Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Библия 4 страница




Намо Буддхая,

Намо Дхармая,

Намо Сангая,

Аум!

тогда как тибетские буддисты произносят свои вызывания следующим образом:

Нан-уон Фо-тхо-йе,

Нан-уон Тха-ма-йе,

Нан-уон, Сенг-киа-йе,

Аан!

Смотрите также “Journal Asiatique”, том VII, с. 286.

[106] Тело человека — его одеяние из кожи — всего только инертная масса материи per se; только чувствующее живое тело внутри человека считается его настоящим телом, которое вместе с начальной душой или чисто астральным телом, непосредственно соединенным с бессмертным духом, составляет троицу человека.

[107] Мы действительно думаем, что слово “колдовство” раз и навсегда следует понять в том значении, которое ему в действительности принадлежит. Колдовство может быть сознательным или бессознательным. Некоторые нехорошие и опасные результаты могут быть достигнуты посредством месмерических сил так называемого колдуна, который злоупотребляет своим потенциальным флюидом; или же они могут быть достигнуты через легкий доступ злобных, обманывающих “духов” (тем хуже, если они человеческие) в атмосферу, окружающую медиума. Сколько тысяч таких безответственных невинных жертв подвергались позорной смерти вследствие трюков этих элементариев!

[108] См. Евсевий [ 451, кн. IV. гл. V], Sulpicius Severus, II, 31.

[109] Кажется, евреи приписывают “Сефер Толдос Йешу” очень большую древность. Первый раз о ней упоминает Мартин в начале тринадцатого века, так как талмудисты очень старались скрыть от христиан ее. Леви говорит, что Порхет Салватий опубликовал некоторые ее части, которые были использованы Лютером (см. т. VIII, Jena Ed. ). Еврейский текст, недостающий, был наконец найден Мюнстером и Буксторфом, и был опубликован Христофором Вагенсейлем в 1681 г. в Нюрнберге и во Франкфурте в одном сборнике под заглавием “Tela Ignea Satanae” или “Огненные стрелы Сатаны” (см. [ 158 ]).

[110] “Lightfoot”, 501.

[111] [Иеремия, VII, 29]: “Остриги свои волосы, о Иерусалим, отбрось их прочь и начни оплакивание на высотах”.

[112] Назарет?

[113] См. [ 88, с. 683].

[114] См. Лукиан, “De Syria Dea” [ 195 ].

[115] См. [Псалмы LXXXIX, 18].

[116] [ 257, I, 47], [ 454, 74].

[117] “Ессеи считали масло осквернением”, — говорит Иосиф [ 454, II, 7].

[118] [Матфей, II]. Следует иметь в виду, что “Евангелие от Матфея” в Новом Завете не является подлинным Евангелием апостола с этим именем. Подлинное Евангелие веками находилось во владении назареев и эбионитов, по признанию Св. Иеронима, как мы покажем дальше, который признался, что ему пришлось просить разрешения у назареев на перевод этого Евангелия.

[119] Слово “Апокриф” весьма ошибочно стали понимать, как нечто сомнительное и ложное. Значение этого слова — сокровенный, тайный; но сокрытое часто может быть более истинным, чем то, что открыто.

[120] Это сообщение, если оно достоверно, означало бы, что Иисус был в возрасте между пятьюдесятью и шестьюдесятью годами, когда крестился; так как в Евангелиях сказано, что он был только на несколько месяцев моложе Иоанна. Каббалисты говорят, что Иисусу было более сорока лет, когда он впервые появился у врат Иерусалима. Нынешний экземпляр “Кодекса назареев” отмечен 1042 г., но Данлэп обнаружил у Иринея (второй век) цитаты из этой книги и частые ссылки на нее. “Источники материалов, встречающихся у Иринея и в “Кодексе назареев”, должны быть отнесены, по меньшей мере, к первому веку”, говорит автор в предисловии к “Сод, сын человеческий” [ 142, с. I].

[121] [ 257, т. I, с. 109]; [ 142, XXIV].

[122] Индусский Верховный Понтиф — глава намбурисов, который живет в стране Кохин, обычно присутствует на этих празднествах погружений в “Святую Воду”. Он иногда предпринимает далекие путешествия, чтобы руководить этой церемонией.

