860 года откупная система была заменена акцизной (акциз - налог с оборота). Новая акцизная система уничтожила последние препоны к безграничному развитию пьянства.
Продажа питей распивочно и на вынос стала свободным торгом; овощные лавки сделались питейными домами. В селениях появились штофные лавочки. Неизвестный автор того времени, писавший под инициалами "Г.О.", говорит об этом так: "Не одно пьянство само по себе, не одни издержки на него, есть зло; более страшную более потрясающую картину представляют собою последствия пьянства... До поразительной степени увеличилось потребление водки в губернии Томской, где сравнительно с 1862 годом в 1863 году выпито водки на 215% более". Автор замечает, что "лучшее средство против пьянства есть нравственность народа, его образование и его гражданское развитие". Вольный кабак помог укрепиться крупным купцам-виноторговцам. Так, в Орловской губернии, например, были Мартынов и Боев - крупнейшие виноторговцы. Когда-то водочная прибыль была дворянской собственностью (откупом пользовались в основном дворяне), но те времена давно прошли и теперь дворяне вынуждены были продавать свою водку тем же купцам, от чего часть прибыли теряли. То было время начала роста промышленности, появляется рабочий класс. В больших городах создаются марксистские кружки. К концу царствования Александра III забота правительства о дворянстве усилилась, ибо министр финансов С.Ю. Витте понимал (тщательно изучив "Капитал" Маркса), что главная поддержка самодержавия в России - это дворянство. Таким образом, речь, в сущности, шла о дворянских выгодах. Витте добился казенной монополии на всю Россию. С 1 июля 1901 года повсеместно в Европейской России водворяется казенный кабак - вводится государственная водочная монополия. Трезвенные движения
Существует расхожее мнение, что Россия - страна беспробудного пьянства. Описание русского пьянства можно встретить в каждом сочинении иностранцев, посещавших Россию в XV - XVII веках. Купцы и дипломаты относились к Московии как варварской стране - предвзято, поверхностно судили о чуждом им народе.
Объективное исследование источников, обращение к историческим фактам показывает: соответствуют ли истине подобные обыденные представления, что влечёт за собой критический пересмотр легенд и мифов. Первое трезвенное движение (1858 - 1862 годов) Душевное (включая вновь рожденных и глубоких стариков) потребление крепких алкогольных изделий приближается к 2-м литрам этанола в год. В №269 "Петербургские ведомости" за 1858 год пишут: "Употребление водки и вообще всех крепких напитков - гибельная привычка, систематически расстраивающая здоровье, невозвратно губящая тело и душу, его нераздельного спутника, связанного с ним тесными, неразрывными узами". Дело в том, что в № 96 "Экономического указателя" появилась статья, где читаем: "Пишут из Ковенской губернии: за три месяца тому назад, крестьяне Ровенской губернии дали клятвенное обещание в своих церквах (сами от себя) не пить более водки и до сих пор, с удивительною настойчивостью, исполняют данное слово, несмотря на все хитрости заманить их в кабаки и на временное понижение, в некоторых местах, цены на водку, происшедшее вследствие этого обстоятельства, так что в кабаках и постоялых дворах, где продавалось прежде до 60 ведер в месяц, в настоящее время не продают даже и 5-ти и то только по почтовым трактам. Этот замечательный случай заставляет многих помещиков губерний, занимающихся винокурением, прекратить у себя хотя бы на время это производство. Можно, впрочем, надеяться, что помещики в этом воздержании крестьян увидят только утешительный факт."
