Конструктивное решение конфликтов
Конструктивное решение конфликтов и организация сотрудничества в педагогическом коллективе Заблуждаться – это человеческое, Прощать – это Божественное, А конфликтовать – дьявольское Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятья человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому – видеть в них потенциально созидательный процесс. В школьных коллективах дети вынуждены находиться рядом с теми, с кем не всегда могут найти общие интересы и выстроить доброжелательные отношения, а столкновения интересов – это конфликт, который может проявляться, в том числе с насилием. Насилие со стороны одних людей по отношению к другим – явление в наши дни весьма распространенное. Если это случается в школе, часто дети и подростки остаются со своей проблемой и переживаниями наедине: родителям не хочется жаловаться, педагогам рассказать стыдно, друзей, как правило, нет. В методических материалах своим педагогическим опытом по эффективному применению метафорических карт поделится педагог-психолог ГУО «Средняя школа №19 г. Витебска» Птицкая Л. Н. – «Целеполагание» – применение метафорических карт в работе с педагогами в учреждении образования» (Приложение 5). В данных материалах представлены также наработки по эффективному взаимодействию в рамках проведения занятия с элементами тренинга «Эффективное взаимодействие» по учебной программе факультативных занятий по формированию у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения «Мы – сами» для 5-8 классов учреждений общего среднего образования, ГУО «Средняя школа №9 г. Орши», педагога-психолога Луговцовой Е. И (Приложение 2).
Некоторые несерьезные конфликты легко разрешимы. Однако другие, более значительные, требуют применения определенных действий для успешного разрешения. Рост числа случаев насилия в школах разных стран мира привел к попыткам принять дополнительные меры безопасности (установление металлодетектеров, пропускной режим). Хотя такие меры потенциально снижают проявление насилия, они не искореняют его причины. Следует помнить, что для улаживания конфликта (как и для многих других проблем в жизни) необходимо сделать три вещи: 1. понять, что происходит; 2. выяснить природу конфликта; 3. сделать то, что нужно для улаживания конфликта. В самых разных ситуациях конфликт прячет свое лицо под множеством причудливых масок. Для решения конфликта необходимо сорвать эти маски. Рассмотрим универсальные способы и принципы для разрешения конфликтов. Существуют постулаты, помня о которых можно позволить себе по-иному взглянуть на природу конфликтов. 1. Когда люди рассматривают что-то, нередко бывает важно, кто смотрит, а не то, на что он смотрит. В плохой день и дорога на учёбу, работу кажется длиннее. Не стоит забывать о субъективности оценки происходящего. 2. Ничто не очевидно. История супругов, которые на годовщину готовили друг другу сюрприз в разных ресторанах, и это стало причиной конфликта. 3. «Просто» не означает «несущественно». То, чем мы будем заниматься, может казаться простым и даже примитивным, но каждый шаг может даваться очень сложно; что просто вам, другие могут не осилить. 4. Конфликты – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс. Людям хочется и нужно общаться друг с другом. Это так, хотя и не всегда лежит на поверхности. 5. В процессе конфликта у людей появляются реакции двух типов: 1. автоматические (неконтролируемые) – их нужно менять, хотя это бывает трудно;
2. приобретенные (контролируемые) – могут стать помощниками. 6. Общение – главное средство при улаживании конфликта. Стиль поведения в конфликте Люди автоматически реагируют на трудные ситуации, вырабатывая свой стиль. Рассмотрим одну из классификаций стилей (Аткинс).
Одной из идей, набирающей все больше голосов поддержки, является предотвращение насилия посредством создания в школе условий для обсуждения и переговоров, обучение взрослых и учеников навыкам решения проблем и разрешения конфликтов ненасильственным путем. Технологией, позволяющей реализовать эту идею, является школьная медиация. Опытом создания школьной службы примирения для предупреждения насилия и популяризации культуры мира в данной брошюре поделится педагог-психолог ГУО ««Средняя школа №12 г. Новополоцка» Крысько Т. И. (Приложение 4).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|