Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудности общения и их преодоление в подростковом возрасте




Общение со значимым взрослым

общение подросток

Как уже отмечалось, в подростковом возрасте общение со взрослым уходит на второй план. Для развития личности подростка важно понимание и доверие со стороны взрослого. Подросток не перестает уважать взрослого, если тот «считается с ним». При неправильном подходе к подростку, без учета его возрастных особенностей, приводят к конфликту и кризису, проявлению негативизма, своеволия, непослушания. Стремясь быть и считаться взрослым, подросток протестует против излишнего контроля и опеки, требования безоговорочного послушания и подчинения без учета желания самого подростка.

В общении со взрослыми подростки, с одной стороны, сохраняют черты, присущие младшему школьному возрасту: потребность в поддержке, авторитетность взрослого, некритичность в подражании некоторым проявлениям взрослых, с другой - стремление быть независимым, повышенное требование уважительного и серьезного отношения со стороны взрослых к личной жизни и правам подростка. Общение подростков со значимыми людьми носит противоречивый, неоднозначный, рассогласованный характер.

Между тем, позиция настоящего воспитателя по отношению к воспитанникам - это прежде всего позиция старшего товарища, авторитетного друга. Только это ведет к обеспечению подлинного единства взрослых и детей, к ликвидации той обособленности родителей и подростков, при которой они живут разными интересами, одни - командуют, другие - выполняют команды.

Общение со значимыми людьми является источником возникновения различных переживаний. При этом происходит компенсация негативных переживаний, полученных при общении подростка с одними людьми, позитивными переживаниями, возникшими в ходе общения с другими. Отсутствие возможности компенсаторного общения увеличивает вероятность возникновения невротического расстройства у подростка.

Способность близких взрослых изменить ролевые позиции влияют на форму и содержание взаимоотношений подростка со значимыми взрослыми.Смена системы взаимоотношений с подростком, с учетом появившегося у него чувства взрослости, значительно облегчает подростку поиск его места в этой системе, помогают оценить свои способности и возможности, лучше познать себя.Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

Неумение взрослого своевременно корректировать свое отношение к подростку ведет к возникновению сопротивления со стороны подростка по отношению к ранее выполняемым требованиям, болезненной реакции на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, попыткам ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может полярно измениться, что может привести к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении высвободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.

Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к “уходам” из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя.

Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца.

Общение с родителями

 

В этом возрасте для подростка свойственно двойственное отношение к взрослым. С одной стороны стремление к эмансипации, с другой остается очень острой нужда в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. Важнейшим фактором сложившихся отношений в этот трудный для обеих сторон период, является стиль воспитания, сложившийся в семье, и возможность родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка.

При общении с ребенком подросткового возраста важно соблюсти баланс контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и доверием к подростку. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов: родители регулярно указывают детям, что им делать; ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются; ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение; решения часто принимает сам ребенок; ребенок сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет.

Немало важную роль в семейных отношениях играют ожидания родителей, забота о ребенке, последовательность или непоследовательность требований, ему предъявляемых, и, конечно, эмоциональная основа этих отношений - любовь, принятие ребенка или его непринятие.Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей.Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

А.И. Захаров выделяет несколько типов семей по реакции на взросление подростка:

. Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы. Взрослые из хорошо рефлексирующих семей выражают готовность к сотрудничеству с подростком. Главное в такой семье - сохранение столь желанного для отрочества чувства самоуважения.

. Семья отчужденная, в которой к подростку относятся так же, как и в детстве, - им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности.

. Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять и физические наказания (в детстве - шлепали, теперь могут “врезать”). В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве.

. Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно освоил способы манипулирования родителями. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность - основные характеристики характера подростков из таких семей. Здесь подросток несчастлив вдвойне: сам по себе возраст - уже кризис личностного развития плюс еще недостатки, сформированные в его личностной позиции отношениями вседозволенности, чего ему никогда не предложит действительная жизнь.

. Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями. Здесь подросток, как и в детстве, не уверен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить позитивные отношения.

Естественно в семье чаще всего бывают одновременно несколько разнообразных стилей общения, обусловленных неоднородностью культурных уровней ее членов. Подросток может стремиться к идентификации со своими родителями, но может занимать и отчужденную позицию.

Отношения подростков с родителями интенсивно перестраиваются. Все большее место занимает критика образа жизни родителей, их установок и образа действий. Марк Твен по этому поводу выразился метко: «Когда мне было пятнадцать, мои родители были очень глупыми, а когда мне стало тридцать, они поумнели». Но, несмотря ни на что, относительно крепкими остаются эмоциональные связи подростка с родителями. Стремление освободиться от эмоциональной привязанности у мальчиков больше, чем у девочек. Тем не менее общение родителей и подростка весьма конфликтно, сложно, противоречиво и значимо. Обвиняя другую сторону в неправоте, и родители и подростки увеличивают протестные реакции - кто когда уступит, кто настоит на своем, кто выиграет, кто проиграет. Своеобразное поле боя без победителей и побежденных - выигрывают испорченное настроение и бессонница.