Подобные события, то есть отречение народа от употребления водки, происходят и во многих других местах разных губерний. Простые труженики создавали кружки, общества трезвости, совместно с духовенством устраивали крестные ходы, протестовали против изготовителей и торговцев сивушной отравы, видя в них разорителей хозяйств, растлителей людей. Высоко оценил это движение Н.А.Добролюбов. В одной из своих работ он писал: "Сотни тысяч народа в каких-нибудь пять-шесть месяцев без всяких предварительных возбуждений и прокламаций, в разных концах обширного царства отказались от водки". К 1858 году отречение крестьян от кабаков стало массовым, потом переросло в бунты против винокуров-помещиков: народ стал громить и жечь имения. Правительству пришлось вводить войска в некоторые губернии, несколько тысяч крестьян попали в тюрьмы и на каторгу. Эти события не остались незамеченными и в Европе. Например, анализируя положение дел России, К.Маркс писал: "Всякая попытка поднять их (крестьян) моральный уровень карается как преступление. Достаточно вам лишь напомнить о правительственных репрессиях против обществ трезвости, которые стремились спасти московита... от водки". В результате этого поистине стихийного трезвенного движения царское правительство вынуждено было отменить целовальную (откупную) систему и ввести акцизную (налог с оборота производства и продажи питей). Трезвенное движение привело к росту самосознания народа, что вынудило царское правительство отменить крепостное право (1861 г.). Это движение привело к коренному революционному преобразованию России. Второе трезвенное движение (1885 - 1904 годы) Среднее душевое потребление крепких спиртных изделий доходит до 3-х литров в год. Второе трезвенное движение характерно тем, что в нем принимает участие русская интеллигенция. После стихийных выступлений народа, продолжавшихся вплоть до 1885 года, когда правительство России пошло на то, чтобы ввести право местного запрета на продажу питей. На это право местного запрета откликнулись десятки тысяч обществ, которые потребовали в течение нескольких лет очистить их земли от питейных заведений. Это право до сих пор законодательно в России не отменено.
В 1898 году состоялось первое заседание комиссии по вопросу об алкоголизме, мерах борьбы с ним и для выработки нормального устава заведений для алкоголиков при Русском обществе охранения народного здоровья в Санкт-Петербурге. В докладе комиссии, переданном Государю 8 декабря 1899 года и возглавляемой доктором Коровиным А.М., были собраны достоверные статистические данные по распространению алкоголизма, а также потерям от него в России за период с 1886 до 1897 год. В это время в России действует уже 15 городских обществ трезвости, около 140 церковно-приходских в деревнях, 1 церковное и 10 на заводах и фабриках, кроме того, действует 35 эстонских, 10 латышских, 10 финских обществ трезвости. Известный педагог того времени С.Рачинский, хорошо знакомый с бытом духовенства, выпустил в 1899 г. отдельной брошюрой ряд писем "К духовному юношеству о трезвости", в которой призывает духовенство бросить питейные привычки и взяться за проповедь трезвости. Одним из обществ трезвости руководил Л.Н.Толстой. Оно называлось "Согласие против пьянства". В эти годы писатель выпускает современные и созвучные сегодняшнему дню статьи, в которых утверждается абсолютная трезвость: "Пора опомниться!", "Для чего люди одурманиваются?", "Богу или Маммоне?", "К молодым людям" и другие. В 1901 году в Петербург приходит бывший купец Самарской губернии Иван Чуриков, подвигнутый на борьбу за трезвость Иоанном Кронштадским, наречённый им Иоанном Самарским. Он проповедует трезвость, называя Зелёного Змия Дьяволом. Тысячи людей слушают его и дают обет Богу: вина не пить. Л.Н.Толстой в статье "В гостях у Братца Чурикова", пишет: более 70 тысяч петербуржцев благодаря слову братца Иоанна избавились от пьянства, воровства, блуда. В 1904 г. В Казани, под редакцией И.М.Догеля и А.Т.Соловьева, выходит книга "Спиртные напитки, как несчастие человека". В ней разобраны все аспекты действия алкоголя. Вывод делают авторы однозначный - только полная трезвость избавит народ от несчастья. Приводятся примеры стран, где в школах введено антиалкогольное воспитание - это США, Канада, Англия, Франция, Норвегия. И "россиянам необходимо школьное антиалкогольное воспитание, так как впечатление, полученное во время раннего возраста, остаётся несравненно долее, чем в пожилые лета". Наступление трезвости в России напугало правительство: оно остановило этот бесподобный социальный процесс введением государственной водочной монополии, частные кабаки стали заменяться казенками. Право местного запрета стало ограничиваться. В 1905 г. Высочайшим манифестом 17 октября народу России было дано право участия в государственном строительстве. Народ, в лице своих представителей в Государственной Думе, получил возможность направлять Законодательную работу по наиболее благодетельному для него пути. Произошла первая Русская революция 1905 года. Третье трезвенное движение (1914 - 1925 годы) К 1913 году потребление алкоголя на душу населения в год составило 3,14 литра. Россия по этой позиции занимала предпоследнее место в десятке наиболее развитых стран (на последнем месте была Норвегия). Но "... Вопрос об алкоголизме получил права гражданства и стал, хотя и не вполне, но все же вопросом государственным, а не остался вопросом нескольких обществ трезвенности и нескольких ученых..." писал М.