Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка уровня общей и специальной подготовленности




Курсовая работа

Общие критерии при отборе юных велосипедистов

 

Екатеринбург 2006 г.


ВВЕДЕНИЕ

 

Для современного спорта характерны стремительный рост рекордов, значительная интенсификация тренировочных и соревновательных нагрузок, острая борьба равных по силе соперников. Чтобы добиться высоких спортивных результатов, необходимо подчас 8-10 лет напряженных занятий. Тренировка часто проходит при значительных сенсорных нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, нередко на фоне напряженной умственной деятельности. Все это затрудняет подготовку спортсмена высокого класса.

Характерной особенностью современного периода развития спорта является всеохватывающий, научно-обоснованный, заинтересованный поиск талантливой молодежи, которой «по плечу» большие спортивные нагрузки и высокие темпы спортивного совершенствования. Вместе с тем практика спорта богата примерами преждевременного ухода из большого спорта многих юных дарований. Одни из них так и не смогли достичь вершин мастерства, другие прожили в спорте недолгую жизнь. Это в известной мере следствие просчета тренеров, недостаточно знающих возрастные особенности юных спортсменов, индивидуальные различия, законы спортивного совершенствования. Чемпион мира и Олимпийских игр гимнаст М. Воронин писал: «Большой спортсмен, может быть, такая же редкость, как большой музыкант, артист, художник. И каждая потеря того, кто мог бы стать большим спортсменом, но не стал, невосполнима. Подумайте, как обеднели бы мы, если бы потеряли В. Брумеля или Е. Гришина» (Волков В.М. 1983).

Проблема подготовки полноценных спортивных резервов затрагивает широкий круг вопросов организационного, методического, научного характера. Она тесно связана с проблемой управления многолетней подготовкой юных спортсменов, которая предусматривает 1) строгую преемственность задач, средств и методов тренировки детей, юношей и взрослых спортсменов; 2) неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки; 3) преемственность объема и интенсивности тренировочных нагрузок, их неуклонный рост; 4) строгое соблюдение принципа постепенности при применении тренировочных и соревновательных нагрузок.

Важную роль в управлении подготовкой юных спортсменов играют знания закономерностей роста и формирования организма, совершенствование двигательных и вегетативных функций, энергетического обмена, работоспособности. Трудность спортивного отбора усугубляется тем, что нужно знать не только о конечной модели чемпиона или рекордсмена, но и о том, как формировался спортивный идеал, какими характеристиками он обладал на каждом этапе спортивного совершенствования, что позволяет более «прицельно» тренировать юных спортсменов (Филин В.П. 1987).

Каждый организм в соответствии с законами наследственности и под влиянием внешней среды развивается индивидуально. Поэтому спортивный отбор носит до некоторой степени условный характер. Очень трудно в начинающем юном спортсмене распознать будущего рекордсмена или чемпиона. В этих условиях возрастает роль тренера, который, руководствуясь знаниями возрастных особенностей организма, законами спортивного совершенствования, учитывая индивидуальные темпы развития, формирует спортивные способности, превращая их в талант.

Для того чтобы целенаправленно развивать «золотую жилу» талантов, необходима научно обоснованная система спортивного отбора. Она позволяет определить единственно верное направление совершенствования мастерства каждого юного спортсмена. Большая значимость проблемы спортивного отбора требует обобщения богатого опыта тренеров, накопленного экспериментального материала, чтобы обеспечить эффективный поиск спортивных талантов.

Данная тема актуальна, так как ошибочная спортивная ориентация приводит к потере интереса занимающихся, к замедлению роста индивидуальных спортивных показателей, травмирует психику ребят. Современный тренер и преподаватель должны владеть знаниями о современных, объективных критериях отбора.

Цель: выявить структуру и критерии отбора на этапах спортивной подготовки в велоспорте.

Задачи:

. Изучить литературу по теме исследования.

. Раскрыть содержание этапов спортивного отбора в велоспорте.

. Определить критерии спортивного отбора в велоспорте.


ГЛАВА 1. Уровни и оценка при отборе подростков к занятию велоспортом

Оценка состояния здоровья

велоспорт отбор подготовленность здоровье

Проблема спортивного отбора, определение перспективности спортсменов, укомплектование команды, участвующей в соревнованиях - вот вопросы, в решении которых спортивные медики оказывают посильную помощь тренерам. Спортивный отбор имеет многоступенчатый характер - по мере роста квалификации спортсмена требования к ним повышаются.

С помощью медицинских наблюдений ведется контроль за здоровьем велосипедистов, определяются их функциональное состояние и осуществляется перевод спортсмена на новый режим. Комплексная медицинская оценка состоит из 4 показателей: Состояния здоровья, физического развития с учетом темпа биологического созревания организма, функционального состояния сердечно-сосудистой системы и переносимости больших тренировочных нагрузок.

