Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные оценки ущерба от алкоголя




Люд­ские по­те­ри от упот­реб­ле­ния ал­ко­го­ля - чис­лен­ность уби­тых, по­лу­чив­ших ин­ва­лид­ность, уве­чья, хро­ни­че­ские за­бо­ле­ва­ния и ал­ко­го­лизм в свя­зи с упот­реб­ле­ни­ем спирт­ных из­де­лий и их сур­ро­га­тов. Мож­но рас­счи­ты­вать люд­ские по­те­ри, пол­ные и час­тич­ные для ми­ра, от­дель­ных стран и тер­ри­то­рий, для раз­лич­ных пе­рио­дов вре­ме­ни (де­ся­ти­ле­тие, год, ме­сяц и т.п.). Пол­ные по­те­ри вклю­ча­ют в се­бя все люд­ские по­те­ри, час­тич­ные - толь­ко уби­ты­ми и по­лу­чив­ши­ми уве­чья.

На­ши люд­ские по­те­ри от упот­реб­ле­ния ал­ко­го­ля ог­ром­ны, о чем сви­де­тель­ст­ву­ет сле­дую­щий под­счет чис­ла умер­ших в 1980 и 1984 гг.

По дан­ным ВОЗ, ка­ж­дый тре­тий уми­раю­щий в ми­ре - жерт­ва ал­ко­го­лиз­ма. В 1980 и 1984 гг. в СССР про­жи­ва­ло со­от­вет­ст­вен­но 264.5 и 273.8 млн. че­ло­век, при­чем умер­ло на ка­ж­дую ты­ся­чу на­се­ле­ния 10.3 и 10.8 че­ло­век. Из-за ал­ко­го­лиз­ма мы по­те­ря­ли умер­ши­ми:

в 1980 г. - 907235 чел.

в 1984 г. - 985680 чел.

Этот под­счет бли­зок к ис­тин­ной ве­ли­чи­не, од­ним из под­твер­жде­ний че­го мо­жет слу­жить сле­дую­щий факт: вско­ре по­сле за­ме­ны ле­нин­ской за­пре­ти­тель­ной сис­те­мы ста­лин­ской во­доч­ной мо­но­по­ли­ей (1 ок­тяб­ря 1925 г.) в 1927 г. бы­ло за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но по РСФСР (а сколь­ко не уч­те­но?) 500000 уби­тых, ис­ка­ле­чен­ных и ра­нен­ных толь­ко в пья­ных дра­ках. И в на­ши дни не­ма­ло лю­дей по­ги­ба­ют в ре­зуль­та­те упот­реб­ле­ния ал­ко­голь­ных из­де­лий. На­при­мер, 25.06.85 ле­нин­град­ская га­зе­та "Сме­на" со­об­щи­ла о трех юн­цах, ко­то­рые пьян­ст­во­ва­ли с тре­мя де­вуш­ка­ми, за­тем уби­ли их. Один, как не­со­вер­шен­но­лет­ний, при­го­во­рен к 10 го­дам за­клю­че­ния, его друж­ки - к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. Так из-за не­сколь­ких бу­ты­лок ви­на стра­на не­воз­врат­но по­те­ря­ла 5 мо­ло­дых гра­ж­дан.

Не толь­ко на­ша стра­на не­сет зна­чи­тель­ные люд­ские по­те­ри из-за упот­реб­ле­ния гра­ж­да­на­ми спирт­ных из­де­лий, но весь мир, осо­бен­но Ев­ро­па.

