Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предикат суждения, будучи носителем новизны, может иметь различный характер. С этой точки зрения выделяют: атрибутивные, реляционные и экзистенциальные.




Атрибутивные суждения – раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли тех или иных свойств или признаков: «СНГ непрочен».

Реляционные суждения – раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли того или иного отношения к другому предмету: «СНГ не равно СССР».

Экзистенциальные суждения – раскрывают наличие или отсутствие предмета мысли: «СНГ существует».

Отношения между простыми суждениями определяются, с одной стороны, их конкретным содержанием, а с другой – логической формой. По содержанию простые суждения бывают сравнимые и несравнимые.

У несравнимых суждений предметные области совершенно не совпадают.

Сравнимые суждения имеют одинаковые термины, но могут различаться по количеству и качеству.

Сложные:

Сложные суждения образуются из простых путем их соединения. Сложные суждения могут быть истинными или ложными, истинность или ложность которых зависит прежде всего от истинности или ложности составляющих его простых и иных суждений.

В сложных суждениях, в отличие от простых, одновременно раскрывается не одна, а несколько связей между предметами мысли. Основными структурообразующими элементами выступают самостоятельные суждения.

Не всякое сложное суждение выражается сложным предложением, но всякое сложное предложение выражает сложное суждение.

Выделяют следующие виды сложных суждений:

1)соединительные (конъюнкция);

2) разделительные (дизъюнкция);

3) условные (импликация);

4) эквивалентные.

Конъюнкция – образуется из нескольких простых, связанных логической связкой «и». Например, «Никто не забыт и ничто не забыто» – А В. (Где А – Никто не забыт; В – ничто не забыто. А и В – члены конъюнкции).

Для конъюнкции свойственна взаимозаменяемость положения членов конъюнкции: А В, или В А.

Дизъюнкция состоит из нескольких простых, связанных логической связкой «или»: А V В.

Выделяют две разновидности разделительного суждения:

1) нестрогую (слабую) дизъюнкцию;

2) строгую (сильную) дизъюнкцию.

Слабая дизъюнкция – объединяемые ею суждения не исключают друг друга, т. е. вместо «или» можно поставить «и» (символ V). Слабая дизъюнкция истинна в тех случаях, когда истинно одно из суждений (или оба), и ложна, когда оба суждения ложны.

Сильная дизъюнкция – образуется логической связкой «либо», и ее составляющие исключают друг друга. Строгая дизъюнкция истинна только тогда, когда одно из суждений истинно, а другое – ложно.

Импликация – суждения объединяются на основе логической связки «если... то», например: «Если будет хорошая погода, то соревнования состоятся».

Эквивалентные суждения – это суждения с взаимной условной зависимостью, выражаемые логической связкой «если и только если..., то...». Например, если и только если человек достиг пенсионного возраста, то он имеет право на получение пенсии по возрасту.

Между сложными суждениями существуют определенные отношения, они могут быть совместимыми и несовместимыми.

Совместимые суждения – это суждения, которые могут быть одновременно истинными.

Выделяют три вида совместимости сложных суждений:

1) эквивалентность;

2) частичная совместимость;

3) подчинение.

Эквивалентными являются суждения, являющиеся истинными или ложными одновременно.

Частично совместимыми являются суждения, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными.

К подчиненным относятся такие суждения, в которых при истинности подчиняющего подчиненное всегда истинно.

Суждения, которые одновременно не могут быть истинными, являются несовместимыми.

Выделяют два вида несовместимости: 1) противоположность; 2) противоречие.

Противоположность – отношение между суждениями, которые одновременно не могут быть истинными, но могут быть одновременно ложными.

Противоречащими являются суждения, которые не могут быть одновременно истинными и ложными.

Термин «пресуппозиция» обозначает предпосылку, предположение, преддопущение высказывания, то есть то, что неявным образом скрыто в высказывании. Каждое высказывание имеет свои пресуппозиции. Делая утверждение о том или ином предмете (явлении), осознанно или неосознанно, говорящий демонстрирует какое–то уже существующее знание об этом предмете (явлении). Каждое высказывание допускает, предполагает некое суждение. Например, в высказывании «Вальтер Скотт является автором "Веверлея"» такой предпосылкой служит суждение «Существует автор "Веверлея"». Эта же пресуппозиция присутствует в вопросе «Кто является автором "Веверлея"?», и в модальном высказывании «Возможно, что Вальтер Скотт является автором "Веверлея"», и в отрицательном высказывании «Вальтер Скотт не является автором "Веверлея"».

П. Стросон определяет пресуппозицию следующим образом: предложение P предполагает предложение S (то есть предложение S является пресуппозицией предложения P), если истинность S является необходимым условием для того, чтобы P имело истинностное значение [6].

Заметим, что истинность пресуппозиции является необходимым, но не достаточным условием наличия у предложения истинностного значения. Например, для того, чтобы предложение

«Нынешний король Франции лыс» (1)

имело истинностное значение, то есть было бы истинным или ложным, необходимо, чтобы предложение

«Существует нынешний король Франции», (2)

являющееся пресуппозицией предложения (1), было истинным. То есть из предложения (1) следует предложение (2), но не наоборот. Это, очевидно, связано со степенью информативности высказывания и его пресуппозиции. Высказывание (1) содержит больше информации, чем его пресуппозиция (2).

 

 

Традиционная силлогистика: язык, способ анализа и условия истинности простых категорических суждений. Перевод простых категорических суждений на язык логики предикатов первого порядка. «Индийский силлогизм».

