ГУО «Средняя школа №2 г. Глубокое»
ГУО «Средняя школа №2 г. Глубокое» Цикл тренинговых занятий по воспитанию толерантности у младших школьников «Азбука толерантности» Педагог-психолог Мешковская Юлия Леонидовна Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является воспитание и развитие учащихся, поэтому идет активный поиск новых моделей, создающих условия для саморазвития и успешной социализации школьников. Готовность школьника к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его научных знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью, уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит, и стран, государств, невозможен мир на Земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Для начальной школы проблема воспитания толерантности особенно актуальна. На этом жизненном этапе начинают формироваться коллективные взаимоотношения между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и уровнем коммуникативной деятельности. Поэтому так важно для индивидуального и личностного развития школьника в коллективе формирование нравственных представлений и понятий.
Цикл занятий для учащихся построен на основе соблюдения следующих педагогических условий: • отбор нравственных категорий сориентирован на содержание понятия «толерантность»; • на занятиях используются формы игры, что соответствует возрастным особенностям детей; • с целью углубления понимания нравственных категорий на занятиях используются элементы групповых дискуссий. Выбраны определённые нравственные категории: добро, зло, честность, справедливость, уважение, сочувствие, которые непосредственно выходят на понятие толерантность. Выбрать все вышеуказанные нравственные понятия помогли и критерии толерантности: • равноправие; • взаимоуважение к членам группы, общества; • сохранение и развитие своей индивидуальности; • добровольное сотрудничество; • солидарность в решении общих проблем. Все данные критерии подразумевают и уважение, и справедливость, и сочувствие, искренность, доброжелательность, принятие, терпимость, понимание. За основу взято понимание толерантности с педагогической точки зрения, то есть толерантность – умение уважать чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию. Основной акцент сделан на то, что настоящая терпимость – признак силы, а не слабости человека. Она стремится сохранить за счёт терпения и компромисса нечто более важное в человеческих отношениях. Терпимость – это понимание моральной основы мира, признание реальных различий между людьми в сфере достижений, мировоззрений и т. п. А толерантность базируется именно на такой настоящей терпимости, на осознанном интеллектуальном убеждении. Воспитательная работа направлена на воспитание межличностной толерантности, социальной и национальной толерантности. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная – к конкретной группе, обществу, национальная – к другой нации.
Цель цикла занятий: формирование у младших школьников знаний нравственных категорий как средства воспитания толерантности. Задачи: - способствовать воспитанию важных личностных качеств младшего школьника: доброты, милосердия, терпимости, уважения другого через учебно-воспитательный процесс; - развивать навыки самопознания, самоорганизации, самоконтроля; - формировать коммуникативные навыки учащихся; - совершенствовать воспитательную работу через использование современных педагогических технологий, достижений в области психологии младшего школьника, технологии управления воспитательным процессом; - формировать классные коллективы на основе принципов взаимоуважения, взаимопомощи, сотрудничества. Участники занятий: учащиеся 4-х классов. Количество занятий: 5 занятий. Содержание цикла
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|