17. «Сообщение касательно подробностей мятежа, недавно произведенного в Московии Стенькой Разиным»[102] (извлечения)
16. Расспросные речи на Лисенском перевозе попа И. Алексеева из с. Мещерских Гор о его агитации в интересах правительства и о действиях восставших в Нижегородском уезде (1670 г., октября 13 и 26)
I. 179-го октября в 13 день. На Лисенской перевоз приехал из-за Оки реки Нижегородцкого уезду Кожуховские волости вотчины боярина князя Якова Никитича Одоевского села Мещерских Гор церкви Николы Чюдотворца поп Иван Алексеев великого государя к ратным людем в обоз и подал письмо воровских козаков полковником Давыду фан дер Нисину, Ивану Лукину, Василью Челюскину. И тот поп допрашиван, а в роспросе про воровское письмо сказал, что письмо привезли в вотчину боярина князя Якова Никитича Одоевского в-Ызбылетцкую слободу к старостам и ко всем крестьяном, а принесли то письмо в слободу Нижегородцкого ж уезду стольников Михайла Приклонского да Петра Скуратова крестьяня деревни Поляны Якунка с товарыщи, а чей де он словет, и он того не ведает. А про воровских козаков сказал, что стоят в вотчинах князя Михайла Яковлевича Черкаского, в селе Богородцком да в селе Ворсме, человек с 500, а отаман у них Савка Федоров, да черни тысечи с 3. И караул у них на Оке реке по перевозам поставлен: как переедут государевы ратные люди, и над ними хотят учинить то ж, что и на Павлове перевозе: перепусти небольших людей, побить, а больших не перепустить. И из уезду зовут и высылают на Лисенской перевоз, а збор де их, воровских людей, большой в Ворсме, и в Богородцком, и на реке на Кудьме на Вечаковском перевозе, и в-ыных местех. II. 179-го октября в 26 день. На Лисейской перевоз из-[з]а Оки реки тот же поп Иван Алексеев пришол в полки, а в распросе сказал. - Ушол де он у воровских людей из-за караулу из-Ызбылетцкие слободы боярина князя Якова Никитича Одоевского. А сказал. — Как де послали ево ис полков в-Ызбылетцкую слободу к старостам и ко всем крестьяном их уговаривать, чтоб они не бунтовали, и к ворам не пристовали, и велели б государевым ратным людем на перевоз поромы дать, и в тож де число в-Ызбылетцкую слободу приехали воровских козаков человек з 20 да черни ста с 4, и ево де, попа Ивана, сховатали, и били, и увечели, и ограбили, и дом весь розграбили; и попадью мучили, пытали денег. И х казни де ево, попа Ивана, двожды привадили в круг: за что де ты на Лисенской перевоз к ратным людем в полки вести подаешь и письмо наше отвез? А как бы де ты вести не подал, и мы б так же, перепустя за реку половину, учинили б так же, что и на Павлове перевозе: побили, а последние б прочь отошли. И мы б пошли за Оку реку в Гороховской да в Везниковской уезды, и там бы де у нас козаков много было. А ты де изменяешь царевичю государю Алексею Алексеевичю и Никону потриарху, и батюшку нашему Степану Тимофеевичю, и за то де ты довелся казни. И чернью де ево небольшие люди упросили: и так де он изувечен. И говорили при нем козаки, что у них идет силы козаков много, и как де Нижней возьмет, и в то де число увидят царевича все крестьяня. А то, де у нас и ясак «нечай», что вы не чаете царевича, и вы де чайте.
Да к нему ж де, попу Ивану с товарыщи, и к старостам, и ко всем крестьяном прислана грамота с Москвы от бояр, от князь Никиты Ивановича и от князь Якова Никитича Одоевских, чтоб им, священником, крестьян своих уговаривать, чтобы они не бунтовали и к воровским козаком не пристовали и их прелесным воровским письмам не верили. И будет не станут слушать, и нам, священником, велено их проклинать. И он де, поп, на сходе боярскую грамоту велел прочитать, и они де, выслушав грамоты, ни во что поставили и боярского указу не послушали. И он де, поп Иван, своих детей духовных проклинал, и за проклятие де ево воровские казаки и чернь, которые стояли на Лисенском перевозе, хотели изрубить. И с перевозу де дьячок церковной пришод, сказал ему, попу Ивану, и он де от них из-за караулу ночью ушол в полки с ведомостью за Оку реку.
