Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА 3. Учет психических качеств как одно из главных ролей в отборе юных велосипедистов




 

Общепризнанным в настоящее время является тот факт, что психическая готовность спортсмена - это решающий фактор победы в олимпийском спорте. Не случайно в последнее десятилетие психологи спорта и специалисты смежных наук (психофизиологии, биофизики) особое внимание уделяют разработке специальных технологий психической подготовки высококвалифицированных спортсменов на основе соответствующих методов психодиагностики. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет именно о создании новых технологий психотренинга и психодиагностики, а не просто о совершенствовании существующих методов психологической поддержки тренировочного процесса. Психологические исследования в велоспорте предусматривают изучение таких важных вопросов, как психодиагностика, морально-психологического воздействия на велосипедистов и многих других. (Капустин А.А., 2002)

При отборе наиболее важно установить способность психической переносимости нагрузок. Предлагаемый комплекс методов (Капустин А.А., 2002) был успешно проверен в ряде других циклических видах спорта. При изучении этих методов следует помнить, что:

. Данной проблемой, безусловно, не исчерпывается большой круг проблем психологических исследований в циклических видах спорта;

. для измерения каждого из перечисленных психологических качеств существуют более точные аппаратурные методы исследований, которые здесь не приводятся;

. за каждым тренером остается право модифицировать как сами методы, так и условия их проведения в зависимости от конкретных общих и индивидуальных особенностей велосипедистов.

Контроль за психической переносимостью нагрузок требует последовательного решения следующих задач:

определение психических функций, изменения которых связаны с переносимостью нагрузок;

подбор методов контроля за изменением данных функций;

организации и проведения обследований (место, время, количество и частота измерений и т.д.);

интерпретации собранных данных для получения информации о психической переносимости нагрузок и практических рекомендаций по корректированию тренировочного процесса. (Карпенко А.Г, 1999)

Исследования (Бондарчук Т.В 1997) показали, что наиболее информативными для контроля за психической переносимостью нагрузок являются: способность к волевой концентрации внимания; быстрота двигательного темпа и способность к его регуляции; "чувство времени"; самочувствие, активность и настроение.

Как известно внимание не имеет локального отдела в коре больших полушарий. Внимание - результат совместной деятельности различных анализаторов. Способность человека к высокой концентрации внимания говорит о его хорошей психической мобильности и волевой саморегуляции - качеств необходимых для успеха во многих видах деятельности. (Геращенко И.Г., 1998)

Внимание помогает велогонщику быстро переключаться с одного предмета на другой, правильно распределять усилия под воздействием физического и нервного утомления.

Тренерам хорошо известно, что самым сложным вопросом психической подготовки следует считать вопрос мотивации к продолжительному и крайне напряженному тренировочному процессу. У спортсменов разной квалификации разные мотивы, они часто различаются у тех, кто имеет один уровень мастерства. Умелое использование моральных и материальных мотивов позволяет поддерживать длительный интерес и высокую активность в спорте.

Сложной, нерешенной проблемой для многих, даже квалифицированных тренеров является сохранение желания у спортсмена к постоянному совершенствованию после того, как он достиг определенного рубежа, и его показатели временно перестали прогрессировать. Далеко не каждого гонщика можно убедить продолжать тренировки с таким же азартом и тратить так много сил лишь для того, чтобы преодолеть дистанцию гонки немного быстрее. Поэтому первая же остановка в росте достижений, неизбежно периодически наступающая у любого спортсмена, ведет у многих к снижению мотивации в спортивном совершенствовании, а затем и к ослаблению трудолюбия и самоотверженности в тяжелой тренировочной работе. Сохранение у спортсмена устойчивой мотивации спортивных достижений является для тренеров важнейшей психологической проблемой (Хорошавин А.Д., 1971).

Одним из аспектов нравственного воспитания является спортивно-этическое воспитание, под которым понимают совокупность норм поведения в спортивной деятельности. В самых общих чертах эти нормы сводятся к тому, чтобы спортсмен в условиях тренировки и соревнований вел себя так, как это предусмотрено правилами соревнований, и не допускал действий, несовместимых с понятием поведения достойного человека. Спортивные соревнования являются эффективной формой проверки верности спортивной этике, и в этом заключается их роль в спортивно-этическом воспитании (Головин Л.Л.).

