Цель и смысл жизни человека 5 глава
- борьба с международным терроризмом; - сохранение культурного наследия человечества. Перечень приведенных глобальных проблем не является исчерпывающим. По мере развития человечества могут возникать новые сложности во взаимоотношениях между народами, порождаемые политическими интересами и экономическими выгодами. Так, агрессия стран НАТО против Югославии в 1999 г. стала причиной острейшего национального конфликта на Балканах, а нападение на Ирак в 2003 г. США привело к общей политической нестабильности в этом регионе. Возникновение глобальных проблем связано не только с колоссально возросшими техническими средствами воздействия обА щества на природу (включая и самого человека) и огромными масштабами его хозяйственной деятельности. Глобальные проблемы порождены также стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами, погоней транснациональных корпораций за прибылью в ущерб интересам всего общества. Глобальные проблемы прямо либо косвенно затрагивают человечество в целом. Однако не следует понимать современные глобальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных масштабов локальные или региональные противоречия, кризисы или бедствия. Они — результат предшествовавшего общественного развития человечества и выступают как специфическое порождение именно современной эпохи. Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Например, обеспечение дальнейшего экономического развития человеческого общества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе уже в обозримом будущем неизбежна экологическая катастрофа в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как два проявления единой экологической проблемы. В свою очередь экологическую проблему можно решить, плодотворно используя потенциал научно-технической революции, одновременно предотвращая ее отрицательные последствия. Теоретические расчеты ученых показывают, что затраты энергии в производстве металла могут быть снижены в 4 раза, цемента — в 5 раз, при переработке нефти — в 9 раз, в производстве бумаги — в 125 раз. При производстве конечного продукта используется лишь 5— 10 % добытых природных ресурсов, что говорит о расточительном их применении. Поэтому важной задачей становится экономия природных ресурсов и контроль над их расходованием.
Тесная взаимосвязь наблюдается между экономической отсталостью развивающихся стран и стремительным ростом населения в них. Несмотря на то что темпы экономического роста в некоторых развивающихся странах были в последнее время значительно выше, чем в развитых, «демографический взрыв» в них обусловлен все еще сохраняющейся экономической, социальной и культурной отсталостью. Какими бы серьезными для человечества ни были все осталь - ные глобальные проблемы, они даже в целом несопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и иными последствиями мировой ядерной войны, которая угрожает самому существованию цивилизации и жизни на нашей планете. Ученые еще в XX в. говорили о том, что мировая ядерная война будет сопровождаться гибелью многих сотен миллионов людей, разрушением мировой цивилизации и приведет в конечном итоге к уничтожению не только человечества, но и всей жизни на Земле. В случае применения даже небольшой части ядерного оружия, накопленного в мире к настоящему времени, произойдет экологическая катастрофа. Землю окутает непроницаемый экран из дыма и пепла, наступит «ядерная зима».
Проблема ядерной катастрофы в настоящее время актуальна как никогда. Ведущие ядерные державы путем длительных переговорных процессов второй половины XX в. выработали систему контроля над производством и использованием ядерного вооружения, закрепленную в ряде международных договоров. Сейчас возникла другая опасность, а именно — возможность использования ядерного оружия агентами международного терроризма, которых не остановит такое безжалостное средство воздействия на мировое сообщество. Но несмотря на сложность глобальных проблем современности, ученые убеждены в том, что человечество обладает необходимым интеллектуальным потенциалом и материальными ресурсами для их решения. Важнейшая задача в настоящий момент — правильное определение приоритетов в решении глобальных проблем. Причем необходимо не только выяснить первоочередность одних из них по отношению к другим, но и выявить их причинно- следственные связи, которые диктуют определенную последовательность практического решения каждой проблемы. И самое главное: все глобальные проблемы современности могут быть решены только совместными усилиями всего мирового сообщества, и первую роль в их осмыслении и конкретных практических шагах долж - ны сыграть ведущие в экономическом и политическом отношении страны, возложив на себя миссию оградить человечество от катастрофы. Вопросы и задания 1. Как развивались отношения между народами в истории человече ства? 2. Что такое глобализация? Как она проявляется в современном мире? 3. Объясните понятия «однополюсный» и «многополюсный мир». Ка кой из них более отвечает принципам равенства и справедливости? 4. Почему возникло движение антиглобалистов? Каковы его цели? Какие акции проводили антиглобалисты в последнее время (восполь зуйтесь материалами периодической печати). 5. Охарактеризуйте концепцию глобализации Валлерстайна. Соответ ствует ли она развитию современного мира? Свой ответ обоснуйте.