Око­ло че­ты­рех де­ся­ти­ле­тий в Ев­ро­пе не сви­стят пу­ли, не взры­ва­ют­ся сна­ря­ды, не па­да­ют бом­бы, не гиб­нут от вра­же­ско­го ору­жия ев­ро­пей­цы. Од­на­ко, к со­жа­ле­нию, про­ти­во­ес­те­ст­вен­ная ги­бель и ка­ле­че­ние лю­дей про­дол­жа­ет­ся. Не­пре­рыв­но ве­дет­ся меж­до­усоб­ная борь­ба ме­ж­ду са­мы­ми близ­ки­ми людь­ми: ро­ди­те­ля­ми и деть­ми, брать­я­ми и се­ст­ра­ми, мужь­я­ми и же­на­ми. Ос­нов­ным сред­ст­вом ве­де­ния этой ди­кой, ни­чем не оп­рав­дан­ной и по­зор­ной вой­ны, яв­ля­ет­ся ал­ко­голь. Дан­ная вой­на не­пре­рыв­но ве­дет­ся и преж­де­вре­мен­но уно­сит в мо­ги­лы мно­же­ст­во че­ло­ве­че­ских жиз­ней. Дос­та­точ­но ска­зать, что за 36 мир­ных лет из-за упот­реб­ле­ния ал­ко­голь­ных из­де­лий по­те­ря­ло здо­ро­вье и по­гиб­ло боль­ше лю­дей, чем в наи­кро­во­про­лит­ней­шем вто­ром ме­ж­ду­на­род­ном по­бои­ще. Мно­гие за­бо­ле­ва­ют и ра­но ухо­дят из жиз­ни вслед­ст­вие ку­ре­ния.

Всем нам не­об­хо­ди­мо осоз­на­вать эти фак­ты и ре­ши­тель­но от­верг­нуть про­ти­во­ес­те­ст­вен­ные, бес­смыс­лен­ные, вред­ные для об­ще­ст­ва, для род­ных, для се­мьи и для се­бя за­ня­тия - упот­реб­ле­ние спирт­ных и та­бач­ных из­де­лий.

Ма­те­ри­аль­ные по­те­ри от прие­ма ал­ко­голь­ных из­де­лий - об­щая сум­ма эко­но­ми­че­ских по­терь, вы­зы­вае­мая по­треб­ле­ни­ем ал­ко­голь­ных из­де­лий. Ма­те­ри­аль­ные по­те­ри очень ве­ли­ки, они не под­да­ют­ся пол­но­му уче­ту. Их вы­зы­ва­ют: про­гу­лы и сни­же­ние про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да, пор­ча обо­ру­до­ва­ния и ава­рии, по­вы­шен­ная за­бо­ле­вае­мость и за­мед­лен­ное вы­здо­ров­ле­ние пью­щих, вы­пуск бра­ко­ван­ной про­дук­ции и раз­ба­за­ри­ва­ние го­су­дар­ст­вен­ных средств, со­дер­жа­ние и ле­че­ние де­фект­ных де­тей (а их в се­ре­ди­не 80-х го­дов ро­ж­да­лось 36 на 100 всех ро­ж­ден­ных), оп­ла­та нар­ко­ло­ги­че­ской, пра­во­ох­ра­ни­тель­ной и ка­раю­щих служб (бо­лее 2/3 пре­сту­п­ле­ний со­вер­ша­ет­ся из-за упот­реб­ле­ния спирт­ных из­де­лий), изъ­я­тие из по­лез­но­го об­ра­ще­ния зе­мель­ных уго­дий для вы­ра­щи­ва­ния сы­рья на про­из­вод­ст­во спирт­но­го, за­ня­тость на вин­ных и пивных ­за­во­дах ост­ро­де­фи­цит­ных ра­бо­чих рук и т.д. и т.п. Толь­ко из-за сни­же­ния про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да пью­щи­ми про­мыш­лен­ность в 1984 г. не­до­да­ла стра­не про­дук­ции бо­лее, чем на 70 мил­ли­ар­дов руб­лей. Под­счет про­стой. В 1984 г. по­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да в про­мыш­лен­но­сти да­вал про­дук­ции на семь с лиш­ним мил­ли­ар­дов руб­лей.

Счи­та­ет­ся, что по­треб­ле­ние спирт­ных из­де­лий сни­жа­ет про­из­во­ди­тель­ность тру­да в про­мыш­лен­но­сти ми­ни­мум на 10%. Так, в 1984 г. со­вет­ское го­су­дар­ст­во не­до­по­лу­чи­ло про­дук­ции толь­ко в про­мыш­лен­но­сти бо­лее, чем на 7х10=70 мил­ли­ар­дов руб­лей. Сколь­ко не­до­по­лу­че­но сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ной про­дук­ции в ре­зуль­та­те пьян­ст­ва, свя­зан­но­го с ним во­ров­ст­ва, ис­поль­зо­ва­ния в ко­ры­ст­ных це­лях сель­хоз­тех­ни­ки и т.д.? Чис­ло пред­став­ля­ет­ся ас­тро­но­ми­че­ским на фо­не хо­да го­су­дар­ст­вен­но­го бюд­же­та в 1984 г., рав­няв­ше­го­ся 376.2 мил­ли­ар­дов руб­лей.