[123] Кинг считает это большим преувеличением и склонен думать, что эти ессеи, которые, безо всякого сомнения, были буддийскими монахами, были “только продолжениями обществ, известных под названием Сынов Пророков” [ 410, с. 22].

[124] Св. Иероним, “Послания” (ad. Poulmam) — см. [ 94, с. 218].

[125] Вакх и Церера — или мистическое вино и хлеб, употреблявшиеся в течение мистерии, стали в “Адонии” Адонисом и Венерой. Муверс доказывает, что “Иао есть Вакх”, с. 550; и он основывается на “Lydus de Mens” (38-74); [ 94, с. 195]. Иао есть солнечный бог и еврейский Иегова; разумное или Центральное Солнце каббалистов. См. Julian в “Proclus”. Но этот “Иао” не есть бог мистерий.

[126] [ 151, IX], [2 Царей, I, 8].

[127] В связи с хорошо известным фактом, что Иисус носил длинные волосы и всегда изображался с таковыми, становится поразительным узнать, как мало неизвестный редактор “Деяний Апостолов” знал об апостоле Павле, так как он вкладывает в его уста в “1 Посл. к Коринф. ”, XI, 14 следующие слова: “Не сама ли Природа учит вас, что если муж растит волосы, это бесчестно для него? ” Несомненно, Павел никак не мог сказать такие слова! Поэтому, если этот отрывок подлинный, то Павел ничего не знал о пророке, чьи учения он воспринял и за которого он умер; а если этот отрывок подделка, то насколько подлинно то, что осталось?

[128] Макс Мюллер все это достаточно доказал в своей лекции о “Зенд-Авесте”. Он называет Гуштаспа “мифическим учеником Зороастра”. Может быть, он мифичен лишь потому, что период времени, в котором он жил и учился у Зороастра, слишком далек от нас, чтобы наша современная наука могла спекулировать над этим с уверенностью.

[129] Действительный смысл деления на века эзотеричен и буддхистичен. Непосвященные христиане так мало понимали его, что они приняли слова Иисуса в их буквальном значении и твердо верили, что он подразумевал конец света. Много было пророчеств о грядущем веке. Виргилий в четвертой эклоге упоминает Метатрона — новый отпрыск, с которым окончится железный век и начнется век золотой.

[130] Мунк производит название иессеанов или ессеев от сирийского слова Асайа — целители или врачи, доказывая таким образом их идентичность с египетскими терапевтами [ 457, с. 515].

[131] Это сошествие в Гадес означало неизбежную судьбу каждой души стать соединенной на какое-то время с земным телом. Это соединение или темная перспектива души оказаться заключенной в темное обиталище тела, — считалась древними философами, и даже теперь считается современными буддистами, наказанием.

[132] Глубокие или эзотерические доктрины у древних обозначались словом мудрость, а впоследствии, словом философия, и также словом гнозис или знание. Эти доктрины касались человеческой души, ее божественного происхождения, ее предполагаемой деградации с высшего состояния тем, что она стала связанной с “рождением” или с физическим миром” ее дальнейшего прогресса и восхождения к Богу посредством возрождений или перевоплощений”. Там же., прим., с. 2.

[133] Кирил из Иерусалима утверждает это. См. VI, 10.

[134] См. Светония в [ 465, 7]. История передает, что этот император проводил время, ловя мух и протыкая их золотым шилом. Это не была ни жестокость, ни психическая мания, но религиозное суеверие. Еврейские астрологи предсказали ему, что он вызвал гнев Вельзевула, “Господа мух”, и погибнет недоброй смертью вследствие мести темного бога из Экрона — погибнет подобно царю Ахазу, ибо он преследовал евреев.

[135] Мы считаем, что не фарисеи, а саддукеи распяли Иисуса. Они были задокиты, приверженцы дома Задока — семьи священнослужителей. В “Деяниях” сказано, что не фарисеи, но саддукеи преследовали апостолов. В действительности, фарисеи никого не преследовали. В их число входили писцы, раввины и ученые, и они не имели такого пристрастия к своему ордену, как саддукеи.

