Общение со сверстниками. Юношеские группы
Как говорилось выше, с общением в подростковом возрасте происходят значительные качественные изменения в сравнении с общением младших школьников.Оно становится многообразнее и более содержательным. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. В области близких дружеских отношений осуществляется взаимный обмен личностно значимыми содержаниями. Российский ученый-психолог Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: . интимно-личную, . стихийно-групповую, . социально-ориентированную Интимно-личностное общение Фельдштейн рассматривает как взаимодействие, основанное наличных симпатиях - "я" и "ты". Оно основано на соучастии собеседников в проблемах друг друга, которое обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, симпатией и возникает при условии общности ценностей партнеров. Высшими формами интимно - личностного общения являются дружба и любовь. Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если неорганизованна общественно-полезная деятельность подростков и способствует появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. Социально-ориентированное общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел - "я" и "общество". Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т. д. Для подростков, участвующих в социально - ориентированной форме общения, личностно значимыми партнёрами общения являются сверстники.
Подростковая дружба определяется в основном половым признаком, но через определенное время в подростковые объединения включаются и ребята противоположного пола. Чтобы понять сущность подростковой дружбы, обратимся к исследованиям А.В. Петровского, начатым им еще в середине 60-х гг. XX в. Речь идет о сплоченности людей в процессе совместно выполняемой деятельности. Ученый пишет: «В общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения людей опосредуются ее содержанием и ценностями». Привлекает в такой позиции указание на то, что отношения в процессах общения зависят от деятельности, которую люди выполняют. Определяя, жизненно важные для его поведения ориентиры, подросток, постоянно сверяет, свои действия с ожиданиями других. Для него важно привести в соответствие свои мнения, чувства или поступки с уже принятыми группой.Удовлетворяя свою потребность в других людях, человек отражается в них. Важно и то, что в группе (или в диаде) возникает феномен возложения ответственности. Это устойчивая позиция личности, связанная с признанием правомерности другого наложить санкции в форме одобрения либо наказания за успех или неудачу совместного мероприятия. Если в группе сплоченность низкая, то неудача приписывается другому, если же высокая, то личность становится причастной к успеху, которого добились все. Дружба с конкретным другим возникает по разным причинам. Если в значимой группе, с которой общается мальчик, ценится сила, выносливость, ловкость и пр., то он объединяется с ребятами, имеющими эти физические качества. Дружба в этом случае будет иметь как бы «пристройку снизу вверх». При общении с друзьями, у младших подростков идет активное усвоение норм, целей, средств социального поведения, вырабатываются критерии оценки себя и других, активно, занимаются самовоспитанием.
Среди особенностей общения подростков отечественные психологи выделяют противоречивость внешнего проявления коммуникативного поведения. С одной стороны, в общении со сверстниками подростки стремятся быть похожими на товарищей, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой. Противоречивой является и подростковая дружба. С одной стороны подросток стремиться иметь верного друга, а с другой стороны очень часто меняет друзей. В содержании общения происходят изменения. Первостепенным для подростка становится личностное общение и развитие индивидуальности. Круг общения подростков достаточно широк. Расширяя круг знакомств, дети в это время собираются в неформальные группы или компании. При этом подростки объединяются в группы не только по взаимной симпатии, но и общим интересам, занятиям, способам развлечений, месту проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит. Л.И. Уманский выделил следующие критерии развития малой группы: 1) единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы, определяющее ее нравственную направленность; 2) организационное единство; 3) групповая подготовленность в определенной сфере деятельности; 4) психологическое единство. Диффузная группа, имеющая самый низкий уровень развития, существует только формально и не обладает ни одной из этих характеристик. Примером может служить класс в новой школе, набранный из детей, еще не знающих как следует друг друга. Более развитая группа - ассоциация, она имеет общую цель и структуру. Группе-кооперации присуще единство целей и деятельности, здесь есть групповой опыт и подготовленность. Отечественные ученые Б.С. Волков и Н.В. Волкова рассматривают развитие межгруппового общения как три этапа: оценивание, подражание, самореализация. (Приложение №2) Высокий уровень социального развития группы благотворно влияет на развитие личности подростка. Если внутригрупповые отношения не отвечают запросам подростка, он ищет себе другую группу. Психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|