Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель и смысл жизни человека 2 глава




Большую работу по охране природы проводят и международ­ные экологические организации. В 1948 г. был создан Междуна­родный союз охраны природы, в 1963 г. — Всемирный Фонд ди­кой природы, а в 1971 г. — «Гринпис» («Зеленый мир»). Активисты «Гринписа» борются против истребления животных, в том числе китов. Они преграждают путь китобойным судам, не давая им приблизиться к этим морским обитателям. «Гринпис» организует пикеты у ядерных электростанций и военных баз, где находятся склады с ядерным оружием, устраивает другие ненасильствен­ные акции протеста с целью обратить внимание общественности и правительств на необходимость решения экологических про­блем.

В нашей стране существует обширное экологическое законо­дательство. Конституция Российской Федерации объявляет зем­лю и природные ресурсы основой жизни и деятельности народов России (ст. 9) и провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением (ст. 42). Важнейшим источником экологическо­го права служит закон «Об охране окружающей природной сре­ды» 1991 г., формулирующий общие положения охраны природы. Его дополняют такие документы российского природоохранного законодательства, как закон о санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения, закон об охране животного мира, закон об охране атмосферного воздуха, закон о недрах, земельный кодекс, водный кодекс и др. Нормы экологического права содержатся в уголовном кодексе и кодексе об административных правонаруше­ниях. Они устанавливают меры ответственности за причинение вреда природе. Такие деяния, как уничтожение лесов, браконьер­ство, загрязнение водоемов и воздуха, порча памятников приро­ды, влекут за собой уголовную ответственность с лишением сво­боды на разные сроки.

Но сколько бы ни устанавливалось запретов, меры по защите природы не будут эффективны без осознания экологических про­блем каждым из нас. Отдыхая за городом, мы не должны остав­лять мусор в лесу, разводить костры, особенно летом, когда вели­ка опасность возникновения пожара, собирать растения, занесен­ные в Красную книгу. Необходимо прививать подрастающему поколению основы экологической культуры посредством эколо­гического образования и воспитания. Основная роль в этом долж­на принадлежать родителям, учебным заведениям, средствам мас­совой информации.

Таким образом, защита природы — дело всего человечества в целом и каждого человека в отдельности. Уничтожив природу, человечество погибнет. Природа существовала миллионы лет. Она может жить без человека, а человек без природы — нет. В фанта­стических романах и фильмах уже рисуют последствия экологи­ческих катастроф: природные ресурсы исчерпаны, вода и воздух загрязнены, человечество вымирает от неизлечимых болезней, оставшиеся в живых спускаются под землю и ведут жалкое суще­ствование. Через столетия природа восстановит экологический баланс, но человеку места на Земле уже не останется. На смену ему придут другие формы жизни. Человечество повторит участь динозавров.

Но люди, в отличие от динозавров, разумные существа. Мы видим и осознаем последствия своего воздействия на природу, знаем способы решения экологических проблем. Все это позволя­ет надеяться на восстановление гармонии общества и природы.

Вопросы и задания

1. Что понимают под словом «природа»?

2. В чем состоит взаимосвязь человека и природы?

3. Как развивались отношения между обществом и природой на всем протяжении существования человечества?

4. Дайте характеристику первобытного общества. Какой была основ ная цель объединения людей?

5. Почему со становлением индустриального общества воздействие человека на природу усилилось?

6. Как изменилось отношение человека к природе в XX в.? Почему это произошло?

7. Как в современном мире решаются экологические проблемы?

8. Что такое экологическое законодательство? Какими документами оно представлено в России?

9. Защита природы — дело не только государства, но и каждого чело века. Как каждый из нас может способствовать охране природы?

10. Проведите дискуссию на тему «Человек и природа в XXI в.».

1.3. СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

Сфера общества — это определенная область общественной жиз­ни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей. В науке выделяют четыре сферы общества: экономическую, соци­альную, политическую и духовную. \

Экономическая сфера общества включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности.'Экономическая сфера возник­ла одновременно с появлением общества. Для того чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к тяжелым условиям окружающей средыД/Первоначально человек брал от природы все, что нужно, в готовом виде. Современные ученые назвали этот спо­соб производства присваивающей эконодш/согЬ'Важным достижени­ем древних людей стало создание первых орудий труда, с помо­щью которых можно было более эффективно решать проблему пропитания. Шкуры убитых на охоте зверей использовались для изготовления одежды. Из глины и дерева человек стал создавать различные предметы, необходимые в быту. Так производство ма­териальных благ разделилось на производство продуктов питания и производство непродовольственных изделий.