Д.Челышев, член Госдумы России (1911 г.). С ноября 1907 года в правительство начинают во множестве поступать письма от народа разных губерний с просьбой остановить пьянство. Первый съезд трезвенников был проведён в период с декабря 1909 по январь 1910 года в помещении Народного дома княгини Паниной (теперь Дворец культуры железнодорожников), в котором приняли участие известные учёные и общественные деятели тех лет: Бехтерев, Нижегородцев, Челышев, Родионов и многие другие. В стране стали выходить сотни газет и журналов трезвости. Однако и противодействующие силы были велики. Еще до объявления "сухого закона", в 1911 году барон Гинзбург, встревоженный ростом антиалкогольного движения, в своем кругу заявил: "От поставок водки для казенных винных лавок, от промышленного винокурения я получаю больше золота, чем от всех моих золотых приисков. Поэтому казенную продажу питий надо любой ценой сохранить и оправдать в глазах пресловутого общественного мнения". Заинтересованные лица пытались "научно" доказать, что употребление "умеренных" доз алкоголя - явление нормальное, что, например, чайный стакан сорокаградусной водки совершенно безвреден при ежедневном употреблении, но вот больше пить - нежелательно, В 1912 году они обратились к академику И.П.Павлову с просьбой дать заключение по проекту создания лаборатории для обоснования безвредности умеренного потребления алкоголя. Ученый ответил следующим письмом: "Институт, ставящий себе непременной целью открыть безвредное употребление алкоголя, по справедливости не имеет права именоваться или считаться научным... А потому кажется, что все те, кому дороги государственные средства, здоровье населения и достоинство русской науки, имеют обязанность поднять свой голос против учреждения института такого названия..." Подобный же отзыв об этой затее дал профессор А.Введенский. В результате Государственная Дума отвергла данный проект. К этому времени правительство признало за народной школой могущество фактора в деле воспитания трезвых граждан - в школах ввели антиалкогольное воспитание. Появились учебники трезвости. В 1914 году 86% населения России, путем опроса, высказалось за запрещение производства и продажи алкоголя. 11 марта 1914 года документ о закрытии питейных заведений сельскими обществами, подготовленный новым министром финансов Барком, утверждается высочайшим соизволением Государя. Это привело к установлению трезвости на огромных просторах России. Доктор медицины А.Л.Мендельсон, автор "Учебника трезвости" (1913 г.) пишет: "Сказка о трезвости стала в России былью...". Премьер-министр Англии Ллойд Джордж в ответ на эти события сказал: "Это самый величественный акт национального героизма, который я знаю". В августе того же года началась 1-я мировая война. Но уже в 1916 году Государственная Дума рассматривает вопрос об установлении трезвости в Российской империи на "веки вечные". В 1917 году произошёл Октябрьский переворот. К власти пришли большевики во главе с В.И.Лениным. И в первый же день установления новой власти в Петрограде был издан "Приказ Военно-революционного комитета", который гласил:
1. Впредь до особого распоряжения воспрещается производство алкоголя и всяких алкогольных напитков. 2. Предписывается всем владельцам спиртных и винных складов, всем фабрикантам алкоголя и алкогольных напитков не позже 27-го сего месяца (9 ноября) довести до сведения о точном местонахождении склада. 3. Виновные в неисполнении приказа будут преданы Военно-революционному суду. 26 октября (8 ноября) 1917 года. Военно-революционный комитет.
Одновременно с этим приказом в Москве появляется "Предписание Замосквореченского Военно-революционного комитета 20 октябри (11 ноября) 1917 года:
Замосквореченский Военно-революционный комитет объявляет, что будут подавляться самыми беспощадными Мерами: 1. Продажа водки 2. Погромы 3. Стрельбы из Домов 4. Черносотенная агитация Все нарушители порядка, все появляющиеся в нетрезвом виде, все чинящие насилие и грабежи - враги народа и революции, и с ними будет поступлено со всей строгостью революционного времени. Ношение и хранение оружия допускается только с разрешения Военно-революционного комитета. Военно-революционный комитет.