Ус­та­нов­ле­ние в стра­не трез­во­сти под­ни­мет до­ход­ную часть бюд­же­та на 100 с лиш­ним мил­ли­ар­дов руб­лей, пре­об­ра­зит жизнь об­ще­ст­ва, рез­ко по­вы­сит ма­те­ри­аль­ное бла­го­сос­тоя­ние на­ро­да.


ИСТОРИЯ АЛКОГОЛИЗАЦИИ

Появление алкоголя

Ис­то­рия по­яв­ле­ния ви­на в жиз­ни че­ло­ве­че­ст­ва ос­ве­ще­на дос­та­точ­но под­роб­но. В об­щем, ви­но поя­ви­лось из-за не­зна­ния спо­со­бов хра­не­ния фрук­тов. Ос­тав­лен­ные на хра­не­ние без пред­ва­ри­тель­ной об­ра­бот­ки фрук­ты, вы­де­ля­ли сок, ко­то­рый, ес­те­ст­вен­но, бро­дил, но его про­дол­жа­ли ис­поль­зо­вать в пи­та­нии, так как на изо­би­лие све­жей пи­щи рас­счи­ты­вать не при­хо­ди­лось.

Вот то­гда-то лю­ди и по­зна­ко­ми­лись со спо­соб­но­стя­ми ал­ко­го­ля - вы­зы­вать сон, при­глу­шать боль - от­рав­лять мозг.

С ан­тич­ных вре­мен до на­ших дней дош­ла ле­ген­да, рас­ска­зы­ваю­щая о том, как двое пас­ту­хов, то­ми­мые жа­ж­дой, за­шли к кре­сть­я­ни­ну и по­про­си­ли во­ды. Тот по­се­то­вал на пе­ре­со­хший ко­ло­дец, но пас­ту­хи яв­ля­ли со­бой жал­кий вид и бы­ли близ­ки к смер­ти. То­гда кре­сть­я­нин ска­зал, что у не­го ос­та­лось не­мно­го пе­ре­бро­див­ше­го ви­но­град­но­го со­ка. Пас­ту­хи со­гла­си­лись. У них за­кру­жи­лась го­ло­ва, поя­ви­лась тош­но­та, на­ру­ши­лась ко­ор­ди­на­ция дви­же­ний, что бы­ло рас­це­не­но, как умыш­лен­ное от­рав­ле­ние. Не пом­ня се­бя от яро­сти (опь­я­нев), пас­ту­хи уби­ли кре­сть­я­ни­на и обес­си­лен­ные за­сну­ли. Про­бу­див­шись, они ужас­ну­лись со­де­ян­но­му...

Из-за обез­бо­ли­ваю­ще­го и усы­п­ляю­ще­го эф­фек­та ви­но ста­ли счи­тать по­лез­ным и ис­поль­зо­ва­ли его в ка­че­ст­ве ле­кар­ст­ва. Не сек­рет, ал­ко­голь как сред­ст­во для нар­ко­за, не сда­вал по­зи­ций до XIX ве­ка - до по­яв­ле­ния эфир­но­го нар­ко­за, хо­тя из­вест­ны слу­чаи при­ме­не­ния ал­ко­го­ля в ка­че­ст­ве нар­ко­за и в на­ши дни.

Объ­яс­не­ние "поль­зы" ви­на у древ­не­го че­ло­ве­ка мог­ло быть толь­ко ре­ли­ги­оз­но-мис­ти­че­ским. Счи­та­лось, что в ви­не жи­вет до­б­рый дух, ко­то­рый по­мо­га­ет вы­жить ра­не­ным. В даль­ней­шем обо­же­ст­в­ле­ние ви­на ста­ло бо­лее яв­ным, и пе­ре­шло да­же в хри­сти­ан­ст­во, где в не­ко­то­рых об­ря­дах оно иг­ра­ет роль "кро­ви Хри­сто­вой".