Постепенно люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономики к производящей. Человек приобретает более надежный источник питания и становится менее зависимым от капризов природы. Происходит первое общественное разделение труда (на земледельцев и скотоводов), радикально изменившее характер общественных отношений в первобытном обществе.

Процесс труда усложнялся, орудия труда совершенствовались. Результат труда стал зависеть от отдельной семьи. По мере пере­мещения и взаимодействия родоплеменных объединений родо­вые связи заменялись территориальными, родовая община транс­формировалась в соседскую. Если в родовой общине существо­вали кровно-родственные связи между ее членами и общность имущества, то в соседской общине каждая семья обладала обо­собленным имуществом и собственностью на орудия труда и про­изводимую продукцию, что создало основу для появления част­ной собственности.

Специализация производства сопровождалась дальнейшим со­вершенствованием орудий труда. Это привело, с одной стороны, к появлению излишков, т.е. части продукции, производимой сверх необходимой нормы потребления, а с другой стороны, к выделе­нию ремесла в самостоятельную отрасль производства. Таким об­разом, произошло второе общественное разделение труда.

Представители трех групп людей — земледельцы, скотоводы и ремесленники — при наличии излишков неизбежно обменива­лись между собой результатами своего труда. Такой обмен, став систематическим, превращается в разновидность общественно полезной деятельности. Появляются группы людей (купцы, тор­говцы), выполняющие роль посредников между тремя группами производителей. Так произошло третье общественное разделение труда.

Обмен между производителями носил сначала натуральный характер. Стоимость вещи определялась в зависимости от ее нуж - ности в данный момент времени. Это не всегда было удобно. Как, например, определить соотношение стоимости быка и топора? Поэтому люди придумали деньги, с помощью которых стали оп­ределять стоимость всех вещей.

С развитием общества усложняются способы производства, создаются новые, более совершенные орудия труда. В XV—XVII вв. на смену ремеслу приходит мануфактурное производство, осно­ванное на разделении труда. А в XVII—XIX вв. во многих странах происходит промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабряке. Производство стано­вится массовым. Увеличивается и объем потребления производи­мой продукции. Потребителями в той или иной мере выступают все члены общества, так как все нуждаются в пище, одежде, пред­метах обихода, но не все могут самостоятельно создавать эту про­дукцию.

Распределением материальных благ занимается государство. Оно изымает деньги у населения в виде налогов, а затем использует их для поддержания своей жизнедеятельности, содержания аппарата управления, а также для помощи определенным слоям населения. На протяжении многих веков роль государства в сфере распреде­ления была незначительной. И только в XX в. усилились функции государства, связанные с содействием малоимущим категориям населения.

У Социальная сфера включает в себя разнообразные взаимоотно­шения между различными группами общества. Элементами соци­альной сферы выступают как конкретные люди, имеющие опре­деленный статус, т.е. занимающие то или иное положение, в об­ществе, так и общности людей, в которые они объединяются по определенному признаку.

Еще в первобытном обществе существовало разделение людей по половозрастному признаку. Мужчины ходили на охоту, жен­щины занимались собирательством и воспитывали детей. Дети и старики принимали меньшее участие в производстве, чем осталь­ные члены общества.

Увеличение объема производства и образование излишков про­изводимой продукции привели со временем к появлению богатых и бедных. Так общество разделилось на группы по имущественно­му признаку. С появлением государства социальная структура об­щества усложняется. Небольшая часть общества сосредоточивает в своих руках материальные богатства и посредством государствен­ной власти диктует остальной части общества свою волю. Обще­ство делится на господствующий класс и зависимое население. Например, рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные кре­стьяне, капиталисты и наемные рабочие. Наряду с основными могут существовать и небольшие специфические группы населения.

В современном мире общество может делиться на множество разнообразных групп, выделяемых на основе определенных при­знаков: уровня доходов, профессии, возраста, политических взгля­дов и т.д. Каждый из нас может быть членом какой-либо одной или даже нескольких общностей. Человек является одновременно членом своей семьи, сотрудником на работе, членом какой-либо общественной организации или политической партии, может вхо­дить в определенную возрастную, этническую или религиозную группу.

ЛПолитическая сфера связана с понятием власти. Составляю­щий элемент власти — способность одних групп людей и их пред­ставителей влиять на другие группы. При этом возможность влия­ния опирается на обычай или закон. Основным элементом поли­тической системы выступает государство. Оно имеет монополию на власть и может признать невозможным проявление любой дру­гой власти.

