Трудовые ресурсы России, их размещение и использование, структура занятости.
Трудовые ресурсы России. Национальное богатство каждой страны создается непосредственно трудом ее граждан, поэтому трудовые ресурсы следует отнести к одному из основных факторов развития национальной экономики. Население, будучи главной производительной силой, является одним из важнейших условий развития и размещения отраслей производства. Отдельные отрасли промышленности и сельского хозяйства отличаются различной степенью трудоемкости, т.е. требуют различного количества труда на единицу продукции. Следовательно, в районах низкой обеспеченности рабочей силой большие возможности и перспективы развития имеют нетрудоемкие производства. Наоборот, в густонаселенных районах успешно развиваются наиболее трудоемкие отрасли. Население оказывает влияние на размещение производства и как потребитель его продукции. Отрасли хозяйства, продукция которых предназначена для народного потребления и отличается низкой транспортабельностью или неспособностью к относительно длительному хранению, размещают в районах и пунктах концентрации населения. Трудовые ресурсы – часть населения страны, находящаяся в трудоспособном возрасте и обеспечивающие себя средствами существования. Численность трудовых ресурсов зависит от общей численности населения страны. По состоянию на начало 2003 г. трудовые ресурсы России составляли более 80 млн. человек, или почти 55% населения страны. По этому показателю Россия занимает 5-ое место в мире после Китая, Индии, США и Индонезии. При отнесении населения к трудовым ресурсам целесообразно учитывать следующие критерии: - возрастной ценз. К трудоспособному населению относятся люди, находящиеся в возрасте: женщины –16 –50 лет, и мужчины – 16 –60 лет.
- умственное и физическое развитие. Работающие в отраслях хозяйства должны осознанно выполнять те или иные производственные функции. - образовательный уровень. Более 90% общей численности трудовых ресурсов приходится на экономически активную часть населения (занятые и безработные). Численность экономически активного населения (рабочей силы), обеспечивающего предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, в России по состоянию на начало 2003 г. срставляло 70 млн. человек, что также соответствовало 5-му месту в мире. Сокращение ВВП, спад промышленного производства, кризисная ситуация во многих отраслях российской экономики в 90-ые годы прошлого столетия привели к сокращению общего числа занятых в народном хозяйстве. За период с 1990 по 2002 годы численность занятых в экономике России сократилась с 75 млн. до 65 млн. человек. В начале третьего тысячелетия определенные изменения произошли в отраслевом составе рабочей силы. Из общего количества занятых в народном хозяйстве России приходилось (см. табл. 3)
Следует обратить внимание на довольно низкую эффективность использования рабочей силы в России, о чем свидетельствует уровень производительности труда в основных секторах народного хозяйства. В частности, по показателю производительности труда, рассчитанному как добавленная стоимость на одного занятого в час, Россия в 90-ые годы занимала 37 место в мире. Этот показатель был значительно меньше, чем в промышленно развитых странах –Швейцарии, Японии, Норвегии, Франции, Германии.