[136] [ 470, I, 243]; [ 471, с. 214].

[137] См. [ 473, I, 9], [ 470, I, с. 305 ff].

[138] [ 410, с. 145] — автор помещает этот саркофаг среди самых ранних произведений того вида искусства, которое позднее наводнило мир мозаиками и резьбою, изображающею события и персонажи Нового Завета.

[139] “De Pudicitia”. — См. [ 410, c. 144].

[140] [ 410 ] — Рис. I на c. 200.

[141] Эта гемма находится в коллекции автора “Гностики и то, что от них осталось” [ 410 ]. См. с. 201.

[142] См. [ 478 ], т. II, с. 238: “Treatise Nazir. ”.

[143] [ 419, II, 155]; “Vallis Regia”, Парижское изд.

[144] Это противоречие, приписываемое Павлу в послании к евреям, где он якобы говорит об Иисусе в главе I, 4: “Будучи столько превосходнее Ангелов”, и затем сразу же во главе II, 9 говорит: “Но видим... [Иисуса]... который немного был унижен пред Ангелами”, — показывает, как бессовестно подделывались писания апостолов, если они вообще что-либо написали.

[145] [ 257 ], предисловие, с. V (перевод Норберга).

[146] “Согласно учению назареев и гностиков, Демиург, творец материального мира, не есть высочайший Бог”. См. [ 142 ].

[147] Евангелия, истолкованные Василидом, не были евангелиями наших дней, которые, как доказано величайшими авторитетами, в то время еще не существовали. См. [ 259 ], т. II, гл. Василид.

[148] Пять мистически образуют десять. Они — андрогины. “Разделив свое тело на две части, верховная мудрость стала мужской и женской” [Ману, кн. I, шл. 32]. Много старейших буддхийских идей можно найти в брахманизме.

Широко распространившееся мнение, что последний из Будд, Гаутама, является девятым воплощением Вишну или девятым аватаром, частично отрицается брахманами и полностью отвергается учеными буддийскими теологами. Последние настойчиво указывают на то, что поклонение Будде значительно древнее какого-либо брахманистского божества Вед, которые они называют светской литературой. Они указывают, что брахманы пришли из других стран и установили свою ересь на уже принятых популярных божествах. Они завоевали страну мечом и им удалось похоронить истину путем построения своей собственной теологии на развалинах более древней теологии Будды, которая преобладала там веками. Они признают божественность и духовное существование некоторых ведийских богов; но так же как в случае с христианской ангельской иерархией, они верят, что все эти божества в значительной мере являются подчиненными, даже по отношению к воплощенным Буддам. Они даже не признают сотворения физической вселенной. Духовно и незримо она существовала извечно и, таким образом, ее только сделали видимой для человеческих чувств. Когда вселенная впервые появилась, она была вызвана из области незримого в зримость импульсом А'ди Будды — “Essence”. Они насчитывают двадцать два таких видимых появлений вселенной, управляемых Буддами, и столько же разрушений ее огнем и водою в регулярной последовательности. После последнего разрушения наводнением в конце предшествовавшего цикла — (точное вычисление, охватывающее несколько миллионов лет, является секретным циклом), мир, в течение нынешнего века калиюги — Маха Бхадра кальпа — управлялся последовательно четырьмя Буддами, из которых последний был Гаутама, “Святой”. Пятый — Майтрейя Будда — еще должен прийти. Последний есть ожидаемый царь-мессия, Посланец Света, и Сосиош, персидский Спаситель, который появится на белом коне. Это есть также христианское Второе Пришествие. См. “Апокалипсис” Св. Иоанна.

[149] Ириней, I, 23.

[150] Тертуллиан сам перевернул стол, отвергнув впоследствии доктрины, за которые боролся с такою жестокостью, и став монтанистом.

[151] В своем споре с Жаколио по поводу правильного чтения индусского Christna м-р Текстор де Рависи, ярый католик, пытается доказать, что имя Christna следовало бы писать Krishna, ибо, так как это слово означает черноту и все статуи этого божества обычно черные, то слово это произошло от цвета. Мы отсылаем читателя к ответу Жаколио в его недавнем труде “Christna et le Christ”, чтобы получить решительное доказательство, что это имя не является производным от цвета.