Ото­жде­ст­в­ле­ние ви­на с кро­вью - очень важ­ный мо­мент. Впер­вые оно на­ча­лось с об­ря­дов бра­та­ния че­рез кровь. Та­кой вар­вар­ский об­ряд, как над­ре­за­ние ла­до­ней и вза­им­ное сли­зы­ва­ние кро­ви, был, что и го­во­рить, не­при­ят­ным. Лег­ко про­сле­дить, как в ис­то­рии ци­ви­ли­за­ции об­ря­ды ста­но­вят­ся гу­ман­нее: че­ло­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния сме­ня­лись при­но­ше­ни­ем в жерт­ву жи­вот­ных, за­тем сим­во­лов - изо­бра­же­ний жи­вот­ных. То­же про­ис­хо­ди­ло и с об­ря­дом бра­та­ния: цве­том кровь и ви­но схо­жи, мис­ти­че­ская "жиз­нен­ная си­ла" при­пи­сы­ва­лась и кро­ви и ви­ну. Та­ким об­ра­зом, об­ряд бра­та­ния че­рез кровь сме­нил­ся об­ря­дом взаи­мо­уго­ще­ния ви­ном. По за­вер­ше­нии об­ря­да по ри­туа­лу по­ла­га­лось ве­се­лить­ся, петь, тан­це­вать - ведь за­клю­чён мир! А ес­ли за­клю­ча­ли мир во­ж­ди вра­ж­дую­щих пле­мён, то пи­ли ви­но и ве­се­ли­лись все чле­ны пле­ме­ни.

Вот так че­ло­ве­че­ст­вом бы­ла сде­ла­на гран­ди­оз­ная ошиб­ка - от­рав­ле­ние ви­ном ста­ло вос­при­ни­мать­ся как сиг­нал к на­ча­лу ве­се­лья, к на­ча­лу дру­же­ско­го (?!) об­ще­ния, что, и за­кре­пи­лось в по­ве­де­нии лю­дей.

Сек­рет из­го­тов­ле­ния ал­ко­го­ля от­кры­ли ара­бы еще в древ­ние вре­ме­на. Но ис­то­рия не со­хра­ни­ла имя пер­во­го че­ло­ве­ка, от­крыв­ше­го ал­ко­голь ми­ру. До­жив­шие до на­ших дней ле­ген­ды го­во­рят об этом по раз­но­му: од­ни ут­вер­жда­ют, что чис­тый ал­ко­голь (эта­нол) впер­вые был по­лу­чен пу­тем пе­ре­гон­ки из пе­ре­бро­див­ше­го ви­но­град­но­го со­ка араб­ским вра­чом Аль­бу­ка­зе­сом в VII или XI ве­ке, дру­гие при­во­дят имя италь­ян­ско­го мо­на­ха Ва­лен­ти­ну­са.

Ар­хео­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют, что опь­я­няю­щие свой­ст­ва ал­ко­го­ля бы­ли из­вест­ны со вре­мён пер­во­быт­но­го об­ще­ст­ва. Лю­ди, жив­шие за­дол­го до на­шей эры, по­ни­ма­ли опас­ность, ко­то­рую не­сёт в се­бе пьян­ст­во. Так, пер­вый за­пи­сан­ный за­кон про­тив это­го зла был опуб­ли­ко­ван ки­тай­ским им­пе­ра­то­ром Ву Вон­гом в 1220 го­ду до на­шей эры, - то­гда пья­ни­цы при­го­ва­ри­ва­лись к смерт­ной каз­ни.

Тек­сты древ­не­еги­пет­ских па­пи­ру­сов сви­де­тель­ст­ву­ют, что жре­цы то­же уме­ли из­го­тав­ли­вать пи­во и бра­гу. Од­на­ко эти зна­ния хра­ни­лись в тай­не и, ве­ро­ят­но, ис­поль­зо­ва­лись ими в ри­ту­аль­ных це­лях.

В древ­ней Ин­дии су­ще­ст­во­вал за­кон, за­пре­щаю­щий упот­реб­лять ви­но: на­ру­ши­те­лям вли­ва­ли в гор­ло ки­пя­щее ви­но, пуб­лич­но клей­ми­ли.

В древ­ней Гре­ции муж­чи­нам на тор­же­ст­вах раз­ре­ша­лось пить ви­но, раз­бав­лен­ное во­дой, по дос­ти­же­нию 30-лет­но­го воз­рас­та, а кор­мя­щим жен­щи­нам за упот­реб­ле­ние да­же раз­бав­лен­но­го ви­на гро­зи­ла смерт­ная казнь.