Как видно из приведенных документов, источающих накал и бескомпромиссность борьбы наших дедов и прадедов в ту далекую и славную годину, первоочередная установка Советской власти была на трезвость. С первых дней построения нового социалистического государства закладывался трезвый фундамент. Я не могу не привести здесь еще ряд документов, которые показывают революционное правительство, возглавляемое убежденным трезвенником В.И.Лениным, постоянно нацеливало широкие народные массы на трезвость Вот перед нами "Обращение Петроградского Совета ко всему населению Петрограда" с призывом единодушно выступить на борьбу за восстановление военно-революционного порядка:
6 декабря 1917 г. Ко всему населению Петрограда. Темные силы нас подстерегают. Они вызвали мятежи генералов Каледина, Корнилова и других, чтобы затопить народную революцию. Одновременно с этим темные силы пытаются создать анархию и беспорядки в стране и особенно в Красном Петрограде, Они толкают бессознательных и слабых людей на пьянство и погромы. Всякий, кто в нынешний тревожный момент устраивает беспорядки или способствует им есть враг революции и Русского народа. Все сознательные люди обязаны всеми мерами прекращать анархию и содействовать восстановлению революционного порядка. Не прикасайтесь к вину; это яд для нашей свободы! Не допускайте погромов и эксцессов: это смерть для русской революции! Как честные граждане, единодушно выступите на борьбу со злыми силами, сеющими беспорядок. Поддержите Совет рабочих и солдатских депутатов в его работе по охране революционного Петрограда, "Известия ЦИК", № 244, 6 декабря 1917 года.
А вот свидетельство американского писателя Джона Рида приведенное в его знаменитой книге "10 дней, которые потрясли мир": Винные погромы. Впоследствии оказалось, что провоцированием беспорядков среди солдат занималась особая организация, содержащаяся кадетами, В казармы звонили по телефону и сообщали, что в таком-то месте выдают вино или водку, причем указывали точный адрес. Когда солдаты прибегали в указанное место, то их встречал особый человек, который показывал погреб. Совет Народных Комиссаров назначил особого комиссара по борьбе с пьянством, который не только беспощадно подавлял все винные погромы, "о и уничтожал запасы вина: при этом было разбито и вылито много сотен тысяч бутылок. Погреба Зимнего дворца, где хранилось множество редких вин общей ценностью свыше 5 миллионов долларов, подвергли той же участи. Сначала их просто били и выливали бутылки, а потом отвезли оставшееся в Кронштадт, где бутылки и бочки были разбиты и вылиты. В этой работе кронштадтские матросы - "краса и гордость революции" - проявили железную выдержку и дисциплину" (Изд. М., 1957, е. 319). Таким образом, Октябрьская революция стала возможна благодаря отрезвлению самосознания Российского народа. Постановлением СНК "О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртсодержащих веществ", утвержденное Лениным 19 декабря 1919 года, "сухой закон" был пролонгирован на вечные времена. Выступление В.И.Ленина на Х-й партконференции закрепило за трезвостью синоним - социализм, тем самым обещана народу трезвость на все времена: "Водка и прочий дурман, как бы они не были выгодны торговле, не будут допущены к народу, ибо это поведет нас назад к капитализму, а не вперед к коммунизму". Советская власть сохранила запрет на производство и продажу спиртного. За пьянство строго карали, что показывает, например, следующий отрывок из стихотворения Д.Бедного "Слабость" /1918 г./:
"Аль не читал ты приказов на стене О пьяницах и о войне? Вино выливать велено, А пьяных, сколько задержат, столько будет расстреляно!"