Но было бы неправильно начинать отсчет развития политиче­ской сферы общества только с появления государства. Власть суще­ствовала и в догосударственный период. В первобытном обществе она исходила от всего рода и носила общественный характер. Наи­более важные вопросы решались на общем собрании, участвовать в котором имели право все взрослые члены рода. Для руководства общими делами избирались вожди и старейшины. Эти должности были не только выборные, но и сменяемые. Они не давали никаких преимуществ. Вожди и старейшины наравне с другими членами рода принимали участие в общественном труде и получали поло­женную им долю производимого продукта. Решающими критери­ями для избрания лидера рода были личные качества.

При передвижении родов неизбежным стало взаимодействие между ними. В случае установления добрососедских отношений роды объединялись в племена, а те — в союзы племен. Племя управля­лось советом старейшин, который избирал племенного вождя. Во главе союза племен стоял совет племенных вождей и вождь союза. Эти должности на ранних этапах развития первобытного обще­ства также были сменяемыми и не давали никаких привилегий.

Отношения между членами рода регулировались правилами поведения (социальными нормами), которые обобщенно стали на­зываться обычаями, т.е. обычным, привычным поведением. Обы­чай — это общепринятое, исторически сложившееся правило по­ведения, которое закрепилось в результате многократного повто­рения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей. Обычаи исполня­лись добровольно. Тем не менее в целях обеспечения присваиваю­щей экономики и жизнедеятельности рода сформировались такие способы регулирования отношений, как дозволения, обязывания и запреты.

Дозволения существовали как рекомендации по определенному поведению в интересах рода. Обязывания имели целью обеспече­ние общественных дел — охоты, собирательства, распределения. Запреты представляли собой табу, подкрепленные страхом рели­гиозного возмездия. В случае нарушения обычаев могло приме­няться и принуждение, исходившее от всего рода и носившее ре­лигиозный характер.

С развитием процесса перехода от родовой общины к сосед­ской, накоплением излишков у отдельных семей и появлением имущественного неравенства изменяется и характер властеотно- шений. Община в этих условиях пытается сопротивляться имуще­ственной дифференциации своих членов, но безуспешно — в свя­зи с усложнением управленческой деятельности и возрастанием роли публичной власти, все более обосабливающейся от общества.

Должности вождей становятся наследственными. Лица, их за­нимающие, стремятся закрепить наследственный характер власти путем передачи сыновьям знаний и опыта управления. Вожди и старейшины приобретают привилегии, связанные с их положе­нием («львиная доля» добычи, дополнительный надел земли и т.д.). Это усиливает имущественное расслоение, еще более отда­ляя управленческую верхушку от основной массы рядовых общин­ников.

Увеличение объема производства требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась за счет пленных, захвачен­ных во время конфликтов с соседними племенами. Появление излишков привело к тому, что пленных перестали убивать и ис­пользовали как рабов.

В условиях вражды племен, при необходимости организации обороны или нападения, у многих народов сформировался свое­образный общественный строй, получивший название «военная демократия». Все мужчины были воинами. Однако выделилась груп­па людей, переставших заниматься производительным трудом, основным занятием которых стало военное дело. Они получали большую часть добычи в случае успешного набега на соседние племена. Свои же соплеменники выдавали воинам вознаграждение в качестве оплаты за охрану территории племени. Эти изначально добровольные подношения трансформировались в обязательную выплату дани на содержание армии и аппарата управления.

Возникавшее в этих условиях государство законодательно за­крепляло неравенство членов общества, отдавая власть экономи­чески и политически господствующей верхушке. На протяжении всей истории своего существования государство не допускало к осуществлению власти другие политические силы. Только в XIX— XX вв., в период становления и развития демократии, у общества появилась возможность влиять на политические решения через участие в формировании государственно-властных структур. В со­временном мире в политическую сферу общества входят не толь - ко государственные, но и общественные организации, в том чис­ле и политические партии, которые, так или иначе, участвуют в политической жизни страны.

\ Духовная сфера общества включает в себя отношения, возни­кающие в процессе создания, освоения и передачи духовных цен­ностей. Одной из составляющих духовной сферы является культу­ра. В широком смысле культура понимается как совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования. В узком смысле культу­ра — это совокупность знаний и ценностей, передаваемых после­дующим поколениям. Сюда входят литература, искусство, архи­тектура, наука, образование, религия, правила и нормы поведе­ния, сложившиеся в обществе.

