Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История возникновения и становления авторского права в России




Введение

право авторский законодательство

Актуальность темы не вызывает сомнений, т.к. с наступлением рынка все большее значение для людей, чьи профессиональные, творческие интересы лежат в области интеллектуального и духовного труда, приобретает законодательство, регулирующее отношения, связанные с авторским правом, с правом на интеллектуальную собственность. Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. «Интеллектуальная собственность охраняется законом».

«Основной проблемой для авторского права в любую эпоху, на любом этапе технического развития было нахождение и поддержание «неустойчивого равновесия» между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции».

Авторское право вызывает большой интерес, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Содержание авторского права представляет собой сложное сочетание имущественных и личных неимущественных интересов правообладателя. Указанные интересы или права находятся в тесной взаимосвязи хоть и отражают разные аспекты правового регулирования. Разделение на группу личных и имущественных прав характерно и для других правовых институтов, но только в авторском праве роль личных прав столь значительна. Этот дуализм и вызывает сложности в реализации и защите авторских прав.

Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Но эти правила в настоящее время часто нарушаются. Бурное развитие на рубеже XX-XXI веков новых технологий ставит перед авторским правом новые проблемы, нуждающиеся в специальном регулировании. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет и сети сотовой связи. В условиях проводимых социально-экономических реформ, сопровождающихся нестабильностью экономических правоотношений, вопросы защиты авторских прав приобретают особо важное теоретическое и практическое значение.

В соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» «Российская газета», №289, 22.12.2006 была принята часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), которая включает один раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», состоящий из 9 глав. Данная часть Гражданского кодекса вступила в действие с 1 января 2008 года.

С принятием четвертой части ГК связываются надежды на переход регулирования отношений в этой области на новый уровень рассвета науки авторского права.

Процесс мировой глобализации и стремление России к активному участию в нем, показывает необходимость совершенствования и приведения к мировым стандартам механизм регулирования такой важной, современной и быстро развивающейся отрасли права как право интеллектуальной собственности и авторское право в том числе. Современное построение грамотного регулирования данных отношений, будет определять и показывать в немалой степени значимость государства на политической карте мира в будущем.

Объектом изучения данной курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с творческой деятельностью, а также правовые нормы, регулирующие авторское право.

Предметом исследования являются правовые отношения, возникающие в сфере реализации авторских прав и их защиты.

Цель работы - исследование современной правовой базы в области авторского права. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: 1) рассмотрение истории становления и развития авторского права; 2) изучение понятия и структуры авторского правоотношения; 3) изучение понятия и видов объектов авторского права; 4) анализ системы и классификации авторских прав, в том числе детальное рассмотрение исключительных прав автора и личных неимущественных авторских прав; 5) изучение проблем, связанных с ответственностью за нарушение авторского законодательства.

Теоретической основой курсовой работы послужили исследования отечественных правоведов, которые проводились Э.П. Гавриловым, М.В. Гордоном, В.П. Грибановым, И.А. Грингольцем, И.А. Зениным, В.Л. Ионасом, О.С. Иоффе, В.А. Кабатовым, В.И. Корецким, Л.А. Лунцем, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, А.П. Сергеевым, В.И. Серебровским, Е.А. Флейшиц, и другими.

Несмотря на множество научных трудов, посвященных анализу правового регулирования авторских прав, в настоящее время, с учетом происходящих изменений, как в нормативном правовом регулировании, так и правоприменительной деятельности появилась необходимость в исследовании ряда новых аспектов.

Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, анализ, синтез и сравнение, Так же использована судебная практика Верховного Суда РФ и Президиума ВАС РФ.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка используемых источников.


Общие положения об авторском праве

История возникновения и становления авторского права в России

Объективные основания возникновения авторского права неразрывно связаны с творческой деятельностью человека.

Основной проблемой для авторского права в любую эпоху, на любом этапе технического развития было нахождение и поддержание «неустойчивого равновесия» между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции.

Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.

Однако автор произведения оставался как бы «в стороне», что обусловило необходимость защиты его прав. Появляются понятия: права автора, права издателя, права книготорговца. Со временем в большинстве европейских государство права названных субъектов урегулируются властью.

Лишь в конце XVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны принятый 10 апреля 1710 г.

Интересно заметить, что первые акты, направленные на разграничение прав авторов и книготорговцев (а именно Статут королевы Анны) были приняты под давлением предпринимателей, а не владельцев авторских прав. Так, до принятия Статута королевы Анны право издания книг имели только члены старейшей гильдии издателей и книготорговцев Stationer’s Company. Наконец закон признал собственником произведения его автора, но это было вызвано не столько заботой о благополучии авторов, сколько давлением группы предпринимателей, желающих разрушить монополию Stationer’s Company на издание и распространение книг.

Таким образом, и в европейских странах, и в России авторское право первоначально возникло как право на использование литературных произведений. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив в себя музыкальные, художественные и другие виды произведений.

В России регулирование отношений, связанных с воспроизведением и распространением литературных произведений, также возникло не в целях защиты интересов издателей и книгопродавцев или, тем более, авторов. Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством.

До 1771 г. книгоиздательское дело считалось в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Что касается частных типографий, которые могли бы печатать книги на русском языке, то их устройство было разрешено лишь Указом от 15 января 1783 г., отмененного спустя 13 лет в качестве слишком либерального.

Как отмечают исследователи авторского права конца 19 - начала 20 вв, русские законы представляли привилегии исключительного издательства некоторым юридическим лицам публичного характера, ученым корпорациям, академии наук.

