Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка путей совершенствования рынка труда




Регулирование рынка труда рассматривается как система мер и инструментов, используемых органами государственной власти и местного самоуправления для достижения состояния полной занятости. Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах - центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров. Все методы и инструменты государственного регулирования рынка труда можно разделить на следующие группы:

·   административные;

·   законодательные;

·   организационные;

·   экономические;

·   информационные.

Административные методы базируются на силе государственной власти и содержат меры запрета, разрешения или принуждения. К ним относится: регулирование демографических и миграционных процессов; лицензирование деятельности предприятий и организаций; создание рабочих мест. Административные методы являются неотъемлемой частью хозяйственной деятельности.

Значительную роль в государственном механизме регулирования рынка труда выполняют законодательные методы. Государственная политика всегда традиционно опирается на законодательство и имеет нормативно-правовое исполнение, так как для эффективного функционирования рынка, конечно же, необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка труда, четко устанавливали их права, формировали равные возможности для реализации своих способностей к труду участников рыночных отношений.

Законодательство о рынке труда и занятости Российской Федерации представляет совокупность нормативных актов. Оно основывается, прежде всего, на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных и правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. С помощью основных инструментов законодательства устанавливаются правовые, экономические, административные, организационные и социальные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Регулирование трудовых отношений и отношений непосредственно связанных с ними в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Эффективное функционирование рынка труда невозможно без создания соответствующих экономических условий, проведения активной политики занятости, разработки и осуществления действенных федеральных и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и многое др. Существуют нормативные акты, принятые Федеральной службой занятости, находящейся в системе Минтруда России, в том числе акты, разъясняющие применение Закона о занятости.

В российском законодательстве о занятости населения находятся и международно-правовые акты по данной проблеме, утвержденные Россией (Конвенция МОТ № 122 (1964 г.)"О политике в области занятости"; Конвенция и Рекомендация Международной Организацией Труда (1948 г.)"О службе занятости" и др.).

Четкая регламентация правил поведения на рынке труда является важным условием для эффективного функционирования данного рынка, но не достаточным для достижения состояния эффективной занятости, особенно на региональном уровне. Причина состоит в том, что развитие одной нормативно-правовой базы в субъекте Федерации недостаточно для решения проблем в сфере занятости населения, требуется учитывать сложившуюся ситуацию в сфере занятости с учетом условий и факторов развития региона в сочетании с другими компонентами регионального развития. В субъектах Российской Федерации необходимо разрабатывать маршрутные карты (схемы территориального развития), и программы комплексного социально-экономического развития экономических территорий, в которых должны решаться проблемы размещения производственных объектов, коммунальной инфраструктуры, экономики и социальной сферы, использования ресурсов различного назначения. Законодательное регулирование региональных рынков труда должно лишь дополнять данные схемы и программы регионального развития.

Организационные методы применяются государством с целью создания социально-экономических условий для всех участников рынка труда. К основным инструментам данной группы можно отнести: составление территориальных схем развития, прогнозирование рынка труда, организация работы служб занятости населения; профориентационная работа и т.д. Разработка и реализация этих инструментов возлагается на органы государственной власти каждого субъекта РФ.

Экономические методы, в свою очередь, должны создать экономические стимулы у участников рынка труда, и таким образом, скорректировать их поведение для достижения эффективной занятости. Государство, используя такие инструменты, как: налогообложение фонда оплаты труда; предоставление налоговых льгот предприятиям, создающим и сохраняющим рабочие места; правительственные расходы на финансирование мероприятий в области содействия занятости; государственные инвестиции; государственные заказы предприятиям; субсидирование занятости, поощрение самозанятости; дотации, субвенции и субсидии субъектам Федерации и т.д., оказывает непосредственное влияние на вектор развития рынка труда. Эти инструменты носят как прямой, так и косвенный характер. Воздействуя на рынок труда, они оказывают влияние и на другие рынки (товарные, финансовые, рынки недвижимости и др.). К примеру, финансируя предприятия различных видов экономической деятельности на увеличение производственных мощностей, автоматизацию и механизацию производственного процесса, внедрение новых производственных технологий, государство стимулирует создание рабочих мест в самом хозяйственном секторе. Государство может увеличивать занятость трудовых ресурсов в экономике страны с помощью инструментов денежно-кредитной и фискальной политики, влияет на повышение деловой активности в обществе.

Информационный метод является самостоятельным элементом государственного механизма, так как применительно к рынку труда информационное сообщение - это необходимый инструмент процесса организации работы любого института (субъекта). В отличие от других методов рассматриваемого механизма регулирования рынка труда, данный метод имеет цель - оказание воздействия на поведение субъектов данного рынка путем их информирования о конъюнктуре, соотношении спроса и предложения, деловой активности предприятий, рыночной цене труда; наличие необходимой информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы; освещение принятых нормативно-правовых актов и других сведений, касающихся рынка труда, федеральных и региональных органов государственной власти. То есть, данный механизм позволяет информировать все институциональные единицы о положении на рынке труда в Российской Федерации или ее субъектах, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы, обмениваться информацией с другими участниками рынка труда и средств массовой информации.

Подведем итог: в целях совершенствования рынка труда, достижения состояния полной занятости Министерство труда и социального развития России и его органы на местах разрабатывают общую государственную политику, направленную на предотвращение и разрешение трудовых конфликтов, охрану труда, переподготовку кадров, а также развитие трудовых отношений на основе социального партнерства. Методы и инструменты государственного регулирования рынка труда делятся 5 групп: административные, законодательные, организационные, экономические, и информационные методы.