Конфликты между родителями и подростками приводят к появлению очень устойчивой личностной тревожности, которую трудно корректировать, о чем свидетельствуют исследования А. М. Прихожан. Однако значимость для подростка своей семьи обнаружилась и при социологическом обследовании: 61,8 % воспринимают дом как свою важную базу для успешного жизненного старта, 92,6 % отметили необходимость взаимопонимания с родителями. Мальчики в большей степени при семейных неурядицах ориентируются на свободу в своих действиях и стремятся к независимости, обращаясь к группе сверстников. Девочкам нужны эмоциональные связи с подругами для того, чтобы те поняли их переживания при ссорах с родителями.

Исследования семейного воспитания подростков выявили следующие факторы: принятие подростков родителями, эмоциональное отвержение, директивность со стороны родителей, психологическую автономию, последовательность в воспитании, непоследовательность.

Под принятием понимается положительное отношение к подростку вне зависимости от конкретных успехов ребенка. Эмоционально принимающие своих детей родители всегда сочувствующие. Они создают у подростка уверенность в своей нужности. Эмоциональное отвержение - отрицательное отношение к подростку, отсутствие ласки и уважения, враждебность к нему. Это отношение формирует у подростка агрессивность, недоверие к миру, неуверенность в себе. Директивность родителей состоит в том, что они управляют подростком, внушают ему чувство вины. Директивные родители показывают свою жертвенность, что впоследствии вызывает у подростка протест, негативизм, отрицание родительских ценностей, стремление к независимости и самостоятельности, которые слабо связываются с ответственностью за свою жизнь. Автономность родителей возникает при отсутствии внимания к потребностям подростка, погруженность в собственные дела и переживания. В таких семьях подростки излишне самостоятельны. В основе этой самостоятельности - безразличие родителей. Автономность родителей становится причиной дезадаптации подростка и ранней алкоголизации. Непоследовательность тактики родителей проявляется в резкой смене стиля отношений - от принятия подростка к резкому эмоциональному


Заключение

 

Задачами моей курсовой работы были:

исследование общей характеристики общения;

раскрытие особенностей общения подростка со взрослыми;

изучение особенностей общения подростков со сверстниками.

На основании изложенного материала можно сделать вывод, что я раскрыла все поставленные передо мною задачи.

В первой главе общение рассмотрено как психологическая категория.Понятие общение имеет несколько определений. Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами.Общение нацелено на изучение взаимоотношений между общественными субъектами и играет огромную рольв психическом развитии человека.Развитие личности зависит от уровня общения вначале с членами семьи, а затем и со сверстниками. Роль общения еще велика, потому что это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Следующая глава посвящена раскрытию особенностей общения подростка со сверстниками.В подростковом возрасте общение со сверстниками меняется качественным образом, оно активизируется и углубляется. При этом становятся явными гендерные отличия общения мальчиков и девочек. Для мальчиков становится важной принадлежность к группе сверстников, девочки же дружат по двое или трое, ценя в подруге, прежде всего возможность делится своими тайнами. В более поздний подростковый период возникает потребность в близком друге противоположного пола, желание нравится друг другу.

Следующая глава посвящена изучению особенностей общения подростков со взрослыми. Особенностью подросткового возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших, а также от установленных ими правил и порядков. Чувство протеста, неподчинения, непослушания являются ответом на недопонимание со стороны взрослого человека. При психологически грамотном подходе к перестройке взаимоотношений подростка и взрослого этот период проходит без конфликтов. Конфликты между подростками и взрослыми возникают по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и взрослых, взрослых и детей. Качество общения между взрослыми и подростками зависит от стиля воспитания в семье, от заложенных семейных устоев. Если родители применяют по отношению к ребенку грубую физическую силу, то ребенок чувствует себя лишним в такой семье, винит себя, если в семье происходят какие-либо конфликты.

По моему мнению, углубленное изучение этой темы поможет и подросткам и окружающим их людям выстроить стратегию общения наиболее бесконфликтно и миновать кризис. При этом взрослым необходимо умение анализировать, чтобы изменять отношения с детьми в соответствии с учетом возрастных особенностей развития подростка. Задача родителей понять изменения своих детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относится к нему как взрослому человеку.


Глоссарий

 

№ п/п Понятие Определение
1 «Я-концепция» относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представ-лений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе
2 Возрастные особенности развития типические особенности возраста, определяющие основное развитие человека в онтогенезе.
3 Дружба вид устойчивых, индивидуально-избирательных межлич-ностных отношений, характеризующихся взаимной привя-занностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочти-тельности
4 Идентичность  субъективное чувство непрерывной самотождественности
5 Личное общение обмен неофициальной информацией
6 Общение форма социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами
7 референтная группа реальная или условная социальная общность, цели, мнения и ценности которой в большей или меньшей мере разделяет индивид. Обычно у каждого индивида имеется значительное количество референтных групп.
8 самооценка оценка человеком самого себя, своих возможностей, своего места среди других людей в системе межличностных отношений.
9 Социальный интеллект “инструмент” психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности.
10 Чувство взрослости новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...