Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология общения в подростковом возрасте




Содержание

 

Введение

. Особенности общения в подростковом возрасте особенности общения в подростковом возрасте

Психология общения в подростковом возрасте

Особенности общения мальчиков и девочек в подростковом возрасте

Общение со сверстниками. Юношеские группы

. Трудности общения и их преодоление в подростковом возрасте

Общение со значимым взрослым

Общение с родителями

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

 


Введение

 

Подростковый возраст характеризуется наиболее контрастными психофизиологическими, социальными переменами, которые, сплетясь в тугой узел, создают весьма противоречивый социально-психологический портрет сегодняшнего подростка. Это время, когда совершается перестройка отношений к окружающему, бурно формируется самооценка, нередко неадекватная реальным возможностям подростка, резко возрастает критичность в оценках при явном недостатке самокритичности. С 12 до 15 лет ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу в среде сверстников, часто игнорируя мнения родителей и педагогов. Общение в подростковом возрасте претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с общением младших школьников.Приоритетным для подростка становится общение со сверстниками.

Общение мы рассматриваем как форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств, в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. В процессе общения раскрывается весь спектр многообразных форм обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира. Интерес к проблемам общения велик, и если ранее его проявляли руководители, преподаватели, для которых общение - составная часть их деятельности, то в настоящее время это необходимо каждому. Мы живем в эпоху значительной интенсификации общения. Общение, как и деятельность, является одной из основных форм преобразующей активности людей. В этой связи повышается актуальность исследования проблем общения, проблем эффективного обмена информацией между людьми, возможностей достижения взаимопонимания в контактах между ними. Компетентность в сфере общения занимает все большее место в сформированности личности человека.

Данная курсовая работа рассматривает специфику и особенности общения подростков со взрослыми и со сверстниками. Актуальность темы заключается в том, что изучение специфики и особенностей общения подростков очень важна в возрастной психологии.

Используя конкретные знания можно решить различные проблемы и конфликты, возникающие у детей подросткового возраста в процессе общения.Углубленное изучение данной темы позволит получать новые знания для того, чтобы найти нестандартные способы выхода из конфликтных ситуаций, возникшими между подростками и взрослыми, а также между подростками и сверстниками.

Целью курсовой работы является рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности общения подростков.

В процессе работы мной были использованы работы следующих ученых-психологов Д.Б. Эльконина,Б.С. Волкова и Н.В. Волковой, Д.И. Фельдштейна, Л.И. Уманского, а также А.И. Захарова.

Объектом исследования является изучение общения как психологической категории.

Предметом исследования являются особенности общения в подростковом возрасте.

Задачи курсовой работы:

исследовать общую характеристику общения;

раскрыть особенности общения подростка со взрослыми;

изучить особенности общения подростков со сверстниками.


Особенности общения в подростковом возрасте особенности общения в подростковом возрасте

Психология общения в подростковом возрасте

 

Следует отметить, что при определении ведущего вида деятельности в подростковый период среди ученых-психологов нет однозначного мнения. Одни отдают роль ведущей деятельности общению, имеющему интимно-личностный характер. При этом предметом общения выступает другой человек - сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С. Другие в качестве ведущего типа деятельности подростка рассматривают общественно полезную деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения "как приобщение подростков к обществу".

Все исследователи психологии подросткового возраста признают огромное значение для подростков общение со сверстниками. Поэтому в подростковом возрасте происходит переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников.

По мнению отечественного психолога Д.Б. Эльконина ведущая деятельность, в которую включены подростки взрослыми напрямую влияет на психологический облик подростка.По мнению Д.Б. Эльконина, ориентировка на себя как основное условие решения всех жизненных задач, в том числе и задач из школьных учебников является основой перестройки внутреннего мира подростка. В этом возрасте при построении отношений с другими людьми ребенок выделяет как наиболее важное условие - себя, свои качества, умения, пристрастия.

В подростковом возрасте возникают сильные, иногда гипертрофированные потребности в самостоятельности и общении со сверстниками. Самостоятельность подростки выражают, в основном, в стремлении к эмансипации, освобождении от опеки взрослых, а также в разнообразных увлечениях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях». Увлечения - сильные, часто сменяющие друг друга - характерны для подросткового возраста. Именно в этом возрасте у ребенка появляется возможность самостоятельного выбора занятий, что способствует удовлетворению потребности в самостоятельности, и познавательной потребности, и некоторых других.

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на занятия-увлечения, и на отношения с родителями. Собственный опыт взаимоотношений с другими людьми дает возможность реализации новых способностей.

Здесь очень важную роль играет развитие социального интеллекта подростка, от которого напрямую зависит способность подростка адекватно строить интимно-личностное общение. Социальным интеллектом называется тот “инструмент” психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности.По мере развития социального интеллекта ориентация на внешние, несущественные, чисто поведенческие характеристики поступков сменяется ориентацией на внутренние, не всегда осознаваемые мотивы поступков.

Роберт Селман в своей работе «Социальное познание» выделяет четыре основных этапа развития социального интеллекта. Подростковому возрасту он отводит третий этап развития. По его мнениюподросток «может видеть свою перспективу, перспективу своего партнера и строить предположения о точке зрения нейтрального третьего лица. Он может видеть себя как в роли объекта, так и в роли субъекта, наблюдая за собой с третьей точки зрения. Он может понять и еще более обобщенную перспективу, которая возникает в восприятии «осредненного» члена группы. Дружба теперь воспринимается не в качестве источника взаимных удовольствий, а как серия взаимодействий, происходящих в течение длительного периода. Основой конфликтов представляются различия в личностных характеристиках их участников». [10].

Проанализировав фактические данные, собранные другими психологами, и материалы своих сотрудников, Д.Б. Эльконин выдвинул предположение, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью становится личное общение. Оно выступает как особая практика действий подростков в коллективе, направленная на самоутверждение себя в этом коллективе, на реализацию в нем норм отношений взрослых. Внутри личного общения у подростков возникает такое центральное психическое новообразование, как чувство взрослости. Тщательное изучение показало, что это чувство - определенная форма самосознания подростков, позволяющая им сравнивать и отождествлять себя со взрослыми и товарищами, находить образцы для подражания, строить по ним свои отношения с людьми.

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а ближе к юности, происходит еще один шаг в личностном развитии ребенка. Пройдя через поиски себя, личностную нестабильность, подросток переходит на следующую ступеньку - формирование «Я-концепции» - системы внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Отечественный психолог В.И. Слободчиков, в созданной системе периодизации развития человека, ставит подростковый возраст на четвертую ступень «персонализации», и рассматривает подростка как субъекта общественных отношений спосбного принять персональную ответственность за свое будущее. В этот период партнером подростка становится общественный взрослый, т.е. человек, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в учителе, мастере, наставнике, вместе с которым подрастающий человек постепенно принимает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах общественного сознания - в науке, искусстве, религии, праве, морали.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...