Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и методы финансового анализа




 

Финансовый анализ является элементом финансового менеджмента и аудита. Как метод познания экономических процессов он занимает важное место в системе управления предприятием и является прерогативой высшего звена управленческих структур.

Финансовый анализ представляет собой совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующих субъектов в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Основными функциями финансового анализа являются:

• всесторонняя оценка финансового состояния объекта анализа;

• выявление факторов и причин достигнутого состояния;

• подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

• выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и повышение эффективности всей хозяйственной деятельности.

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет. Таким образом, финансовый анализ является частью полного анализа хозяйственной деятельности (экономического анализа), представленной на рис.13.

 

Рис. 13. Анализ хозяйственной деятельности

 

Целью финансового анализа является получение наибольшего числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия: его прибылей и убытков, изменений активов и пассивов, расчетов с дебиторами и кредиторами, – и определение наиболее эффективных путей достижения прибыльности.

Объектом финансового анализа является финансовая информация (отчетность), которая должна отвечать требованиям достоверности и открытости, понятности, полезности и значимости, полноты, последовательности, сравнимости, осмотрительности, нейтральности и др.

Хотя финансовые отчеты освещают события, имевшие место в прошлом, их данные необходимы для составления планов и прогнозов на будущее. Их изучение помогает установить недостатки в работе предприятия в целом и в отдельных секторах его деятельности, выявить резервы совершенствования управления производственными, коммерческими и финансовыми операциями.

Субъектами анализа выступают две группы пользователей информации, заинтересованных в деятельности предприятия:

1. собственники, заимодавцы, поставщики, клиенты, налоговые органы, персонал предприятия, руководство, интерпретирующие финансовую информацию исходя из своих интересов;

2. аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы, которые должны защищать интересы первой группы пользователей отчетности.

Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:

1. анализ финансовых результатов деятельности предприятия;

2. анализ финансового состояния предприятия;

3. анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Практика финансового анализа выработала основные правила чтения финансовых отчетов, основанных на дедуктивном (от общего к частному) методе:

• анализ бухгалтерской отчетности, который заключается в изучении абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности; в процессе него определяется состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оценивается объем выручки от реализации и размер прибыли, сравниваются фактические показатели отчетности с плановыми (сметными) и устанавливаются причины их несоответствия;

• горизонтальный (временной) анализ заключается в сравнении каждой позиции отчетности данного и предыдущего периодов;

• вертикальный (структурный) анализ позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

• трендовый анализ представляет собой сравнение каждой позиции отчетности в текущем периоде с позициями ряда предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ;

• анализ относительных показателей – это расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей;

• сравнительный (пространственный) анализ осуществляется и как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, дочерних структур, подразделений, цехов, и как межхозяйственный анализ показателей предприятия с показателями конкурентов, среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными;

• факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Он может быть как прямым, т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Количественные методы финансового анализа подразделяются на:

• статистические, к которым относятся наблюдение, абсолютные и относительные показатели (коэффициенты), расчеты средних величин, ряды динамики, сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам, сравнение, индексы, детализация, графические методы;

• бухгалтерские, включающие метод двойной записи, бухгалтерский баланс и др.;

• экономико-математические – методы элементарной математики, математического анализа (дифференцирование, интегрирование и т.д.), математической статистики, экономические методы (национальное счетоводство, баланс народного хозяйства и др.), методы математического программирования (оптимизация, линейное, нелинейное и квадратичное программирование и т.п.), методы исследования операций (управление запасами), методы технического износа и замены оборудования, теория игр, теория расписаний, методы экономической кибернетики;

• эвристические методы.

При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такие как эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета (учетной политики), уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность используемых коэффициентов.

 

Поделиться:





Читайте также:

Активы, обязательства и капитал как элементы, связанные с измерением финансового положения
Американская концепция расчета финансового левериджа
Анализ длительности операционного и финансового циклов
Анализ и оценка финансового положения организации как инструменты принятия обоснованных управленческих решений
Анализ объема производства и продажи продукции: задачи, показатели, последовательность проведения анализа факторов, влияющих на объем производства и продажи продукции
Анализ потоков ден ср-в: цели, источники инф-ии, оценка структуры по видам д-ти. Прямой и косвенный м-ды анализа.
Анализ финансового состояния ОАО «Технопарк»
Анализ финансового состояния предприятия
Анализ финансового состояния предприятия
Анализ финансового состояния предприятия. Аналитические коэффициенты. Вертикальный и горизонтальный анализ. Проблемы анализа финансовой отчетности.






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...