[152] У брахманов и буддистов нет эквивалента для христианского слова “чудо” в христианском смысле. Единственным правильным переводом может быть слово мейпо, нечто удивительное, замечательное, но не нарушение законов природы. “Святые” творят просто мейпо.

[153] [ 480, т. I, с. 40]; [ 482 ], VIII; “Kinl. N. Т. ”, с. 64.

[154] [ 259, т. II, с. 101], [Матфей, V, 17].

[155] Этот автор, т. II, с. 103, весьма справедливо говорит о “ересиархе” Маркионе, “чей возвышенный персональный характер оказал такое мощное воздействие на его время”, что несчастье Маркиона заключалось в том, что он жил в веке, когда христианство уже вышло из стадии чистой нравственности своего младенчества, когда не возникало сложных вопросов о догмах, а простая вера и благочестивый энтузиазм служили единым великим скреплением христианского братства; теперь оно уже вступило в фазу эклезиатического развития, в которой религия быстро дегенерировала в богословие, и сложные доктрины быстро приобрели агрессивный характер, который привел ко многим огорчениям, преследованиям и расколам. В более поздние времена Маркион мог бы заслужить почести как реформатор, но в его время он был объявлен еретиком. Строгий и аскетический в своих убеждениях, он стремился к сверхчеловеческой чистоте, и хотя его противники из духовенства могли надсмехаться над его невыполнимыми доктринами относительно женитьбы и усмирения плоти, у них были аналогии среди тех, кому церковь воздавала величайшие почести и, по меньшей мере, вся его система была значительно проникнута добродетелью”. Настоящие сообщения обоснованы на [ 480, I, с. 40]; см. также [ 605, II, c. 792, f. ], Шлейермахер и др.

[156] Но, с другой стороны, этот антагонизм очень сильно заметен в “Clementine Homilies” [ 474 ], где Петр недвусмысленно отрицает, что Павел, которого он называет Симоном Волхвом, когда-либо имел видение Христа, и называет его “врагом”. Кенон Уэсткотт говорит: “Не может быть никакого сомнения, что слово “враг” относится к Павлу” ([ 488, c. 252, прим. 2], [ 259, т. II. с. 35]). Но этот антагонизм, бушующий поныне, мы находим даже в “Посланиях” Св. Павла. Можно ли еще энергичнее выразиться, чем в подобных выражениях: “Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света” [2 Коринф., XI, 13-14]. “Павел Апостол, избранный не человеками и ни от человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившем его из мертвых... но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то... да будет анафема... Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием”, и т. д. и т. д. [Галатам, I и II]. С другой стороны мы находим, что Петр в “Homilies” пускается в различные сетования, которые, хотя якобы адресованы Симону Волхву, явно являются прямыми ответами на вышеприведенные предложения из Посланий Павла, и не могут иметь какое-то отношение к Симону. Так, например, Петр сказал: “Ибо некоторые среди неевреев отвергли мою законную проповедь и приняли некое беззаконное и глупое учение враждебных людей (врага)” — Посл. Петра Иакову, § 2. Далее он говорит: “Симон (Павел)... который до меня пришел к неевреям... и я следовал за ним, как свет за тьмою, как знание за невежеством, как здоровье за болезнью” [Homilies, II, 17]. Еще дальше он обзывает его Смертью и обманщиком [Homilies, II, 18]. Он предупреждает неевреев, что “наш Господь и Пророк (? ) (Иисус) указал, что он пошлет из своих последователей апостолов, чтобы обманывать. “Поэтому, поверх всего, помните избегать каждого апостола или учителя, или пророка, который сперва не сличит тщательно свое учение с учением Иакова, названного братом нашего Господа” (см. различие между Павлом и Иаковом относительно веры [Евреям, XI, XII] и [Посл. Иакова, II]). “Как бы Дьявол не послал ложного проповедника... как он послал к нам Симона (? ), учащего лже-истине именем нашего Господа и распространяющего заблуждение” ([Homilies, XI, 35]; см. вышеприведенную цитату из [Галатам, I, 5]). Затем он отрицает утверждение Павла в следующих словах: “Если, поэтому, наш Иисус действительно явился тебе в видении, то это было лишь в качестве сердитого противника... Но как может кто-либо посредством видений стать мудрым в учении? И если ты говоришь, “это возможно”, тогда я спрашиваю, почему Учитель оставался на целый год и вел беседы с теми, кто были внимательны? И как можем мы поверить твоему рассказу, что он явился тебе? И каким образом он явился тебе, если ты придерживаешься мнений, противных его учению?.. Ибо ты теперь выступаешь против меня, кто есмь твердая скала, основание церкви. Если бы ты не был противником, ты бы не клеветничал на меня, ты бы не поносил мое учение... (обрезание? ), чтобы мне не верили относительно изложения того, что я услышал от Господа, как будто бы я был осужден... Но если ты говоришь, что я осужден, ты обвиняешь Бога, который открыл мне Христа”. “Эта последняя фраза”, замечает автор “Сверхъестественной религии”, ““если ты говоришь, что я осужден”, есть очевидная ссылка на [Галатам, II, 11], “я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию” [ 259, т. II, c. 37]. “Не может быть сомнения”, добавляет только что цитированный автор, “что в этом религиозном романе критикуется Апостол Павел, как великий враг настоящей веры, под ненавистным именем Симона Волхва, которого Петр преследует везде, чтобы разоблачить и опровергнуть его” [ 259, т. II, c. 34]. А если так, то мы должны верить, что Св. Павел был тем, кто сломал обе ноги в Риме, когда взлетел в воздух.