К противопоказаниям к занятиям велоспортом относятся: заболевания центральной и периферической нервных систем, в том числе психические болезни, болезни мышечной системы, деформация костей, суставов, позвоночника любого происхождения; внутренние (терапевтические) заболевания; ревматические и врожденные пороки сердца, гипертоническая болезнь; выраженная степень близорукости (более 5,0 диоптрий). (Макарова Г.А, 1998)

Большинство детей, начинающих заниматься спортом не имеют нарушений в состоянии здоровья.

В связи с омоложением квалифицированных спортсменов встает вопрос о более раннем проведении отбора. Следовательно, на первый план выступает не паспортный, а биологический возраст.

Для подростков в качестве индикаторов биологического развития обычно учитывается стадии развития первичных и вторичных половых признаков, сроки оссификации костей, уровень экскреции 17-кетостероидов.

Эти параметры позволяют при рассмотрении морфофункциональных показателей в пубертатном возрасте выделить следующие типы развития: обычный, ускоренный (акселерация), замедленный (ретардация), а так же гармоничный и негармоничный.

Дети с ускоренным темпом биологического созревания имеют уровень функциональных возможностей организма, на начальном этапе полового созревания, выше, чем их сверстники с нормальным или замедленным темпом созревания. Это является предпосылкой к быстрому достижению высоких результатов в младшем возрасте, но часто без дальнейшего прогресса.

Дети, у которых наблюдается соответствие биологического и паспортного возраста или некоторое отставание биологического созревания, функциональные возможности организма развиваются более плавно и повышение спортивно-технических результатов происходит в более поздние сроки. Чаще всего эти результаты оказываются стабильными, что является залогом их дальнейшего роста.

В повседневной практике при определении степени полового созревания обычно используются показатели развития волосяного покрова.

Введение "биологического паспорта" помогает тренерам рационально планировать многолетнюю подготовку юных велосипедистов.

 

Оценка уровня общей и специальной подготовленности

 

Многие годы для определения функционального состояния спортсменов пользовались комбинированной трехмоментной функциональной пробой, включающей 3 нагрузки: 20 приседаний, 15-ти секундный бег в максимальном темпе и 3-х минутный бег на месте с частотой 180 шагов в минуту.

Для велосипедистов рекомендуется проводить пробы с дозированной физической нагрузкой на велоэргометре, которая является специфической и дает более объективную картину о состоянии тренированности. (Ердаков С.В. Капитонов В.А., Михайлов М.М., 1990).

Современный уровень спортивных результатов в велоспорте обусловлен освоением больших по объему и интенсивности тренировочных нагрузок. Высокие стабильные показатели в гонках на шоссе, как правило, наблюдаются у спортсменов в период 19-25 лет. Для достижения высоких результатов необходимо не менее 5-8 лет целенаправленной тренировки. (Волков В.М., 1998).

Таким образом, этап обучения в ДЮСШ, должен рассматриваться как один из наиболее важных в процессе становления велосипедистов высокого класса.

Тренерскому совету ДЮСШ рекомендуется учитывать следующие критерии при наборе начинающих спортсменов-велосипедистов:

. Возраст. В группу первого года обучения зачисляются дети 12-13 лет, второго - 13-14 лет.

. Разрешение врача. К занятиям велосипедным спортом допускаются ребята, получившие справку от врача физкультурного диспансера.

. Желание заниматься велосипедным спортом и интерес к тренировочным занятиям.

. Уровень физического развития. Следует обратить внимание на подростков более высокого роста с небольшим весоростовым показателем.

. Уровень развития физических качеств. Он определяется тестами общефизического и специфического характера. Общефизические тесты применяются при отборе в группы начальной подготовки, специфические - на втором году обучения.

. Успеваемость в школе. При прочих равных обстоятельствах предпочтение следует отдавать подросткам с хорошими оценками.

. Анализ тренировочных нагрузок. Высокие показатели в контрольных тестах могут объясняться предшествующей отбору подготовкой.

Предлагаются следующие контрольные нормативы:

. Для определения быстроты: бег на 50 м; время 30 оборотов педали на велостанке; гит на 200 м с ходу.

. Для определения скоростно-силовой подготовки: прыжок в длину с места; десятерной прыжок с ноги на ногу; количество оборотов педали на велостанке за I минуту.

. Для определения силы: становая динамометрия; кистевая динамометрия; отжимания на руках от пола.

. Для определения выносливости: бег на 400 м; гит на 2000 метров с места с одним поворотом.

. Для определения специальной выносливости: запасную скорость, которая определяется по формуле:

 

ЗС = (время на 2000м: 10) - время на 200м

 

Нормативы более конкретизированы, но необходимо учитывать условия проведения отбора (В.П.Чурилов, 1979).