Кроме того, несмотря на значительный рост в 90-ые годы в России официального показателя количества рабочих часов в год, который к началу 2000 г. достиг 1726 часов, Россия по этому показателю значительно уступала многим индустриальным странам: Корея-2547, Гонконг-2375, Япония-2017, США-1945 часов. По официальной продолжительности трудовой недели в промышленности (40,3 часа) Россия в конце 90-ых годов занимала примерно 21-е место в мире. Низкие показатели производительности труда и часовой занятости работающих негативно влияют как на динамику роста стоимостных показателей отдельных секторов экономики, так и на увеличение стоимостных показателей валового внутреннего продукта в целом. Постепенно, особенно после финансового кризиса 1998 года, в России рост числа безработных наряду с инфляцией, бедностью и преступностью становится одной из основных социальных проблем. Официально службой занятости России на 2003 г. зарегистрировано свыше 9 млн. человек, ищущих работу, из них 1,3 млн. человек зарегистрированы в органах государственной службы занятости как безработные. По этому показателю Россия пока входила в число наиболее благополучных стран. Однако, если следовать методологии Международной организации труда, в России насчитывается более 9 млн. безработных. Еще примерно столько же трудится неполную рабочую неделю или находятся в вынужденных отпусках. Таким образом, общий потенциал безработицы составил почти 14 млн. человек, или 13,4% от общей численности экономически активного населения. В настоящее время в России сохраняется достаточно высокий общеобразовательный уровень экономически активного населения. Почти треть населения, занятого в народном хозяйстве, имеет высшее и среднее специальное образование. Из общей численности научных работников в конце 90-ых годов в количестве 991 тыс. человек, 113 тысяч имели высшую научную квалификацию, т.е. степень доктора –19587 чел. или кандидата наук –93948 чел. В 90-ые годы Россия наряду с такими странами, как Польша, ЮАР, Индия, Венгрия занимала одно из ведущих мест в мире по «утечке мозгов». Международная миграция и «утечка мозгов» – явления неоднородные. С одной стороны, Россия лишается основного фактора научно-технического прогресса, с другой- что условия для работы высококвалифицированных специалистов изменятся к лучшему.
Фактор трудовых ресурсов активно влияет на формирование территориальной организации хозяйства и социально-экономической политики в России, целью которой является внедрение новых форм собственности и организации труда, позволяющих каждому трудящемуся полнее раскрыть физические и духовные способности для производства материальных благ. Важнейшая задача переходного периода — эффективное функционирование рынка рабочей силы. Человек — это двигатель прогресса, главная производительная сила общества, производитель материальных благ. Только то общество, которое во главу угла ставит потребности человека и обеспечивает наиболее эффективное его воспроизводство, достигает наивысшего прогресса. Трудовые ресурсы составляют часть трудоспособного населения страны как занятого в общественном производстве, так и находящегося в резерве. Количественные и демографические рамки трудоспособного населения зависят от общественной формы производства и уровня развития производительных сил. По трудовому законодательству, установленному в Российской Федерации, к трудовым ресурсам относятся: а) население в трудоспособном возрасте — мужчины в возрасте 16—59 лет и женщины 16—54 лет, за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1-й и 2-й групп и лиц, вышедших на пенсию на льготных условиях (работники районов Крайнего Севера и особо тяжелых профессий), имеющих права выхода на пенсию раньше указанного возраста; б) население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве. В начале 1995 г. численность населения в трудоспособном возрасте достигла 84,1 млн чел., или 57,7% от общего числа жителей страны. Среди лиц трудоспособного возраста мужчины составляли 44,0 млн чел. (52,3%), женщины — 40,1 млн чел. (47,7%). За 1992—1995 гг. численность экономически активного населения в России сократилась на 1639 тыс чел. и составила 73 140 тыс чел., в том числе мужчины — 38 974 тыс чел. (53,2%) и женщины — 34 196 тыс чел. (46,8%). В рассматриваемый период число занятых в народном хозяйстве уменьшилось на 3,2 млн чел. и составило 67,1 млн чел., или 91,8% от общего числа экономически активного населения.