Многолетний опыт подготовки квалифицированных велосипедистов указывает, что достижение высоких спортивных результатов зависит от единства моральных, психических и физических качеств. Сознательная интеграция этих качеств относится к вершинам искусства саморегуляции в спорте. Однако такие состояния достигаются редко, и большинство спортсменов, добросовестно выступая на соревнованиях, даже не осознают, что используют свои потенциальные возможности крайне слабо. Огромные резервы организма спортсмена заключены в совершенствовании психической мобилизации. Более полно использовать функциональные возможности и обеспечивать высокие спортивные результаты возможно за счет волевой мобилизации имеющегося потенциала.

Волевая подготовка - процесс воспитания черт «спортивного» характера, без которого немыслимы успехи в спорте. Подготовка квалифицированных спортсменов - это не только развитие физических качеств, формирование двигательных навыков, но и совершенствование волевых качеств. Пожалуй, это наиболее мощные резервы роста спортивных достижений и обеспечения успеха в крупнейших соревнованиях. В велосипедных гонках порой возникают обстоятельства, создающие дополнительные требования к волевой подготовке, например дождь и холод во время многодневных гонок, перенесенные падения на одном из этапов, проколы однотрубок и необходимость ликвидировать отставание от группы в гонках на шоссе и др. Важно учитывать, что психическая устойчивость к преодолению ощущений утомления становится составной частью функциональной подготовленности (Яруллин Р.Х., 1996).

Фактор психической устойчивости имеет огромное значение в работе, связанной с максимальной мобилизацией анаэробных возможностей. Например, гонка на время на 1000 м с места и гонка преследования сопровождаются высокими величинами кислородного долга, что вызывает тяжелые, мучительные ощущения удушья, утомления, боли, граничащей с потерей сознания, и для их преодоления требуются специфические волевые качества. Психическая устойчивость формируется только к конкретной специфической деятельности велосипедного спорта, и ее перенос на выполнение работы другого характера невелик. В частности» продолжительная работа, имеющая место в гонках на шоссе, обеспечиваемая аэробными поставщиками энергии, требует несколько других специфических волевых качеств. Здесь нужно длительное и устойчивое напряжение волевых усилий. Таким образом, волевая подготовка представляет собой целенаправленный процесс воздействия на мысли, чувства и поступки спортсмена для формирования у него волевых качеств как постоянных черт характера, необходимых для достижения победы в ходе напряженной спортивной борьбы.

Под волей в психологии понимается психическая деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом, для достижения сознательно поставленных целей при преодолении различных трудностей во имя тех или иных побуждений. Своеобразное сочетание волевых качеств необходимо спортсмену, с одной стороны, для преодоления' внешних трудностей, характерных для конкретного вида гонок, а с другой - для преодоления собственных личностных переживаний.

Среди многочисленных волевых качеств на первом месте стоит целеустремленность, которая предполагает, кроме наличия целей, и конкретную активную" деятельность, направленную на их достижение. Вполне понятно, что человек, не стремящийся к достижению высокого результата, не может преодолеть трудности на своем пути, не может развить устойчивые и длительные предельные усилия, необходимые для целенаправленной работы. Без наличия высокой цели нельзя себе представить спортсмена, способного к каждодневному напряжению, требующему концентрации всех духовных и физических сил. (Яруллин Р.Х., Харитонова Л.Г. 1996)

