Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГУО «Средняя школа №2 г. Глубокое»




ГУО «Средняя школа №2 г. Глубокое»

Цикл тренинговых занятий по воспитанию толерантности

у младших школьников «Азбука толерантности»

Педагог-психолог Мешковская Юлия Леонидовна

Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является воспитание и развитие учащихся, поэтому идет активный поиск новых моделей, создающих условия для саморазвития и успешной социализации школьников.

Готовность школьника к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его научных знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью, уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит, и стран, государств, невозможен мир на Земле и совершенствование условий жизни всего человечества.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности особенно актуальна. На этом жизненном этапе начинают формироваться коллективные взаимоотношения между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и уровнем коммуникативной деятельности. Поэтому так важно для индивидуального и личностного развития школьника в коллективе формирование нравственных представлений и понятий.

Цикл занятий для учащихся построен на основе соблюдения следующих педагогических условий:

• отбор нравственных категорий сориентирован на содержание понятия «толерантность»;

• на занятиях используются формы игры, что соответствует возрастным особенностям детей;

• с целью углубления понимания нравственных категорий на занятиях используются элементы групповых дискуссий.

Выбраны определённые нравственные категории: добро, зло, честность, справедливость, уважение, сочувствие, которые непосредственно выходят на понятие толерантность.

Выбрать все вышеуказанные нравственные понятия помогли и критерии толерантности:

• равноправие;

• взаимоуважение к членам группы, общества;

• сохранение и развитие своей индивидуальности;

• добровольное сотрудничество;

• солидарность в решении общих проблем.

Все данные критерии подразумевают и уважение, и справедливость, и сочувствие, искренность, доброжелательность, принятие, терпимость, понимание.

За основу взято понимание толерантности с педагогической точки зрения, то есть толерантность – умение уважать чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию.

Основной акцент сделан на то, что настоящая терпимость – признак силы, а не слабости человека. Она стремится сохранить за счёт терпения и компромисса нечто более важное в человеческих отношениях. Терпимость – это понимание моральной основы мира, признание реальных различий между людьми в сфере достижений, мировоззрений и т. п. А толерантность базируется именно на такой настоящей терпимости, на осознанном интеллектуальном убеждении.

Воспитательная работа направлена на воспитание межличностной толерантности, социальной и национальной толерантности.

Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная – к конкретной группе, обществу, национальная – к другой нации.

Цель цикла занятий: формирование у младших школьников знаний нравственных категорий как средства воспитания толерантности.

Задачи:

- способствовать воспитанию важных личностных качеств младшего школьника: доброты, милосердия, терпимости, уважения другого через учебно-воспитательный процесс;

- развивать навыки самопознания, самоорганизации, самоконтроля;

- формировать коммуникативные навыки учащихся;

- совершенствовать воспитательную работу через использование современных педагогических технологий, достижений в области психологии младшего школьника, технологии управления воспитательным процессом;

- формировать классные коллективы на основе принципов взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничества.

Участники занятий: учащиеся 4-х классов.

Количество занятий: 5 занятий.

Содержание цикла

№ п/п Тема Цель
1. Что такое толерантность? Дать понятие о толерантности; воспитывать сочувствие; чувство терпимости к другим людям, к другому мнению; способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классном коллективе
2. Гадкий утенок Способствовать формированию нравственных принципов: - познакомить с понятием «толерантность»; - формировать уважительное отношение к другим людям, признавать различия и индивидуальности каждого; - продемонстрировать сходства и различия учащихся; - научить выражать эмоции и понимать эмоции других людей; - воспитывать умение слышать другого человека, находить в каждом человеке что-то хорошее
3. Я и мой мир Развитие коммуникативных навыков, проработка навыков доброжелательного отношения друг к другу, создание условий эффективного взаимодействия, эмоционального принятия членов коллектива, сплочение детского коллектива, активизация процессов самопознания и самораскрытия школьников
4. Друг познаётся в беде Определить с помощью учащихся смысл понятий «друг», «дружба»; прийти к совместному выводу о толерантном отношении друг к другу; учить высказывать своё мнение и выслушивать мнение другого члена коллектива, приходить к общему мнению, сделать вывод, всегда ли друг познаётся в беде
5. О равнодушии и добре Дать понятие детям о незаменимом человеческом качестве – неравнодушии; способствовать воспитанию у них доброты и отзывчивости
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...