В результате деятельности людей и их объединений в духовной сфере создаются новые образцы культуры, появляются новые зна­ния, передающиеся следующим поколениям и двигающие вперед общественный прогресс. Еще первобытные люди создавали на­скальные рисунки. Затем человек стал украшать рисунками ору­дия труда и предметы быта. Тогда же появились первые религиоз­ные верования — язычество, представлявшее собой обожествле­ние сил природы.

Долгие столетия религия определяла отношение людей к окру­жающему миру. И только в Новое время на смену религиозному мировоззрению приходит научное. Научные знания обогатили ду­ховный потенциал человечества, позволили объяснить многие явления природы и сделать открытия, продвинувшие вперед раз­витие общества.

Все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимо­связи и взаимовлиянии. Нередко в рамках происходящих в обще­стве явлений сочетаются элементы различных сфер. Например, уровень доходов определяет место человека в социальной иерар­хии, непосредственно влияет на формирование его политических взглядов и на возможность получения образования и приобщения к культурным ценностям. На определенных этапах исторического развития влияние той или иной сферы общественной жизни мо­жет усиливаться. Так, в период революций определяющей стано­вится политическая сфера, а в период реформ — экономическая и социальная сферы. Но несмотря на преобладающее влияние ка­кой-либо сферы общественной жизни в данный исторический момент, роль остальных сфер не умаляется. Они лишь временно отступают на второй план, сохраняя свою значимость для суще­ствования и развития общества.

Вопросы и задания

1. Что такое сфера общества? Какие сферы общества вы знаете?

2. Какие составляющие включает экономическая сфера общества? Как они возникли?

3. В каких условиях и почему появилась частная собственность?

4. Охарактеризуйте социальную сферу общества. Как развивались со циальные отношений на протяжении истории?

5. Что такое власть? В чем отличие власти в первобытном обществе от власти государства?

6. Какое устройство общества называется «военная демократия»? Как оно повлияло на становление государства?

7. В чем состоят особенности духовной сферы общества?

8. Охарактеризуйте понятие культуры. Каковы ее составляющие?

9. В чем заключается взаимосвязь сфер общества? Могут ли они суще ствовать независимо друг от друга? Обоснуйте свой ответ.

10. Проведите исследование на тему «Я и сферы общества». Сделайте вывод о том, какая из сфер общества играет решающую роль в вашей жизни.

1.4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

VДеятельность понимается как проявление активности человека в какой либо сфере его существования.А процессе деятельности про­исходит взаимодействие с окружающей средой. В отличие от жи­вотных человек не только приспосабливается к окружающей сре­де, но и стремится преобразовать ее. Действия животных, связан­ные с добыванием пищи, витьем гнезд, воспитанием детенышей и т. д., основаны на инстинктах, тогда как человек использует опыт предшественников, обдумывает свои поступки, прогнозирует их последствия. Таким образом, человеческая деятельность основана на предварительном осмыслении всех ее этапов. В связи с этим вы­деляют такую разновидность деятельности, как мыслительную. лСубъектом деятельности, т.е. тем, кто ее осуществляет, явля­ются человек, группа людей, государственная или общественная организация. Субъект в своей деятельности воздействует на объект, в качестве которого могут выступать различные предметы как ес­тественного, так и искусственного происхождения, растения и животные, отношения между людьми. 'Так, из руды производят металл, из глины — посуду, из кирпичей — дом. Фермер обраба­тывает землю, выращивая на ней сельскохозяйственные культу­ры, разводит коров и свиней. Мужчина и женщина вступают в брак, регистрируя свои личные отношения.

Во многих сферах деятельности человек не может совершать действий без применения орудий. Это могут быть орудия труда, предметы быта, средства транспорта, различные носители инфор­мации (книги, телевидение, компьютеры и др.). Причем многие орудия приспособлены только к определенному виду человече­ской деятельности.

Субъект, объект и орудие деятельности представляют в сово­купности ее структуру. Деятельность не может быть полноценной без какого-либо элемента ее структуры. Отсутствие объекта делает любое проявление активности бесцельным. В большинстве случаев нельзя добиться ожидаемого результата «голыми руками» — необ­ходимо использовать те или иные орудия. А без субъекта деятель­ность вообще невозможна.