Постановка тренером перед спортсменом реально достижимых, новых, более высоких целей, доведение этих целей. До его сознания, а также процесс усвоения спортсменом цели - задания (задачи) и превращение ее в личную цель деятельности являются одной из задач волевой подготовки гонщика, основным содержанием установки на достижение нового спортивного результата. В том случае, если спортсмен ставит перед собой лично сформулированную цель, то это часто вызывает волнение, которое характеризуется противоречивыми переживаниями-уверенностью и сомнениями. Для квалифицированных спортсменов характерна высокая способность к произвольной концентрации внимания. Внимание может иметь различный объем. Способность человека контролировать одновременно несколько объектов и явлений определяет большой объем внимания. Важнейшим качеством спортсменов является способность быстро переключать внимание с внутренних ощущений на внешние события, которые необходимо учитывать при выполнении спортивных действий. Велосипедист, неспособный быстро переключаться с внутренних переживаний и мыслей на внимательный контроль за внешними событиями, будет часто опаздывать с восприятиями замысла партнеров. Это наблюдается в спринтерских гонках, гонках по очкам на треке, индивидуальной гонке с общего старта на шоссе. Спортсмен, полностью «включенный» во внешнюю обстановку соревнований, как правило, теряет способность к трезвому самоконтролю и решению сложных тактических задач. Для велосипедистов с преимущественным проявлением выносливости внимание характеризуется небольшим объемом и внутренней сосредоточенностью. В спринтерских гонках на треке, требующих быстрой смены действий в зависимости от изменений внешней ситуации, наиболее успешно выступают гонщики, обладающие большим объемом и внешней сосредоточенностью внимания. Наиболее успешно реализуется такой тип внимания спортсменами, умеющими не просто воспринимать большой объем внешней информации, но и быстро вычленять наиболее важные для данного момента детали.

В повседневной жизни человек, ощущая боль или усталость от тяжелой работы, включает охранительную реакцию - прекращает работу. Однако в спорте высших достижений эти сторожевые сигналы вступают в конфликт с установкой спортсмена на необходимость продолжать в этих условиях интенсивную работу. Большую роль в таких случаях играют самовнушение и самоприказ, когда гонщик желание организма «я не могу больше» подчиняет стоящей перед ним задаче «я должен». Опытные спортсмены имеют в своем арсенале различные индивидуальные формулировки самоприказов и мысленные образы, помогающие преодолевать усталость и болевые ощущения в наиболее трудные моменты тренировок и соревнований.

Современный спорт высших достижений предъявляет чрезвычайно высокие требования к эмоциональной устойчивости спортсмена. Экстремальные ситуации, в которых оказывается спортсмен в условиях тренировочных занятий и тем более соревнований, могут вызвать у него сильное эмоциональное возбуждение, которое проявляется в самых различных чувствах, в том числе и в состоянии повышенной тревожности. Больше всего это относится к предстартовым ситуациям. Такое состояние психики мешает достичь, необходимой концентрации внимания и максимального использования своего двигательного потенциала. А чем менее эффективными становятся действия в таких состояниях, тем более это состояние возрастает и закрепляется. В поисках причин успехов и поражений специалисты часто обращаются к проблематике тревоги. Тема тревоги - одна из самых популярных в отечественной и зарубежной психологии спорта. Тревога - это тягостное чувство, состояние болезни, проявляющееся без видимой причины. Оно возникает при некоторых неврозах, различных психических комплексах, а порой и у нормальных здоровых людей.

Таким образом, спортивный отбор представляет собой длительный многолетний процесс, задачей которого является дальнейший прогноз, т.е. определение у спортсмена потенциальных способностей, обеспечивающих высокие достижения в зрелом возрасте.

Как известно, спортивные успехи в детском и юношеском возрасте не являются залогом высоких достижений в зрелые годы. Чем это объясняется? Может быть, применяется неправильная методика занятий с юными спортсменами? Не исключено, что победителями юношеских соревновании оказываются акселераты, которые, став взрослыми, не блеснут талантами или все дело в причинах психологического или социального характера? Пока ясно одно, известно слишком много случаев, когда высоких результатов достигают спортсмены, сравнительно поздно приступившие к тренировке в избранном виде спорта. Как лучше организовать отбор? Необходимо уже на первых этапах отбора оценивать именно те качества, которые обеспечивают итоговые достижения. Требования, предъявляемые к юным спортсменам, на каждом последующем этапе отбора - повышаются.

На первом этапе отбора определяют целесообразность вида спорта, учитывая соответствие физических данных ребенка требованиям, предъявляемым этим видом спорта. Трудность задачи и несовершенство применяемых при этом методов показывает изучение опыта практической работы тренера.

Основными методическими требованиями при проведении отбора являются обязательная комплексная оценка каждого индивида по антропометрическим, педагогическим, врачебно-физиологическим и психологическим показателям (Н.Ж. Булгакова, 1970).