До самой смерти Ленина в нашей стране существовал "сухой закон". Пионерами его введения были не американцы, а наши деды и прадеды. Американцами же изобретено лишь шутливое название запретительной системы - "сухой закон". Однако, после смерти В.И.Ленина на Октябрьском Пленуме ЦК ВКП(б) по настоянию Сталина, Бухарина, Рыкова и их единомышленников, сделавших ложные заявления, принимается решение о введении водочной монополии. Сталин скрыл письмо вождя (от 13.10.22), адресованное ему лично, и содержащее существенные аргументы против этой опасной акции. С 1925 года введена водочная монополия, якобы для того, чтобы поднять в стране тяжелую индустрию. Было официально разрешено на производстве 3 дня прогуливать "по пьяному делу", для чего существовал дополнительный штат рабочих (для подмены упившихся). Народ приучают отмечать праздники коллективно, с возлияниями на рабочих местах. Результаты насаждения алкоголя сказались очень быстро: стали разваливаться семьи, появилось множество внебрачных детей. На фоне отлучения от религии и разрушения церквей нравственность народа значительно упала. В эти годы отмечается резкий подъем самогоноварения, которое выросло по сравнению с 1924 годом в 1,7 раза. Данные статистики свидетельствуют: в 1927 году в пьяных драках погибло и получило увечья более 500 тысяч человек. Создалась кризисная ситуация, хотя среднедушевое потребление алкоголя не превышало 3,5 литров в год. Четвертое трезвенное движение (1928 - 1932 годы) Возглавили четвертое трезвенное движение оставшиеся в живых большевики старой закалки, которые создали в феврале 1928 года общество борьбы с алкоголизмом (ОБСА). В том же году с июля начинает выходить журнал "Трезвость и культура". Под влияние общества, которое быстро росло, правительство вынуждено было издать серьезные противоалкогольные законы, были найдены интересные формы работы с детьми и подростками. Дети шли к проходным заводов и фабрик в дни выдачи заработной платы с лозунгами: "Долой полку винную - даешь полку книжную!", "Папа, принеси получку домой!", "Мы требуем трезвых отцов!" и другими близкими по содержанию. Движение против алкоголизации народа принесло ощутимые результаты. Закрывались предприятия алкогольной промышленности, места торговли спиртным. Под влиянием ОБСА и детского движения первый пятилетний план был скорректирован в сторону резкого снижения производства водки и пива. Председатель Госплана М.Г.Кржижановский, выступая на страницах "Известий" заявил о том, что во второй пятилетке не планируется производство алкогольных изделий. Триумфальное шествие трезвости испугало Сталина. Журнал и общество просуществовали до 1932 года и были разогнаны под благовидным предлогом: дескать, очень узко поставлена задача. Сейчас, мол, пришло время всем миром бороться за культуру быта - приучаться к гигиене, к борьбе со вшами, тараканами и клопами. Редколлегия журнала и руководство ОБСА были репрессированы как враги народа. К этому времени И.В.Сталин укрепил свои позиции, как глава государства. Начинались репрессии инакомыслящих, которые продолжались и во время Великой Отечественной войны. А далее первые поражения на всех фронтах и "наркомовские 100 граммов", которые из-за колоссальных людских потерь превращались на деле в 500, а иногда и 700 граммов (спирт делился на тех, кто остался в живых). Пили за Родину, за Сталина и... за того парня... В 1945 году с войны возвращались по большей части алкоголизированные мужчины, многие из которых - инвалиды. Уставшие, разочарованные - сравнением жизни на Западе и в Союзе. Репрессии продолжались. Не было надежды на лучшую жизнь у вынесших на своих плечах войну, повидавших горя и крови мужчин и женщин. После войны положение не изменилось. Насаждение пьянства продолжалось еще более. Вот пример этого:
... Я провозглашаю тост За наш послевоенный рост, За партию большевиков, За наш рабочий класс!
- За Сталина! - раздался клич... До дна! проговорил Фомич, - И, как один, все выпили За Сталина, который нас Сберег от смертной гибели.
Потом когда вокруг стола О новом тосте речь пошла, Поднялся Савин-тамада: - Возьмем бокалы, други, И выпьем за людей труда И за людей науки, - За то, чтоб здравствовал всегда Союз науки и труда!