В 1995 г. по секторам экономики было занято: на государственных и муниципальных предприятиях и организациях — 25,2 млн чел. (37,6%); в частном секторе — 24,4 млн чел. (36,4%); на предприятиях смешанной формы собственности — 16,7 млн чел. (24,9%); в общественных организациях и фондах — 0,5 млн чел. (0,7%); на совместных предприятиях — 0,3 млн чел. (0,4%). За 1992—1995 гг. число занятых на государственных и муниципальных предприятиях сократилось на 24,5 млн чел., т. е. на 50,2%, а численность занятых в частном секторе экономики возросла на 11,2 млн чел., или на 184%. Распределение численности занятого населения в 1995 г. по отраслям народного хозяйства (%): промышленность — 25,7; сельское и лесное хозяйство — 15,7; строительство — 9,7; транспорт и связь — 7,9; торговля, общественное питание, МТС — 9,7; здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение, образование, культура, искусство, наука и научное обслуживание — 20,5; аппарат органов управления, кредитование, финансы и страхование — 3,8; другие отрасли — 7,0. Анализ структуры занятости по отраслям экономики показал, что за 1992—1995 гг. снизилась занятость в промышленности на 4,1 млн чел., в строительстве — на 1,4 млн чел., в науке и научном обслуживании — на 507 тыс чел. Одновременно увеличилась численность занятых: в сельском и лесном хозяйстве — на 164 тыс чел., в торговле, общественном питании и материально-техническом снабжении — на 821 тыс чел., в здравоохранении, физической культуре, социальном обеспечении, образовании, культуре и искусстве — на 552 тыс чел., в кредитовании, финансах и страховании — на 406 тыс чел., в аппарате органов управления — на 181 тыс чел. Рост аппарата органов управления следует расценивать как негативную тенденцию. Падение объемов производства, ослабление экономических связей при быстром введении либерализации цен неизбежно привели к обострению проблем, связанных с занятостью населения. Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы обусловлена социально-экономическими процессами. Главные из них — изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных предприятий, предстоящая структурная перестройка экономики, первый шаг которой — конверсия предприятий оборонного комплекса. Происходит перелив трудовых ресурсов из государственного сектора экономики в альтернативные. В последние годы значительно снизилась потребность в рабочей силе в промышленности, что вызвало рост безработных в стране. По данным Федеральной службы занятости России, на конец 1995 г. численность безработных увеличилась в 4 раза и достигла 2327 тыс чел., из них женщины составляют 69%. По данным обследований населения по проблемам занятости, численность безработных в России оценивается в 6,4 млн чел., а по прогнозам отдельных экономистов — в 11 млн чел. Одновременно растет скрытая безработица, которая, даже по самым скромным оценкам, на предприятиях госсектора достигла 12—15 млн чел. Скрытая безработица включает три основных компонента: различные лаги во времени между фактической и учетной безработицей; значительное число безработных не обращается в службы занятости; неполная занятость по инициативе работодателя: отправка работников в вынужденные отпуска за свой счет, переход на сокращенный график труда и т. п.
Заметнее всего кризис занятости проявляется в старых текстильных (Ивановская область) и машиностроительных центрах России (Удмуртия — в прошлом лидер по доле ВПК). Второй очаг — это северо-запад и север европейской части России. Самый высокий уровень безработицы здесь отмечается в Псковской области (более 7% безработных). Третий очаг — Северный Кавказ с соседней Калмыкией. Высокий уровень безработицы отмечается в Чечне, Ингушетии, Дагестане. Сама природа безработицы тут иная, чем на Севере. Фактическая трудоизбыточность уже давно выталкивала коренное население за пределы республик и в немалой мере способствовала криминализации их этнических территорий и внешних диаспор. Осенью 1994 г. число претендентов на одну официально зарегистрированную вакансию в Калмыкии, Чувашии, Псковской и Калининградской областях составляло 24—26 чел., в Дагестане — 40 чел., в Брянской области — около 50 чел., а в Ивановской области — 70 чел. Рост напряженности на рынке труда становится все более очевидным в Туве, на Сахалине, в Тюменской области. Трудоустроить значительную часть высвобождаемых работников можно в результате развития предприятий непроизводственной сферы. Политика России в области занятости должна быть направлена на создание рыночной инфраструктуры, недопущение массовой безработицы. Приоритетными направлениями следует считать: развитие самодеятельной занятости населения и государственную поддержку малого бизнеса; организацию единой государственной информационно-вычислительной системы учета и распределения трудовых ресурсов как составной части государственной программы по борьбе с безработицей; создание сети учебных центров, занимающихся профессиональной подготовкой и переподготовкой взрослого незанятого населения; формирование фондов содействия занятости в России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|