Объект и предмет исследования в экономической и социальной географии.
Стр 1 из 22Следующая ⇒ Методы исследования и источники информации, используемые в экономической и социальной географии. Методы социально-экономических исследований. Метод – это способы или приемы сбора и обработки информации о тех илииных социально-экономических явлениях. Различные науки пользуются или одними и теми же, или близкими по содержанию методами, но сочетание этих методов и направления их использования обычно индивидуальны, типичны для конкретных наук. Так, экономическая и социальная география широко использует исторический, картографический, сравнительный, статистический и другие методы исследования. Своеобразие сочетания перечисленных методов для экономической и социальной географии заключается в том, что оно направлено на установление особенностей формирования пространственных (территориальных) сетей, систем и структур, которые создает общество в процессе своей истории. Используемые методы должны раскрыть этапы и уровни развития этих систем, на основе которых устанавливается закон и закономерности их формирования, роста, перспектив развития. Все методы можно проклассифицировать и на основе этого выделить две группы: - традиционные методы, - новейшие (математические) методы. Рассмотрим некоторые из них, а именно наиболее часто используемые в социально-экономических исследованиях. Метод полевых исследований. В экономической и социальной географии это такие исследования, когда при сборе первичного материала изучается территория, предприятие, устанавливаются на них видимые границы явлений, сопоставляются различия между ними. Не всегда обязательны сплошные полевые исследования всех объектов. Во многих случаях целесообразно выборочное, всестороннее наблюдение «ключей», то есть типичных явлений. Вокруг этих «ключей» исследуются закономерности связанных явлений. Выделение «ключей» помогает раскрыть сущность многих явлений территориальной организации жизни общества, сделать конструктивные предложения.
Первичной точкой экономико-географических исследований является предприятие. Только системный анализ, рассмотрение предприятия в той или иной территориальной системе, делает изучение предприятия экономико-географическим. При изучении предприятия надо обратить внимание на следующие группы показателей: 1.территориальная структура предприятия, то есть взаимное расположение хозяйственных единиц (цех, ферма, отдел и т. д.), 2.экономические связи предприятия – по ввозу и вывозу сырья, готовой продукции, 3.себестоимость продукции, 4.демографическая структура персонала (обеспеченность трудовыми ресурсами, образовательный уровень, структура занятости на производстве), 5.отношение предприятия к окружающей среде, 6.сезонность работы предприятия. Результаты полевых исследований фиксируются в дневниках наблюдений и по необходимости на картографических изданиях. Сравнительный метод исследований. Данный метод ввел в географию А. Гумбольдт. Он особенно важен там, где по каким-либо причинам ограничено проведение эксперимента. Это важно для экономической и социальной географии, где не возможно поставить эксперимент по организации нового промышленного района или по размещению отраслей промышленности и сельского хозяйства. В процессе сравнения важно установить роль условий, которые определяют развитие и динамику тех или иных явлений. Сравнительный метод по его существу близок методам математическим. Сравнение объектов со многими признаками (особенностями) есть прежде всего выбор признаков и отнесение их к различным группам по степени общности и различий. Сопоставляя группы признаков при помощи факторного анализа, можно выделить те из них, от которых в наибольшей степени зависят остальные. Большую роль играет сравнение конфигурации, протяженности, зональности, радиальности и другие пространственные формы. Для сравнения районов, промышленных узлов как целостностей нужно глубокое качественное знание этих объектов, особенно их генезиса. Исторический метод здесь тесно переплетается со сравнительным. При использовании сравнительного метода важно тщательно отобрать сравниваемые объекты. Сравнение может быть по сходству, по контрасту.
Картографический метод. Картографический метод исследования предполагает не только фиксирование полученных результатов исследования на географическую карту. Он предполагает использование операций по «чтению» картографического материала. Применяют следующие методы использования географических карт: 1.визуальный анализ карт – глазомерная оценка и выявление закономерностей в размещении социально-экономических явлений (где расположено то или иное предприятие, как оно располагается относительно прилегающих явлений и т.д.), 2.картометрический метод – предполагает измерения по картам расстояний между объектами (линейка, лист бумаги, нитка, курьвиметр и т.д.), а также площадей явлений (используется планшетка), 3.графический анализ карт – используется при составлении различного рода пространственных экономических профилей (например, концентрация населения при удалении от ядра города, от транспортных коммуникаций), 4.статистический анализ карт – позволяет наиболее точным способом сопоставить ряд экономических карт с природными, демографическими и др., а также позволяет получить количественные признаки явлений, 5.анализ при помощи преобразования карт – анаморфирование (изменение проекций карт для изучения каких –либо явлений). Математические методы Наиболее перспективными и дающими полные результаты являются математические методы. В сочетании с другими методами они повышают точность и результативность исследования, строгость теоретических и методологических изысканий. Большие возможности раскрываются перед экономической и социальной географией в связи с применением метода математического моделирования. Модели в географии – это вид научного отражения, как способ познания реальности, применяется во всех географических дисциплинах, и для любого типа исследования. В географии используются все типы моделей, которые условно можно разделить на материальные и мысленные, или идеальные. Материальные модели в свою очередь подразделяются на пространственно подобные (макеты, компоновки), физически подобные. Идеальные подразделяются на образные (зарисовки, фотографии), гипотетические или различные отображения реальной действительности в сознании исследователя (чертежи, графики, карты). Использование данного метода позволяет установить наиболее эффективные варианты возможного размещения тех или иных социально-экономических явлений. Моделирование важно и потому, что в экономической и социальной географии ограничены возможности применения таких широко используемых методов как эксперимент и опыт.
В процессе социально-экономических исследований приходится довольно часто анализировать множество явлений, которые могут оказывать влияние на исследуемые процессы. Во избежании выполнения большого массива расчетов используется метод многофакторного анализа. Наиболее часто применяется метод корреляционного анализа (Пирсона, Джонстона, Спирмена). Определение значения корреляции позволяет установить зависимость между исследуемым явлением и внешним фактором, а в отдельных случаях можно определить «силу» зависимости. Объект и предмет исследования в экономической и социальной географии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|