Это не наставление по алкоголизации. Это отрывок лирической поэмы Б.Кежуна "Слово о рабочем Знамени" ясно показывает, как насаждалось пьянство: а ну, попробуй не выпей за "отца народов", да еще после войны. И это, конечно, и, к сожалению, не единственный пример. Таких образчиков "искусства для народа - победителя" эта эпоха дала тысячи. Алкоголизация страны нарастала стремительными темпами. Динамику потребления алкоголя отражает график на рисунке 1. Это график темпов самой передовой технологии доистребления народа-победителя, и именно народа, а не только воевавшего поколения. Пятое трезвенное движение (1981 - по сей день) Сменялись эпохи, руководители государства, проводились реформы... Менялось все, но неизменным оставалось отношение правительства к народу; алкоголизация продолжалась. Народилось новое поколение, ослабленное алкоголем и табаком, с искаженным представлением о трезвости. На засиявших повсеместно в стране экранах телевизоров все чаще появлялся серебряный стаканчик с алкогольной отравой Н.С.Хрущева, правительство которого добилось потребления алкоголя народом до 6 литров в год. Завлекательные картинки винопития и табакокурения стали нормой в литературе, искусстве, кино, на телеэкранах. С появлением нового генсека Л.И.Брежнева, который сам стал алкоголиком, потребление спиртного утроилось и в 1981 году составило 17,8 - 18,2 литров алкоголя на человека в год. В Дзержинске Горьковской области проходит конференция "Профилактика пьянства и алкоголизма в промышленном городе", на которую собрались ведущие наркологи и психиатры страны. В ней также принимают участие Ф.Г.Углов, Г.А.Шичко, А.Н.Маюров, А.И.Красноносов, А.Ф.Миролюбова и другие сторонники трезвости. С основным докладом выступил академик Ф.Г.Углов. Его выступление произвело огромный резонанс по всей стране. Подпольно размноженный доклад ученого зачитывали "за закрытыми дверьми" во многих организациях страны: ведь вопреки желаниям устроителей конференции впервые было развенчано "культурное, умеренное алкопотребление", навязываемое как эталон поведения советского человека. Долго, очень долго замалчивали средства массовой информации страстные слова выдающегося ученого, которые, несмотря ни на что, доходили до миллионов сограждан. Умолчали наши радио, телевидение, газеты и журналы и о ярком, я бы сказал, отрезвляющем выступлении Ф.Г.Углова на заседании Комитета по экономике Госдумы Российской Федерации. А оно - это выступление - просто необходимо донести до всех граждан России и стран СНГ: "...Ныне алкоголь стал решающей силой в уничтожении народа и разрушении страны. Уровень потребления алкоголя достиг размеров, несовместимых с нормальной жизнью граждан. Уничтожение людей с помощью водки можно сравнить с десятками атомных бомб, сбрасываемых на наш народ в виде алкоголя. Полным ходом идет осуществление недовыполненных в свое время Гитлером планов уничтожения россиян: "Никаких прививок, никакой гигиены - только водка и табак". Если в первые сорок лет после войны наше население выросло на 35 процентов, а потребление алкоголя возросло на 770 процентов, то есть в двадцать раз больше, то в девяностых годах среднее душевое потребление алкоголя приблизилось, а может, уже и превзошло 25-литровый рубеж, когда людей умирает больше, чем рождается, а из тех, кто родился, больных и дебилов больше, чем здоровых. Страна поставлена на грань катастрофы в экономическом, экологическом, а главное - в нравственном отношении. Каковы же причины этого безудержного роста алкогольной экспансии? Чтобы их понять, необходимо усвоить самое важное: алкоголь - это наркотик, наркотический яд сильного действия, что признано всеми учеными мира и отражено в официальных документах. Так, Всемирная организация здравоохранения в 1975 году признала алкоголь наркотиком, подрывающим здоровье; Госстандартом в 1982 году утверждено! "Алкоголь относится к сильнодействующим наркотикам"; БСЭ во втором томе определяет: "Алкоголь - сильнодействующий наркотик". Крупнейшие ученые мира, такие, как Дарвин, еще в XIX веке признавали, что "беды, причиняемые алкоголем человечеству, превышают беды от чумы, голода и войн вместе взятых". Изучение проблемы дало возможность установить, что люди не сами пьют, а их спаивают те, кто в этом заинтересован; что алкоголь давно превратился в мощное оружие уничтожения людей и разрушения государства - о чем, кстати, подробно говорил в своих планах директор ЦРУ еще в 1945 году: Из послевоенной доктрины Америки:
"Посеяв в СССР хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить... Мы найдем своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного необратимого угасания его самосознания... Из литературы, искусства мы, например, вытравим их социальную сущность, отчуждим художников, отобьем у них охоту занима
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|