Силлогистика - учение о силлогистическом умозаключении (силлогизме), исторически первая, сформулированная Аристотелем логическая система дедукции. Пример силлогизма: «Если всякий металл электропроводен» и некоторые жидкости - металлы, то некоторые жидкости электропроводны». Силлогизм состоит двух посылок и заключения. Суждения в силлогизме различаются по качеству - утвердительные или отрицательные и по количеству- общие или частные. Суждения, содержащие термин, не входящий в заключение (наз. средним термином), составляют посылки силлогизма. Заключение же силлогизма состоит из терминов, называемых крайними. По положению среднего термина в посылках (является ли он субъектом или предикатом) определяется фигура силлогизма, а в зависимости от качества и количества составляющих силлогизм суждений каждая из четырех фигур силлогизма подразделяется на различные модусы силлогизма. Осн. задача С. - выяснить, когда из посылок о необходимостью следует определенное заключение, а когда не следует.

Категорический силлогизм – это умозаключение, в котором из двух простых (категорических) суждений (они называются посылками), связанных общим понятием (его обозначают через М и называют средним термином) выводится третье суждение, называемое выводом; при этом средний термин в заключение не входит.

Существуют три правила, с помощью которых легко установить истинность или ложность силлогизма той или иной фигурой.

В каждом истинном модусе число отрицательных посылок равно числу отрицательных следствий.

В каждом истинном модусе термин, распределенный в следствии, распределен и в одной из посылок.

В каждом истинном модусе средний термин распределен в одной из посылок.

С IV в. до н.э. известен пятичленный индийский силлогизм. Например:

1) на холме есть огонь (тезис);

2) ибо на холме есть дым (основание);

3) где дым, там есть огонь, как, например, на кухне,

но в пруду, например, нет огня (пример);

4) на этом холме есть дым (применение);

5) следовательно, на этом холме есть огонь (заключение).

В индийском силлогизме третий член (пример) соответствует боль­шей посылке аристотелевского силлогизма, второй член (основание) и четвертый (применение) соответствуют меньшей посылке аристотелевского силлогизма, а первый член (тезис) и пятый (заключение) соот­ветствуют заключению аристотелевского силлогизма. Но основных терминов в индийском силлогизме, как и в аристотелевском, три: 1) субъект (и данном случае — холм), который содержится в тезисе и в заключе­нии; 2) причинный признак (присутствие дыма) и 3) доказываемое свой­ство (наличие огня). Правда, третий член (пример) индийского силлогизма полнос­тью не адекватен большему термину аристотелевского силлогизма. Дело в том, что Аристотель не употреблял единичные термины в силло­гизме, и в большей посылке он обычно ставил общее суждение, а индий­ские логики не включали в силлогизм общие суждения, поэтому третий член их силлогизма — единичное суждение. Поскольку основание в индийском силлогизме доказывает то, что должно быть доказано, посредством указания на сходство с приме­ром или на отличие от него, постольку многие исследователи индийс­кой логики отождествляют индийский силлогизм с умозаключением по аналогии. Пятичленный силлогизм введен в индийскую логику буддийским логиком Гаутамой. Оригинальность учения индийских логиков о пятичленном силлогизме состоит в требовании подкреплять общее положение понят­ными конкретными примерами. В этой теории заключается верная мысль о том, что всякое общее положение основывается на отдельных фактах, которые мы наблюдаем. Это диалектическое положение о един­стве дедукции и индукции выражено в индийской логике в наивной форме.

 

 

13) Непосредственные силлогистические умозаключения: выводы по логическому квадрату, обращение.

Непосредственные умозаключения

 

Правила дедуктивного(от общего к частному) вывода определяются характером посылок, которые могут быть простыми(категорическими) или сложными суждениями. В зависимости от количества посылок дедуктивные выводы из категорических суждений делятся на непосредственные,в которых заключение выводится из одной посылки, и опосредствованные, в которых заключение выводится из двух посылок. Непосредственные умозаключения делятся на следующие типы: превращение, обращение, противопоставление предикату и умозаключение по логическому квадрату.

Операций всего 4. Отрицание, превращение, обращение, противопоставление.

 

I. Отрицание это тупо замена связки суждения (есть\не есть и тд.) на зеркальную. Положительную на отрицательную и наоборот. все геймеры есть маньяки" выглядит так "все геймеры не есть маньяки" и наоборот.

 

II. Логическое превращение - грубо говоря двойное или квадроотрицание. Заменяется связка на противную + заменяется предикат исходного суждения на противоречащее понятие. Качество суждения также изменяется, но истинность или ложность остаются прежними в отличие от просто отрицания.

 

1. Общеутвердительное суждение (А) превращается в общеотрицательное (Е) - "все S есть P" становится "S НЕ есть НЕ P". Например: "все отравляющие газы есть чудовищное оружие" меняется на "все отравляющие газы НЕ есть НЕ чудовищное оружие"

 

2. Общеотрицательное суждение (Е) становится общеутвердительным (А) - "все S не есть P" превращается в "S есть НЕ P". Например: "все террористы не есть госслужащие" в "все террористы есть НЕ госслужащие".

 

3. Частноутвердительное (I) превращается в частноотрицательное (О) - некоторые "S есть P"становится "некоторые S НЕ есть НЕ P". Пример "некоторые люди есть поганцы" трансформ в "некоторые люди НЕ есть НЕ поганцы".

 

4. А частноотрицательное суждение (Е) превращается в столь же частное утверждение (I) - "некоторые S не есть P" становится "некоторые S есть не P". Например: некоторые предметы из секс-шопа не есть приличны" становится "некоторые предметы из секс-шопа есть НЕ приличны"

 

III. Логическое обращение - перестановка местами (обращение) субъекта и предиката исходного суждения, сохраняя качество суждения. Если количественная характеристика суждения сохраняется (общесть или частность), то обращение называется прямым. А если не сохраняется то "обращением с ограничением".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...