Доминирующее положение государства в сфере книгопечатания сохранялось в России до середины XIX в. Первый закон, закрепивший права на использование литературных произведений за авторами, появился лишь в 1828 г. в качестве специальной главы Цензурного устава. Однако непосредственно авторскому праву было посвящено всего пять статей. Только в своде законов более позднего издания нормы авторского права стали приложением ст. 420 т.X ч. 1., но и здесь, несмотря на стремление к дифференциации сохранились положения, согласно которым, автор, напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался авторских прав. Кроме того, авторское право по-прежнему было подчинено комитетам и инспекторам по делам печати.

Экономические интересы правительства России и отсутствие хорошо организованных авторских обществ, которые в свою очередь, могли бы защищать экономические интересы русских авторов, были причиной того, что Россия отказалась в XIX в. от присоединения к Бернской конвенции. Не помогли обращения к обществу ряда русских и зарубежных писателей.

В 1830 г. был принят Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», фактически признавший авторские права правами собственности.

Событием и даже феноменом стало принятие 20 марта 1911 года Положения об авторском праве. Новый закон, по замечаниям его современников, впитал в себя «современные принципы права вообще и авторского права в частности, блещущий цветами новейших правовоззрений Запада».

В первые годы после Октябрьской революции явно прослеживаются попытки упразднить интеллектуальную собственность вообще. Декретом «О государственном издательстве» принятым 29 декабря 1917 г., специальной комиссии предоставлялось право устанавливать ограниченную сроком (5 лет) государственную монополию на произведения некоторых авторов. Декретом «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918 г.) в собственность государства переходили произведения целого ряда писателей и композиторов.

В период нэпа принимается (30 января 1925 г.) Закон «Об основах авторского права», замененный 16 мая 1928 г. Основами авторского права. Признавались права авторов на произведения (пожизненно, с переходом к наследникам на срок 15 лет после смерти автора), предусматривалось использование поизведений только по договору с автором.

Законодательство СССР об авторском праве в 60-80 гг. было представлено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года, типовыми авторскими договорами, разделами «Авторское право», содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР - статьи 475-516 ГК), многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре. Это законодательство было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав. Вместе с тем, оно неплохо обслуживало административно-командную систему, существовавшую в СССР.

К началу 90-х гг. в Российской Федерации начинается постепенная смена законодательства. Так 3 августа 1992 года на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Раздел IV Основ («Авторское право»), предусматривал новую регламентацию авторских прав, а также вводил правовую охрану смежных прав.

июля 1993 года был подписан президентом РФ Закон «Об авторском праве и смежных правах», который действовал в течение длительного периода времени и являлся центральным актом авторского права Российской Федерации. В соответствии с ФЗ РФ от 18.12.2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» понятие авторского права закреплено в главе 70 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 


 

Понятие авторского права

Авторское право - это система правил, регулирующих взаимоотношения автора и общества в связи с созданием и использованием произведений, именуемых объектами авторского права.

Целью авторского права является - охрана интересов творца произведения, а также интересов общества. В структуре общественных отношений авторское право занимает, казалось бы, небольшое место. Однако авторские права по значимости признаются одними из основных прав человека, признанных Всеобщей Декларацией прав человека.

Современное Российское законодательство об авторском праве регулирует отношения по возникновению, осуществлению, а так же защите авторских прав.

Согласно статьям 1255 и 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации к авторским правам относятся интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, а объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Положения об авторском праве не распространяются на произведения народного творчества, официальные документы (законы, нормативные акты, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы, символы и знаки (гербы, ордена, денежные знаки и т.п.), утвержденные государственными и общественными организациями, сообщения о событиях и фактах, имеющих официальный характер. Также не охраняются авторским правом произведения в случае, если они не обладают хотя бы одним из признаков произведения науки, литературы и искусства.

С целью информации о праве данного произведения на охрану, произведение может иметь определенный знак. Общепринятым знаком, предусмотренным Всемирной Конвенцией об Авторском праве, является символ «С» в окружности. Данный знак употребляется в сочетании трех элементов: самого знака (латинская буква «С» в окружности), имени обладателя исключительных авторских прав, года первого опубликования произведения в свет.

Авторские права существуют независимо от того, выпущено произведение в свет, доведено ли до определенного круга лиц или нет. Важно различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, то есть ту вещественную форму, которая является материальным носителем произведения, например, рисунок, нотная запись. Связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной. Такие произведения, как скульптура или картина, настолько тесно связаны с формой, в которую они обличены, что составляют с ней одно единое целое. Однако, несмотря на это, картина и скульптура выступают одновременно как объекты авторского права и как объекты права собственности. Материальные предметы могут быть бесценны, авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов, именно с возможностью его воспроизведения, именно поэтому авторское право на произведения науки, литературы и искусства сохраняется даже в случае гибели его материального образца, в котором оно было воплощено.

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором оно выражено. Вследствие этого переход права собственности на материальный объект не влечет за собой переход нематериальных благ авторских прав. Исключением здесь является правило, касающееся изобразительного искусства, которое выглядит следующим образом: При передаче права собственности на произведение изобразительного искусства к приобретателю переходят и отдельные авторские права - право помещать произведение на публичных выставках без выплаты вознаграждения автору, право на распространение произведения, что лишает автора его неимущественных прав. Автору произведения, наряду с безусловной охраной его личных неимущественных прав, обеспечивается лишь право доступа, в соответствие с которым он может потребовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права воспроизведения своего произведения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...