Заключение

 

В завершении данного реферата необходимо подвести итог всей проделанной работы, дать обобщающие выводы по каждому из рассмотренных пунктов.

Охарактеризован труд в качестве объекта продажи на рынке труда. Рабочая сила - способность человека к труду - представляет собой товар особого рода, производственные качества которого во многом определяют эффективность конкурентной экономики, возможности создания качественных товаров и услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. В связи с этим бесперебойное функционирование народного хозяйства во многом зависит от подготовки и выпуска на рынок труда образованной, высококвалифицированной и творчески активной рабочей силы, а также обеспечение ее территориальной мобильности. При выходе на более высокий уровень развития экономики появляется потребность в решении новых, сложных задач, которую можно удовлетворить за счет грамотных и образованных специалистов.

Определены механизмы формирования спроса и предложения на рынке труда. Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг. Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, качеством труда и квалификацией рабочих. Спрос и предложение на рынке труда находятся в обратной и прямой зависимости соответственно от ставки реальной заработной платы. При совпадении спроса на труд и предложения труда достигается положение полной занятости или состояние равновесия на рынке труда.

Охарактеризована заработная плата как цена труда. Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода, зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала. Двойственная природа заработной платы выражается в том, а что с одной стороны - это форма цены труда, а, с другой, - форма фонда жизненных средств, необходимых для воспроизводства работников.

Выявлены изменения в занятости как результат функционирования рынка труда. Главными составными частями рынка труда является совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Для рынка труда специфическим является то, что он может быть подвержен монополизации, как со стороны предложения, так и со стороны спроса. По степени развитости конкуренции на рынке труда выделяют конкурентный рынок и рынок несовершенной конкуренции, отличающиеся друг от друга специфическими чертами, определяющими их как полярные.

Проведен анализ статистических данных рынка труда в Российской Федерации. Численность экономически активного населения в 2013 году возросла по сравнению с 2010 годом на 0,06%, численность безработных, напротив, сократилось на 25%. Лидирующими видами экономической деятельности по количеству занятого населения в период с 2010 года по 2013 год стали оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны и обрабатывающие производства.

В соответствии с размером заработной платы всех работников различных профессиональны групп можно отнести к одной из трех категорий: заработная плата ниже 20 тыс. руб. (специалисты среднего уровня квалификации); заработная плата от 20 тыс. руб. до 40 тыс. руб. (специалисты высшего уровня квалификации); заработная плата свыше 40 тыс. руб. (Руководители организаций и их структурных подразделений).

Разработан механизм улучшения рынка труда в Российской Федерации. В целях совершенствования рынка труда, достижения состояния полной занятости Министерство труда и социального развития России и его органы на местах разрабатывают общую государственную политику, направленную на предотвращение и разрешение трудовых конфликтов, охрану труда, переподготовку кадров, а также развитие трудовых отношений на основе социального партнерства, включающую обширную систему мер государственного регулирования.

Подводя итог, следует сказать, что рынок труда - важная составляющая экономики каждой страны, оказывающая огромное влияние на каждого субъекта экономических отношений. Развитие и совершенствование рынка труда способны обеспечить не только устойчивый экономический рост, но и социальную стабильность в обществе.


Список использованной литературы

 

1. Конституция РФ. - СПБ.: Литера, 2012. - 64с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. - Новосибирск.: Норматика, 2014. - 208с

.   Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. Учебное пособие / Пол ред. акад.В.А. Петрищева. - СПб.: Лениздат, 1998. - -574 с.

.   Буланов, B. C. Рынок труда: учебное пособие / B. C. Буланов, B. C. Волгин. - М.: РАГС, 2000. - 448 с.

.   Ванкевич, Е. Выбор приоритетов развития общего рынка труда Союзного государства // Человек и труд - 2006. - №6. - с.42-53.

.   Гальперин, В.М. Микроэкономика / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. - СПб.: Институт "Экономическая школа", 2004.

.   Колупаева, В.А. Экономика труда: Учебное пособие / В.А. Колупаева, Е.Е. Пономарева, В.С. Раковская. - Томск: Изд-во ТПУ, 2005. - 162 с.

.   Кохно, П., Молева, С. Современная ситуация на рынке труда Беларуси и России // Общество и экономика. - 2000. - №5-6. - с.257-266.

.   Коховец, А.Я. Демографические аспекты формирования рынка труда Беларуси // Экономика и управление. - 2005. - №4. - с.62-68.

.   Оздербиева, Ж.А. Рынок труда: теоретические и практические аспекты: учебное пособие /Ж.А. Оздербиева. - Кемерово: ГОУ ВПО "РГТЭУ", 2006. - 62 с.

.   Розанова, Н.М. Микроэкономика фирмы / Н.М. Розанова, И.В. Зороастрова. - М.: Лаборатория знаний, 2007. - 384 с.

.   Экономическая теория / Под ред.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой. - М.: Инфра-М, 2003. - 248 с.

13. [Электронный ресурс] / Свободная энциклопедия Википедия. - Режим доступа: https: // ru. wikipedia.org/ <https://ru.wikipedia.org/>, свободный.

.   Официальная статистика [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: <http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/>, свободный.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...