Древ­ние зна­ли, что пья­ни­ца не мо­жет про­из­ве­сти на свет ни­че­го пут­но­го, на­при­мер, гре­че­ский фи­ло­соф Дио­ген, уви­дев ре­бён­ка-идио­та, ска­зал: "Его отец был пьян, ко­гда мать его за­ча­ла". Тот же Дио­ген, ко­гда ему по­да­ли ку­бок ви­на, вы­лил его на зем­лю, а на уп­ре­ки ок­ру­жаю­щих от­ве­тил: "Ес­ли бы ви­но не по­гиб­ло от ме­ня, то я бы по­гиб от ви­на".

Рим­ский фи­ло­соф Се­не­ка ут­вер­жда­ет, что Алек­сандр Ма­ке­дон­ский, ко­то­рый пе­ре­нес труд­но­сти по­хо­дов, су­ро­вых зим, пе­ре­плыл мно­го мо­рей, был не­по­бе­дим, а сво­ей ран­ней смер­тью (умер в 33 го­да) обя­зан ви­но­пи­тию.

В древ­ней Спар­те мо­ло­дым лю­дям де­мон­ст­ри­ро­ва­ли пья­ных ра­бов, что­бы бу­ду­щие вои­ны мог­ли ви­деть, во что пре­вра­ща­ет­ся на­пив­ший­ся ви­на че­ло­век. Так, рас­шиф­ро­ван­ная эпи­та­фия на од­ной из мо­гиль­ных плит гла­сит: "Он жил как раб - пил не­раз­бав­лен­ное ви­но".

В древ­ней Гре­ции, со­глас­но ука­зу Пит­та­ка Ми­лет­ско­го, "со­де­ян­ное во хме­лю" ка­ра­лось вдвое стро­же.

Ари­сто­те­лю при­над­ле­жит зна­ме­ни­тая фра­за: "Пьян­ст­во - доб­ро­воль­ное су­ма­сше­ст­вие".

В кон­це XII ве­ка Виль­нев ис­поль­зу­ет ал­ко­голь как ле­кар­ст­вен­ное сред­ст­во во Фран­ции.

В XIII ве­ке ал­ко­голь уже ше­ст­ву­ет по Ев­ро­пе: в 1330 го­ду вод­ка рас­про­стра­ня­ет­ся в юж­ной Гер­ма­нии, при­мер­но к 1360 го­ду ее уже зна­ют в Шве­ции. В кон­це XIV сто­ле­тия (1398 г.) от Ге­ну­эз­цев, тор­го­вав­ших с на­ши­ми пред­ка­ми, она пе­ре­се­ля­ет­ся в Юж­ную Русь. Впер­вые куп­цы из Ге­нуи дос­та­ви­ли вод­ку в Мо­ск­ву в 1432 го­ду. Эта вод­ка ис­поль­зо­ва­лась толь­ко в ле­чеб­ных це­лях. Спус­тя поч­ти пол­то­ра сто­ле­тия по­яв­ля­ет­ся пер­вый ка­бак: в 1552 го­ду в цар­ст­во­ва­ние Ива­на Гроз­но­го. Сто­ит за­ме­тить, что царь по­ни­мал, чем гро­зит вод­ка на­ро­ду, и за­пре­тил про­сто­му лю­ду ее упот­реб­лять. Ка­бак раз­ре­ша­лось по­се­щать оп­рич­ни­кам. Ве­ли­кой че­стью счи­та­лось для них цар­ская чар­ка. Царь на­шёл сред­ст­во ста­вить в за­ви­си­мость лю­дей не толь­ко от цар­ской ми­ло­сти, но и от вод­ки, да­бы про­ще бы­ло вер­шить им кро­ва­вое де­ло.

Не­хит­рое ви­но­ку­рен­ное про­из­вод­ст­во не ута­ить, и с это­го мо­мен­та на­чи­на­ет­ся во­доч­ное ше­ст­вие по Рос­сий­ской Им­пе­рии.

На­род­ная муд­рость: 1. Сча­ст­лив тот, кто ви­на не пьет. 2. Где ви­но - до­б­ра не жди: там лишь го­ре впе­ре­ди. 3. Ви­но не во­да - че­ло­ве­ку бе­да.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...