6. Назовите характерные черты глобализации. 7. В чем проявляются глобальные проблемы современности? 8. В чем состоят причины глобальных проблем современности? 9. Какие действия необходимы для решения глобальных проблем со временности? 10. В представлении некоторых западных ученых взаимосвязь и взаи мообусловленность глобальных проблем образуют некий «порочный круг» неразрешимых для человечества бедствий, из которого либо вообще нет выхода, либо единственное спасение состоит в немедленном прекраще нии экономического роста и роста населения. Такой подход к глобаль ным проблемам сопровождался различными пессимистическими про гнозами будущего человечества. В 1970— 1980-е гг. на Западе было опуб ликовано немало мрачных пророчеств, основанных на убежденности в неспособности человечества разрешить глобальные проблемы. Автор од ного из них, американский социолог Р.Л.Хейлбронер, предрекая впа дение человечества в новое варварство на опустошенной планете, пес симистически заявлял: «И если под вопросом "Есть ли надежда у чело века?" мы подразумеваем возможность справиться с вызовами, которые бросает нам будущее, без чудовищной расплаты, то напрашивается от вет "Такой надежды нет!"». Выскажите свое отношение к словам Р.Л.Хейлбронера. На чем, по-вашему, основано его заявление? Могут ли оправдаться его пессимистические прогнозы? 1.9. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ Общество — явление многогранное, обладающее в каждом конкретном случае специфическими чертами. Многообразие обществ обусловило появление различных вариантов их классификации. Одним из них является типология обществ, представляющая собой их распределение на основании таких критериев, как социальные, экономические, исторические, культурные и т.дУПоня- тие «тип» подразумевает форму, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов определенного вида.,'В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение и т.д.), так и скрытым (степень социальной сплоченности, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни группы обществ от других и объединяющих общества одной и той же группы.
Один из подходов к типологии делит все общества на простые и сложные в зависимости от числа уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения). Простое общество — это общество, в котором составные его части однородны; в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных; структурное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном состоянии. Таким было первобытное общество на заре человеческой цивилизации. И по сей день в укромных уголках земли существуют племена, находящиеся на первобытно-общинной стадии развития. В отличие от простого сложное общество — это общество с сильно развитыми структурными элементами, которые взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. В сложных обществах существует расслоение людей на богатых и бедных, возникает специальный аппарат управления (государство); развитие общества происходит в разных направлениях и более быстрыми темпами. Имущественная дифференциация общества возникла еще в рамках первобытно-общинного строя, но формирование подлинно иерархической структуры общества связано с созданием государства. Первые государства возникли более пяти тысяч лет назад — в междуречье Евфрата и Тигра и в Египте. С тех пор многие народы неизбежно вставали на путь создания государства. Если в древние времена сложные общества были исключением в общей массе простых обществ, то сейчас наоборот, простые общества составляют единичные случаи среди сложных. Еще один из подходов к типологии обществ выделяет критерием их дифференциации наличие письменности. В соответствии с этим различают дописьменные и письменные общества. В допись- менных обществах письменности не было, люди передавали информацию только с помощью речи. В письменных обществах существовала передача информации с помощью знаков. Сначала это были рисунки, изображающие зверей, птиц, людей, различные предметы. Затем появилась клинопись, которая являлась упрощением рисунков. Но подлинным изобретением стало создание знакового изображения звуков — алфавита. У разных народов буквы алфавита различны, означают разные звуки. Знания, зафиксированные на глиняных табличках, восковых досках, бересте, бумаге и т.д., служили многим поколениям людей. Оригинальный вид письменности изобрели американские индейцы. Для передачи информации они использовали веревку с завязанными на ней узелками. Получатель такого письма постепенно развязывал узелки, «читая» сообщение. Со временем носители информации все более усложнялись. Появились книги, газеты, радио, телевидение, компьютеры. Но свое значение письменность нисколько не утратила.