[157] “Пратимокша Сутра”, пали-бирманская копия; см. также “Lotus de la Bonne Loi”, перевод Бюрнуфа [ 307, 444].

[158] “Питтакатьяян”, книга III, палийская версия.

[159]См. [Судей, XIII, 18]: “И Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем? оно тайное [чудное]”.

[160] Эммануил, несомненно, был сын самого пророка, как описано в главе шестой; предсказанное можно объяснить только посредством этой гипотезы. Пророк также объявил Ахаву исчезновение его рода. “Если вы не уверуете, вы, наверное, не будете восстановлены”. Затем идет предсказание о восхождении нового принца на трон — Иезекии из Вифлеема, про которого сказано, что он был зятем Исаии, при котором пленники должны вернуться со всех концов земли. Ассирия должна быть уничтожена и мир распространится по стране израильтян; сопоставьте “Исаия”, VII, 14-16; VIII, 3, 4; IX, 6, 7; X, 12, 20, 21; XI; “Михей”, V, 2-7. Народная партия, партия пророков, всегда выступающая против жреческого сословия задокитов, решила устранить Ахава с его приспособленческой политикой, которая привела в Палестину ассирийцев, и посадить на трон Иезекию, своего человека, который должен был поднять восстание против ассирийцев и упразднить культ Ассура и Ваалима [2 Царей, XV, II]. Хотя только пророки намекают на это, и из исторических книг это удалено, — стоит обратить внимание, что Ахав предложил свое собственное дитя в жертву Молоху и что он умер в возрасте тридцати шести лет, а Иезекия занял трон в двадцать пять лет, будучи вполне взрослым.

 

 

[161] [ 259, т. II, с. 107], [ 483, III, 2, § 2; cf. III, 12, § 12].

[162] Мы приводим здесь эти системы по одной старой диаграмме, сохранившейся у некоторых коптов и друзов Ливанской горы. У Иринея, вероятно, имелись серьезные причины для искажения их доктрин.

[163] София является высочайшим прототипом женщины — первой духовной Евой. В Библии эта система перевернута и промежуточные эманации пропущены, Ева снизведена в простое человечество.

[164] См. [ 162, кн. I, гл. 31-33].

[165] В “Гностиках” Кинга мы находим эту систему в несколько неправильном виде. Автор указывает, что он следовал труду Беллермана “Drei Programmen uber die Abraxas gemmen”.

[166] См. “Idra Magna”.

[167] См. [ 257, I, 181]. Фетахил, посланный строить мир, очутился погруженным в бездну грязи и в унынии сам с собой разговаривал до тех пор, пока Spiritus (София-Ахамот) не соединилась окончательно с материей и не создала таким образом материальный мир.