Заключение

 

Физическая культура и спорт являются мощными факторами профилактики заболеваемости и укрепления здоровья. Физическая культура и спорт в стране стали массовыми явлениями. Массовость в спорте определяется не только социальными факторами, но и соответствием индивидуальных особенностей человека специфике вида спорта, которым он занимается. Развитие устойчивого интереса к выбранному виду спорта гарантирует длительное спортивное совершенствование, поэтому правильная ориентация и отбор в спорте - это, с одной стороны, условие для достижения высоких результатов, а с другой - средство повышения массовости спортивного движения.

Достижения в современном спорте настолько высоки, что вершины их доступны далеко не каждому, желающему заниматься спортом. Поэтому проблема отбора и прогнозирования способностей наиболее актуальна и сложна.

Спортивный отбор производится поэтапно. Каждый этап имеет специфические задачи и установки. Проблема спортивной ориентации и отбора комплексная. Основные аспекты ее - педагогические, психологические и медико-биологические. Спортивная ориентация и отбор требуют изучения модельных характеристик спортсменов высшей квалификации в морфологическом, физиологическом и психологическом направлениях, что дает возможность учесть морфологические, физиометрические и психометрические профили представителей в спринтерском беге. Для выявления относительно стабильных характеристик спортивной деятельности, пригодные для целей ориентации и отбора, необходимо изучать генетически детерминируемые, наследуемые признаки человека. В настоящее время используется ряд методов генетики человека: лонгитудинальный, генеалогический, близнецовый. Неоценима роль спортивной медицины в этой области.

Не будет преувеличением сказать, что качество отбора и спортивной ориентации во многом обусловлено талантом тренера-педагога, его опытом и интуицией. Научно обоснованная система отбора, значение которой возрастает, требует от тренера постоянного совершенствования своих знаний.

«Эффективный отбор может быть осуществлен на основе длительных комплексных исследований, которые предполагают анализ личности спортсмена в целом и его спортивных особенностей на основе педагогических, медико-биологических, психологических и социологических критериев», - пишут В.М. Волков и В.П. Филин (1983).

Таким образом, проблема спортивного отбора и ориентации - проблема комплексная. Она требует усилий многих специалистов. Ее необходимо решать, объединив усилия ученых, тренеров и педагогов.


Библиографический список

 

1. Андреев А., Дронов А. Оценка физической подготовленности спортсменов в циклических видах спорта // Тезисы докл. XXI науч. конф. студентов и молодых ученых Мосспортакадемии. - Малаховка, 1997. - С. 54-57. Андреев А., Дронов А. 1997.

. Волков В.М., Перспективы биологии спорта //Теория и практика физической культуры, - с. 21.

. Гауга Е. Скоростно-силовая подготовка прыгунов //Легкая атлетика. - № 8. - с. 23.

. Геращенко И.Г. и др. Роль инноваций в спортивной педагогике //Теория и практика физической культуры. - № 4.- 1998.- с. 24.

. Добрынин Е.С. Современные основы подготовки велосипедистов // Сборник науч. тр.- Воронеж, Добрынин Е.С. 1990.- С. 50-60.

. Ердаков С.В. Капитонов В.А,Михайлов М.М., Тренировка велосипедистов - шоссейников. - М.: Физкультура и спорт, 1990. -174 с.

. Крылатых Ю.Г. Подготовка юных спортсменов.- М.: Физкультура и спорт, 1992.- 200 с.

. Крылатых Ю.Г., Минаков С.М. Подготовка юных велосипедистов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 192 с.

. Макарова Г.А. Спортивная клиника. - Краснодар: КГАФК, 1998 - с. 278.

. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1991.- С. 453 - 455.

. Михайлов В.В. Аэробные возможности велосипедистов. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 42 с.

. Новиков А.А., Шустин Б.Н. Тенденции исследования соревновательной деятельности в спорте// Современный олимпийский спорт. Киев1997, с.167-170.

. Платонов В.Н. Общая теория и методика подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература. 1997 - 600 с.

. Полищук Д.А. Велосипедный спорт / Учебн. пособ. для инст. физ. культуры. - Киев: Вища школа, 1986. - 294 с.

. Попков В.Н. и др. Методы и организация отбора юных велосипедистов: Уч. пособ. для студ. инст. физ. культуры. - Омск, 1980. - 37 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...