Деятельность имеет целенаправленный характер. Постановка цели деятельности активизирует стремление человека добиться же­лаемого результата.-'Цель — это мысленная модель будущего ре­зультата, к которому стремится субъект в ходе своей деятельности. Цель может быть сформулирована в устной или письменной фор­ме, выражаться графически, содержаться в сознании человека, но главное, чтобы человек четко представлял себе, чего он хочет добиться. В то же время, цель должна быть реальной. Можно поста­вить цель изобрести вечный двигатель, слетать на луну, найти клад, стать президентом и т.д., но такие желания могут не совпа­дать с реальными условиями окружающего мира и возможностя­ми самого человека. Несомненно, желание добиться чего-либо имеет огромное значение для достижения цели деятельности. Од­нако часто бывает, что одного желания оказывается недостаточно. Успех в достижении цели во многом зависит от средств. Средства­ми могут быть орудия труда, материалы, знания, опыт, конкрет­ные действия человека на пути к поставленной цели. Причем сред­ства должны соответствовать и цели, и объекту деятельности. Мы не сможем вырыть яму руками. Но если иногда для этого доста­точно лопаты, то для рытья котлована надо использовать экскава­тор. Можно идти несколько часов до места назначения пешком, а можно за несколько минут доехать на машине.

Если в качестве средств выступают действия человека, то они не должны ущемлять интересы других людей. Допустим, человек поставил перед собой цель приобрести автомобиль. Он может вы­брать два пути. Первый — купить автомобиль, второй — его ук­расть. В обоих случаях цель приобретения автомобиля будет дос­тигнута. Но кража автомобиля нарушает права его законного вла­дельца и, кроме того, является уголовным преступлением. Добиться служебного повышения можно упорным трудом, а можно путем устранения соперников с помощью интриг и клеветы. Но даже если интриги вам помогут и вы займете высокую должность, в глазах сослуживцев вы будете нечестным человеком, с которым не стоит иметь дела. Таким образом, действуя по принципу «цель оправдывает средства», субъект наносит вред окружающим и со­здает проблемы для себя.

Деятельность не представляет собой однородного процесса. Чтобы подготовить домашнее задание, ученик читает учебник, отвечает на вопросы к параграфу, выполняет задание в тетради и т.д. Таким образом, он совершает ряд последовательных действий, которые в конечном итоге приводят его к достижению поставлен­ной цели — выполнению домашнего задания.

Одинаковые виды деятельности разные люди выполняют по- разному.АВнешние проявления деятельности называются поведе­нием. В поведении отражается отношение человека к окружающим людямАОдин человек уважителен с людьми, другой — надменен. Кто-то ответственно относится к выполнению работы, а кто-то отлынивает. От чего же зависит поведение человека? Как опреде­лить, плохое оно или хорошее? Критерием оценки поведения слу­жат правила, установленные в обществе. Если поведение не соот­ветствует этим нормам, оно осуждается членами общества.

Важную роль в осуществлении деятельности играет ее мотива­ция, т.е. то, что побуждает человека действовать. Мотивом называ­ют осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия. Побудительными причина­ми могут быть как материальные, так и нематериальные условия жизни человека. Ощущение недостатка в чем-либо, материальный и духовный дискомфорт активизируют деятельность человека. Мо­тивом в этом случае выступают /потребности — осознаваемая и пе­реживаемая человеком зависимость от условий его существования. Появление ощущения неудовлетворенности вынуждает человека проявлять активность с целью вернуться в состояние равновесия, что и происходит после удовлетворения потребности.

Классификацию потребностей предложил американский пси­холог Абрахам Маслоу (1908—1970). Он расположил потребности в иерархическом порядке от низших к высшим. К низшим (или первичным, врожденным) Маслоу отнес физиологические по­требности и потребности в безопасности, а к высшим (или вто­ричным, приобретенным) — социальные, престижные и духов­ные потребности.

Физиологические (витальные, т.е. связанные с сохранением че­ловеческой жизни) потребности возникают у человека с рожде­ния. Он нуждается в еде, сне, тепле. Потребность в воспроизвод­стве человека, рождении детей тоже относят к физиологическим, а точнее, к сексуальным потребностям.

Потребности в безопасности (экзистенциональные) выражаются в стремлении человека защитить свою жизнь и жизнь своих близ­ких от каких-либо посягательств, избежать насилия, сохранить здоровье, быть уверенным в завтрашнем дне. Последнее касается не только физической безопасности, но и экономических основ существования — достойного уровня жизни, социальных гаран­тий и т.д.

i/Социальные потребности реализуются в процессе общения лю­дей. Человек не может жить вне социума. Он взаимодействует с другими людьми дома, в школе, на работе и т.д. Он нуждается в любви, дружбе, заботе со стороны окружающих и сам готов отве­чать им тем же.