[168] Ириней, 37, и Теодорет, цитированный на той же странице.

[169] См. Предисловие к [ 491 ].

[170] “Впервые его приводит Виргилий Тапсенсис, незаслуживающий доверия латинский писатель конца пятого века; и подозревают, что он совершил эту подделку”.

[171] Термин “язычество” [paganism] не без основания применяется многими современными писателями с большим колебанием. Профессор А. Уайлдер в изданном им “Символическом языке древнего искусства и мифологии” Пейна Найта говорит: “Оно (“язычество”) выродилось в слэнг, и, в общем, применяется в более или менее оскорбительном значении. Более правильным выражением было бы “древние этнические культуры”, но оно навряд ли было бы правильно понято в его истинном значении, и поэтому мы приняли этот термин в популярном применении, но без непочтительности. Религия, давшая Платона, Эпиктета и Анаксагора, не может быть грубой, поверхностной или совсем недостойной беспристрастного внимания. Кроме того, многие обряды и доктрины, включенные как в христианский, так и в еврейский свод законов, сперва фигурировали в других системах. Зороастризм опередил гораздо больше, чем думают. Крест, облачения жрецов и символы, таинства, суббота, празднества и годовщины — все они старше христианской эры на тысячи лет. Древний культ, после того, как он был изгнан из своих бывших святилищ и главных городов, еще долго держался среди обитателей более скромных местностей. Этому факту он обязан своим позднейшим названием. Вследствие того, что он соблюдался в паги, или сельских местностях, его приверженцев называли язычниками [pagans], или провинциалами”.

[172] Норберг, предисловие к [ 257 ], с. V.

[173] См. предисловие, [ 142, с. 1-34].

[174] Иероним, “De Virus”, иллюст., гл. 3. “Замечательно, что несмотря на то, что все отцы церкви говорят, что Матфей писал на еврейском языке, сами же они пользуются греческим текстом, как подлинным апостолическим писанием, без упоминания, какое отношение еврейское Евангелие от Матфея имеет к нашему греческому! Оно имело много особого рода добавлений, которые отсутствуют в нашем Евангелии”. ([ 497, c. 32]; [ 142, c. 44]. )

[175] Иероним, “Комментарии к Матфею” [ 495, кн. II, гл. XII, 13]. Иероним добавляет, что оно было написано на халдейском языке, но еврейскими буквами.

[176] [ 496, V, 445]; [ 142, c. 46].

[177] Этим объясняется также отвержение сочинений Юстина Мученика, который признавал только это “Еврейское Евангелие”, как по всей вероятности поступал и Тациан, его ученик. В каком позднем периоде божественность Христа была полностью установлена, мы можем судить по тому простому факту, что даже в четвертом веке Евсевий не осуждал эту книгу как подложную, но только относил ее к таким, как “Апокалипсис” Иоанна; и Креднер (“Zur Gesch. Des Kan”; с. 120) указывает на Никифора, внесшего ее вместе с “Откровением” в свою “Стихометрию” среди антилегомен. Эбиониты, истинные первые христиане, отвергая все остальные апостолические писания, признавали только это Евангелие [ 162, I, 26], и они, как сообщает Епифаний, вместе с назареями непоколебимо верили, что Иисус был только человек, “от человеческого семени”.

[178] См. [ 410, с. 31].

[179] Этот Иове, Иао или Иегова совсем не тот Бог мистерий, ИАО, которого почитали все народы древности. Мы вскоре объясним различие.

[180] Иурбо и Адунай, согласно офитам, являются именами Иао-Иеговы, одной из эманаций Ильда-Баофа. “Недоноски (евреи) называют Адуная Иурбой” [ 257, т. III, с. 73].