Возникновение письменности стало одним из важнейших этапов на пути перехода человечества от дикости к цивилизации. Но в истории были и исключения. Так, скифы — народ, живший в Северном Причерноморье в I тысячелетии до нашей эры, — не имели письменности несмотря на высокоразвитую материальную культуру. Некоторые первобытные реликтовые племена и по сей день не имеют письменности. Существует типология обществ, основанная на выделении способа производства. По этому критерию различают общество собирателей и охотников, общество земледельцев, общество скотоводов, индустриальное общество. Общество собирателей и охотников существовало в период господства присваивающей экономики в рамках первобытно-общинного строя. Люди брали от природы готовые продукты и полностью зависели от ее капризов. Изменение климата, увеличение численности населения, нехватка пищи привели к тому, что люди стали добывать средства к существованию другим путем. На смену собирательству пришло земледелие, а на смену охоте — скотоводство. Произошел переход от присваивающей экономики к производящей. Земледельческие и скотоводческие общества долгие века существовали по соседству друг с другом. Соседство это не всегда было мирным. Нередко кочевники нападали на оседлые народы. Но несмотря на разорения земледельцы восстанавливали свое хозяйство и часто давали отпор кочевникам. История показала, что более жизнеспособным оказалось земледельческое общество, так как большинство народов перешло со временем к оседлому образу жизни. Именно на основе базы, созданной земледельческими, в первую очередь европейскими народами, возникает индустриальное общество, основанное на промышленном производстве. Оно существует всего 300—400 лет, но отличается более высокими, по сравнению с предыдущими обществами, темпами развития. В науке существует классификация обществ, выделяющая закрытые и открытые типы. В основе различий между ними лежат уровень контроля над личностью и степень свободы индивида. Для закрытого общества характерна неизменная социальная структура, невосприимчивость к нововведениям, консерватизм, догматичная идеология, коллективизм. К такому типу обществ относятся все антидемократические режимы прошлого и настоящего. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, способностью к обновлению, индивидуализмом и демократической идеологией. Подобный тип общества широко распространен в современном мире, в первую очередь в развитых демократический государствах. В отечественной науке до недавнего времени господствовал формационный подход к типологии обществ, основанный на марксистско-ленинском учении об общественно-экономических формациях. Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства. Тип производственных отношений, основанный на определенной форме собственности на средства производства, составляет экономический базис общества, который определяет соответствующий тип надстройки с основными ее элементами — государством и правом. Смена одной общественно-экономической формации другой происходит в результате изменения типа производственных отношений, что неизменно влечет за собой преобразования в надстройке. В развитии человечества марксистская теория выделяет пять общественно-экономических формаций с соответствующими им типами общества — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. В первой и пятой государства не существует. Переходным от капитализма к коммунизму выступает социалистическое общество. С развитием производительных сил (орудий труда) изменяются производственные отношения, общество делится на классы, образуется государство. Происходит переход от первобытно-общинной общественно-экономической формации к рабовладельческой. Государство выступает как орудие в руках господствующего класса для подавления угнетаемых. Исходя из исторического опыта, теоретики марксизма сделали вывод о том, что некоторые народы переходили от первобытно-общинной формации к феодальной, минуя рабовладельческую. Формации сменяют друг друга как эволюционным путем (переход к рабовладению и феодализму), так и в результате революции (переход к капиталистическому и социалистическому обществу). Социалистическое государство, выражая интересы трудящихся, подавляет сопротивление эксплуататоров. С выполнением этой задачи необходимость в принуждении отпадает, а значит, государство становится ненужным. Происходит переход к бесклассовому обществу, при котором государство отмирает. Формационный подход к типологии обществ основан на реальном развитии исторического процесса в прошлом. Тем не менее практика существования социалистического общества, в том числе и у нас в стране, не оправдала теоретических ожиданий. Не подтвердился и прогноз перехода к бесклассовому коммунистическому обществу. Наиболее распространенным в современной науке является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные. Эту концепцию предложил американский социолог Д. Белл. Критериями данной типологии ученый выделил изменения и совершенствование средств производства и знания. V Традиционное {доиндустриальное) общество отличалось преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, традиционным способом регулирования общественных отношений. Для него характерны ручной труд, низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Традиционное общество маловосприимчиво к нововведениям. Поведение людей в таком обществе регламентируется обычаями и традициями, основанными на религии. Отсчет истории традиционных обществ можно начать с возникновения человечества. Такие общества существовали в период рабовладения и феодализма. И только с появлением буржуазных от - ношений формируется индустриальное общество. к-Индустриальное общество — это сложное общество, основанное на промышленном производстве/В нем человек наделен большими, чем в доиндустриальном обществе, возможностями самореализации. Человеку дается весь набор прав и свобод, и только от него зависит, как ими воспользоваться. В индустриальном обществе производство развивается на основе механизации и автоматизации, создание разного рода товаров приобретает массовый характер. Растет население городов (урбанизация), увеличивается число людей, занятых в промышленности, возрастают требования к образованию и квалификации работников. Ускоряется развитие средств массовой коммуникации. V В постиндустриальном (информационном) обществе добывание и переработка продуктов природы уступает свое приоритетное значение производству и переработке информации, удельный вес производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля сферы услуг. Товаропроизводящая экономика трансформируется в обслуживающую. В результате меняется структура общества. На смену классовому делению приходит профессиональное. Положение человека в обществе, уровень его доходов напрямую зависит от образования и уровня знаний. С изменением характера экономических связей меняется и социальная структура общества. Если в доиндустриальном обществе основную группу населения составляли крестьяне, в индустриальном — рабочие, то в постиндустриальном — служащие, управленцы, менеджеры. На смену авторитарному руководству в доиндустриальном обществе и представительной демократии в индустриальном идет непосредственная демократия и самоуправление в постиндустриальном обществе. Увеличивается свобода личности в выборе приоритетных направлений ее развития. Помимо рассмотренных существуют и другие подходы к типологии обществ. Все они, как видно, различаются критериями, которые положены в основу данной конкретной классификации. Вопрос типологии обществ нуждается в дальнейшей разработке. Более целесообразным представляется использование различных подходов при условии выделения из них всего рационального и недопущения их противопоставления. Позитивные стороны каждого из них, взятые в единстве, позволят глубже уяснить тип того или иного общества. Вопросы и задания 1. Что такое типология? Каковы параметры выделения тех или иных типов общества? 2. Какие подходы к типологии обществ вы знаете? 3. В чем состоит отличие простого общества от сложного? 4. Определите значение письменности для развития общества. 5. Приведите исторические примеры, иллюстрирующие типологию обществ по способу производства. 6. В чем различия обществ закрытого и открытого типов? 7. В чем состоят особенности формационного подхода к типологии обществ? 8. Дайте развернутую характеристику концепции Д. Белла. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие каждый из типов обществ. 9. Заполните таблицу:
ГЛАВА 2 ЧЕЛОВЕК 2.1. ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенностей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука задалась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по сравнению с другими биологическими видами. Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, которые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может. Человек в отличие от животных может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями, приспосабливаясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоянии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Детеныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самостоятельным он становится только через несколько лет. Многие животные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога, когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо. Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на природу? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, — существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе персонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отношениях. Выделение человека из мира животных заняло несколько миллионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез — становление человека и социогенез — становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез. Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудийная деятельность человека. По словам американского просветителя Б. Франклина, человек — это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из окружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятельности. Только человек может изготовлять орудия труда с помощью других орудий труда. Производство орудий труда, безусловно, способствовало разложению инстинктивной основы поведения и появлению абстрактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, например за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение орудий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира. Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо животных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приводили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали причины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутристадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других группах людей. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного человеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в первую очередь запреты (табу). Появились представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев — от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и понятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми знаниями. Человек становился единственным существом, осознающим межпоколенную связь, уважающим своих предков. Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению отличия человека от животных. Запреты касались всех членов общины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в животном мире запреты существуют только для слабых. Поведение человека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственно самоограничение и даже самопожертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от стада животных в первобытной обшине существовало требование поддержания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни. Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языка. Язык — это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно- практической деятельностью людей. Важным шагом, еще более отдалившим человека от животных, было использование огня как источника тепла, средства обороны от хищников, приготовления пищи. С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все больше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источников существования привел в конечном итоге к неолитической революции — переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества продолжается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологических параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населяющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конкретным условиям среды обитания. Но несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями. Наличие в человеке двух начал, биологического и социального, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возникли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с противоположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, утверждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало. Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходимость опеки над ними, регулирования их численности, а в некоторых случаях и уничтожения. Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарвинисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социал-дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу. Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность. Человек воспринимается как часть общества, винтик в общественной машине, заранее приспособленный к выполнению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достижения определенного социального идеала. В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического прогресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические проблемы, стрессы — все это отражается на здоровье людей. Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке — это результат длительной эволюции. В условиях стремительно развивающейся технической цивилизации возможности адаптации человеческого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излучения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготовленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутационным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения человека как биологического вида. Вопросы и задания 1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от животных? 2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как протекали эти процессы? 3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык? 4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины? 5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека? 6. В чем проявляется единство биологического и социального в человеке? 7. Немецкий биолог Э.Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными... это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют... Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|