V Престижные потребности выражаются в желании человека выделиться среди окружающих. Он стремится лучше учиться, по­лучить престижную работу, продвинуться по служебной лестнице. В удовлетворении престижных потребностей большую роль игра­ют самооценка человека, стремление к достижению успеха, со­поставление целей и реальных возможностей их достижения. По­этому такие потребности называют еще эгоистическими.

АДуховные потребности связаны с творческой активностью че­ловека, стремлением его к самореализации. Они многогранны и зависят от ряда факторов. Одни люди удовлетворяют свои духов - ные потребности путем просмотра телевизионных программ, другие ходят в кино, театры, музеи, третьи создают произведения лите­ратуры и искусства.

Первичные потребности уравнивают человека с животными. Потребности в пище, сне, безопасности часто проявляются у людей на уровне инстинктов. Но в отличие от животных первичные по­требности человека социальны. Он может отдать последний кусок хлеба нуждающемуся, не сомкнуть глаз у постели больного. Исто­рия знает немало случаев самопожертвования, когда люди шли на смерть ради жизни близких, свободы своего народа. Потреб­ность в еде мы можем удовлетворить, проглотив бутерброд, а можем накрыть хорошо сервированный стол, зажечь свечи, вклю­чить приятную музыку.

Первичные потребности присуши в той или иной степени всем людям. Вторичные же проявляются не у всех. Кто-то любит шум­ные компании, всегда готов поддержать беседу, кто-то замкнут и общается только по необходимости в школе или на работе, пото­му что этого общения ему просто не избежать. Одни люди рвутся вперед, стремятся стать лидерами в компании, руководителями на работе. Другие, заняв определенное положение в обществе, останавливаются на достигнутом, оставив намерения продолжать карьеру.

Социологи доказали, что человека к действию побуждают только неудовлетворенные потребности. Если мы хотим есть, мы будем искать возможность удовлетворить чувство голода. Если мы захо­тим пообщаться с друзьями, мы встретимся с ними. Если мы хо­тим подняться по служебной лестнице, мы стремимся получить новые знания, перенять опыт, ответственно выполнять поруче­ния начальника.

В то же время мы не можем приступить к удовлетворению пре­стижных потребностей, если не удовлетворены социальные, а социальные не будут актуальны без удовлетворения первичных потребностей. Ведь голодный человек больше будет думать о поис­ке пиши, чем об общении и карьере. В этом в полной мере прояв­ляется принцип иерархии потребностей.

Исключение из этого правила составляют в некоторых случаях духовные потребности. Испытывая недостаток в пище, тепле, об­щении, человек, тем не менее, тянется к прекрасному. Он читает книги, слушает музыку, следит за происходящими в стране и мире событиями. В истории встречается немало примеров, когда творче­ские личности, живя в бедности, создавали бессмертные произве­дения литературы и искусства. С другой стороны, среди материаль­но обеспеченных людей встречаются такие, которые не заботятся о своем духовном развитии, тратя свои силы в погоне за карьерным успехом и деньгами. Таким образом, духовная сфера развивается независимо от материального благосостояния человека.

В удовлетворении потребностей, так же как и в процессе всей своей деятельности, человек ориентируется на систему ценностей и идеалов, принятых в обществе. Это могут быть представления о счастье и смысле жизни, понятия чести, долга, добра и справед­ливости (ценности межличностного общения), вопросы престиж­ности материального и служебного положения, демократические права и свободы, ценности морального характера. Система цен­ностей формируется в обществе постепенно. Общество отбрасы­вает чуждые ему отношения и встает на защиту положительных явлений, превращая их в ценности и идеалы, закрепленные в раз­ного рода нормах (правилах поведения) — моральных, этичес­ких, корпоративных, правовых и т.д.

Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни общества. В связи с этим выделяют несколько видов деятельности. Прежде всего деятельность можно разделить на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразо­вание окружающего мира. В зависимости от объекта воздействия практическую деятельность делят на материально-производствен­ную, изменяющую природу, и социальную, влияющую на обще­ство. Духовная деятельность связана с сознанием человека. Она состоит из познавательной деятельности, проявляющейся в осо­знании всех элементов окружающего мира, оценочной деятель­ности, в ходе которой определяются приоритеты, все явления рассматриваются с положительной или отрицательной стороны, и прогностической деятельности, связанной с рассмотрением возможных вариантов развития и планированием своих действий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...