[181] В “Евангелии Никодима” набожный и анонимный автор называет Ильда-Баофа Сатаной; по-видимому, это один из последних камней, брошенных в уже наполовину разбитого врага. “Что касается меня”, говорит Сатана, извиняясь перед князем Ада, “я искушал его (Иисуса) и поднял свой старый народ, евреев, против него”, (гл. XV, 9). Изо всех примеров христианской неблагодарности, этот кажется наиболее выдающимся. Сперва у бедных евреев забрали священные книги, а затем в поддельном Евангелии их оскорбляют, указывая, что Сатана их называет своим “старым народом”. Если бы они были его народом, и в то же время являются “богоизбранным народом”, тогда имя этого Бога должно писаться Сатана, а не Иегова. Это логично, но мы сомневаемся, что это можно рассматривать как нечто лестное для “Господа Бога Израиля”.

[182] Это система назареев; Спиритус, после соединения с Карабтанос (материя, бурная и бессознательная), порождает семь ко злу расположенных звездных в Орке, “Семь фигур”, которые она родила “безмозглыми” [ 257, I, с. 118]. Очевидно Юстин Мученик тоже усвоил эту идею, так как он говорит о “святых пророках, которые говорят, что один и тот же дух разделен на семь духов” (Pneumata) (“Justin ad Graekos”; [ 142, II, с. 52]). В Апокалипсисе Святой Дух разделен на “семь духов перед троном”, по персидскому, митраическому образу классификации.

[183] Это, действительно, очень похоже на “ревнивого Бога” евреев.

[184] Это и есть элохимы, которые создали Адама, и которые не хотели, чтобы человек стал, “как один из НАС”.

[185] [ 452 ], [ 410 ].

[186] Некоторые думают, что он был епископом Рима, другие — Карфагена.

[187] Его полемический труд, направленный против так называемой ортодоксальной церкви — католической — несмотря на его резкость и обычный бранный стиль, намного справедливее, принимая во внимание, что этот “великий африканец”, как сказано, был изгнан из Римской церкви. Если поверить Св. Иерониму, то только зависть и незаслуженная клевета раннего римского духовенства против Тертуллиана заставили его отречься от католической церкви и стать монтанистом. Однако, если бы неограниченное восхищение Св. Киприана, который называет Тертуллиана “Учителем”, и его высокая оценка были заслужены, — мы нашли бы в Римской церкви меньше ошибок и язычества. Выражение Винсента из Лери, “что каждое слово Тертуллиана было приговором, а каждый приговор — победой над заблуждением”, не кажется нам очень удачным, когда мы думаем о том уважении, какое выказывает Тертуллиану Римская церковь, несмотря на его частичное отступничество и те заблуждения. в которых последняя все еще пребывает и даже навязала миру как непогрешимые догматы.

[188] Разве взгляды фригийского епископа Монтана также не считались ересью? Римской церковью? Поразительно видеть, как легко Ватикан подбадривает брань одного еретика Тертуллиана против другого еретика Василида, когда эта брань ему выгодна.

[189] Разве сам Павел не говорит о “начальствах и властях в небесах” [Ефесянам, III, 10; I, 21], и не признает, что там богов много и Господов много (Kurioi)? И ангелы, власти (Dunameis), и господства? (См. [1 Коринф., VIII, 5] и [Римлянам, VIII, 38])

[190] Баур, Креднер, Хилгенфельд, Кирххофер, Лехлер, Никола, Ричл, Швеглер, Уэсткотт и Целлер; см. [ 259, т. II. с. 2].

[191] См. [ 476 ].  

[192] Офиты, например, считали Адоная третьим сыном Ильда-Баофа, злобным гением и, подобно пяти его братьям, постоянным врагом и противником человека, чей божественный и бессмертный дух дал ему возможность стать соперником этих гениев.

[193] Епископ Саламиса умер в 403 г. н. э.

[194] “Clementines” состоит из трех частей, а именно: “Homilies”, “Recognitions” и “Epitome”.

[195] “Clementine Homilies” [ 474 ], [ 259, т. II].

[196] [ 498, VII, с. 270. ff], [ 259, с. 11].

[197] См. [ 162, I, XI, с. 86].

[198] [ 474, “Homilies”, XVI, 15 ff; III, 57-59; X, 19]; [ 500, p. 134 ff]; [ 259, т. II, с. 349].

[199] [ 500, c. 130-176]; цитировано также в [ 259, т. II, с. 342].

[200] Об этой доктрине мы будем говорить в дальнейшем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...