Важным инструментом выявления способностей к тому или иному виду спорта могут служить спортивные тесты. Большую работу по определению наиболее целесообразных контрольных тестов проделали сотрудники ВНИИФК под руководством доктора педагогических наук В.П. Филина и кандидата педагогических наук С.С. Горшенкова. Ими были разработаны теоретические основы методологии применения тестов в спортивной практике, установлены принципы оценки эффективности тестов, рассмотрены методы комплексного тестирования.

Для оценки выносливости рекомендуется выполнить бег со средней скоростью. Чем больше метров пробежит юный спортсмен за лидером, тем выше его выносливость. Представляют интерес рекомендации специалистов ГДР по определению скоростной выносливости. Результаты, показанные спортсменами на коротких дистанциях сопоставляются с результатами, установленными на более длинных дистанциях. Чем меньше разница, тем выше скоростная выносливость. Подобный метод тестирования приемлем и в велоспорте. (Андреев А., Дронов А. 1997, Головина Л.Л. 1998)

Для оценки силы: определение максимального показателя становой динамометрии; исследование относительной силы, т.е. отношения величины максимального усилия к собственному весу спорт- смена; измерение времени удержания усилия равного 80% от максимальной силы.

Для оценки быстроты: бег на 60-100 м; Х. Бубе предложил определять быстроту спринтера по времени пробегания 25 м с хода.

Для оценки скоростно-силовых качеств: прыжок в длину с места; выпрыгивания вверх из упора присев.

Есть мнение, что исходные показатели силы, быстроты, выносливости, зафиксированные на первых отборочных прикидках, являются своего рода визиткой, характеризующей не только настоящее, но и будущее владельца. Следовательно ценность исходных результатов с точки зрения спортивного прогнозирования в какой-то мере относительна, поэтому не следует делать поспешные выводы об отсутствии способностей у отдельных юных спортсменов, заранее причисляя их к разряду бесперспективных (В.М. Волков, 1973, Головина Л.Л. 1998).

Большой интерес к вопросам отбора и подготовки спортивных резервов объясняется бурным ростом спортивных результатов. Отсюда возникает необходимость поиска физически одаренных, талантливых людей, которые могли бы показать высокие спортивные результаты в экстремальных ситуациях, являющихся характерной особенностью спорта. (Гауга Е., 1999)

Отбор - чрезвычайно многоплановая проблема: социально-экономическая, философская, этическая, педагогическая.

Профессиональная или спортивная пригодность определяется путем выявления и оценки довольно устойчивых свойств и качеств личности - способностей.

Основой способностей являются природные задатки, обусловленные последовательностью. Однако задатки лежат лишь в основе способностей, сами же способности есть результат тренировки, совершенствования в том или ином виде деятельности.

От природной одаренности зависит не сам успех, а только возможность его достижения.

Способность к определенной деятельности - сложное качество в котором играют роль:

. взаимосвязь компонентов;

. возрастные и индивидуальные различия;

.определенные соотношения общих и специфических способностей.

Комплексная структура способностей и характер их проявления в процессе деятельности определили систему выявления и оценки способностей.

Отбор преследует две основные цели:

. Уменьшение затрат времени и средств на обучение тех, от кого можно ожидать наибольшей продуктивности в последующей деятельности.

. Ориентировка в правильном выборе будущих занятий, определение направления поиска.

Отбор наиболее важен в тех видах деятельности, для которых характерны экстремальные ситуации, в том числе и в спорте.

Различают три основных разновидности отбора в спорте.

. Спортивная ориентация - выявление того, каким видом спорта целесообразно заниматься новичку.

. Комплектование команды - формирование спортивного коллектива.

. Спортивная селекция - отбор спортсменов о одинаково высоким уровнем квалификации для включения их в сборные команды.

Проблема отбора связана с решением четырех задач:

. Определение модельных характеристик.

. Прогнозирование (это самая важная и менее изученная часть проблемы: если прогноз невозможен, то невозможен и оправданный отбор).

. Повышение эффективности отбора.

. Улучшение организации отбора (имеются в виду научно-позновательные стороны организации).

Экспериментальные данные, (Добрынин Е.С. 1990) подтверждают, что для успеха в том или ином виде спорта нужно обладать соответствующим типом телосложения.

Для достижения высоких спортивных результатов большое значение имеет уровень развития физических качеств, особенно физическая работоспособность. В циклических видах спорта, требующих значительного проявления выносливости, была установлена зависимость спортивных результатов от эффективности систем энергетического обеспечения деятельности. (Сулимова Т.Г. 1997)

В спорте стоит задача отыскать такое уникальное сочетание способностей, которое встречается очень редко и достаточно трудно разыскать настоящий талант. (Андреев А., Дронов А. 1997)

Таким образом, мы выяснили, что при отборе подростков в СДЮШ необходимо учитывать не только физическую и функциональную подготовленность, а в том числе и умственные показатели.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...