Да он же, поп Иван, сказал, что на Вечековском перевозе на Кудьме реке стоит воровских козаков сот с 5 и больши, да черни и мордвы нагнато тысечи с 3 и больши, а на Лисенской де перевоз приезжают от них для вестей человек по 5-ти и по 10-ти. И как де ратные люди на Лисенском перевозе станут перевозитца, и им бы подать весть. И ныне де на перевозе воровских козачишков немного стоит, и то не прямые туточные воришки, а черне стоит много. А которые были козачишка на Богородцком и на Ворсме, и из Нижнего де была на них посылка, и на Богородцком тех казачишков побили, а с Ворсмы ушли на Очаковской перевоз. И ныне де итти на них мочно: обойтить на Павлов перевоз, и они де, чаеть, побежат.
Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сборник документов. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – Т. II. – Ч. I. - № 124. - С. 148-150.
17. «Сообщение касательно подробностей мятежа, недавно произведенного в Московии Стенькой Разиным»[102] (извлечения)
< …> Хотя Стенька, будучи разбит и сам к тому же ранен, не мог продвигаться дальше и должен был вернуться на свою астраханскую стоянку, однако немало бед в России понаделали подосланные им люди, которые то тут, то там возмущали народ, подбивая на мятеж. В Галиче занялся было пожар, но вскоре был потушен. Близ города Устюга схватили и повесили нескольких подосланных Стенькой людей. Повсюду обещал он народу вольность и избавление от ига (так он именовал сие) бояр и дворян, которые, как говорил он, держат страну под гнетом. В самой Москве люди открыто восхваляли Стеньку, полагая, что ищет он общего блага и свободы для народа. По той причине принужден был великий государь учинить примерную казнь нескольким смутьянам, дабы устрашить остальных. Человек один, уже в летах, будучи спрошен, что надобно делать, ежели Стенька подступит к стенам города Москвы, ответствовал, что надобно выйти ему навстречу с хлебом-солью, а это, как известно, является в России знаком дружелюбия и приязни. Человек тот был схвачен и повешен.
Почти в ту же пору привезен был в Москву один из главных приспешников Стенькиных, который возмущал по всей стране народ, подбивая оказывать неповиновение, за что и постигла мятежника заслуженная кара: сперва отрубили ему руку и ногу, а после повесили. Стенька пускался на всякие злодейские уловки, дабы сокрушить Российское государство и прельстить простой народ. В числе прочих хитростей измыслил он снарядить два судна, одно из них было выложено изнутри красным бархатом, и Стенька известил всех, что на судне том находится блаженныя памяти царевич Алексей Алексеевич, старший сын великого государя, который скончался еще в году 1670 января 17 дня на глазах отца своего в московском дворце и на другой день погребен был в соборной церкви святого Михаила. С превеликой дерзостью Стенька объявил, будто царевич жив и бежал к нему. И чтобы приукрасить свою ложь, держал он на судне том отрока лет 16, потомка одного из пятигорских черкесских князей, которого захватил в плен, когда прежде разбойничал. Сей юный князь получил теперь прощение от великого государя, ибо принуждаем был силою выдавать себя за высокую особу; и ныне проживает он в Москве в доме князя Якова Куденетовича Черкасского. Дабы подкрепить вымысел свой, Стенька пустил слух, будто царевич, бежав от злодейских рук бояр и князей, укрылся у него, присовокупляя, что он, Стенька, по велению государя идет предать смерти всех бояр, дворян, правителей и других высоких особ (наиболее приближенных к царю) как изменников и врагов своей страны. С помощью подлых уловок, им измысленных, Стенька воспламенял пребывающий в неведении народ, побуждая его драться отчаянно, а захваченные в плен принимали смерть с мужеством необыкновенным, будучи в твердом убеждении, что умирают они за правое дело. В Смоленске повешен был человек, который говорил, будто умирает за то, что видел у Стеньки царского сына, тогда как на самом деле видел он лжецаревича. Другое стенькино судно было все выложено изнутри черным бархатом, и Стенька известил всех, что на судне том находится Никон, прежний патриарх, который в 1666 году по приговору патриархов александрийского и антиохийского лишен был его величеством великим государем сана своего и сослан в Белозерский монастырь, где содержится и поныне.
Посредством козней сих Стенька столь преуспел в своем умысле, что земли по Волге и далее в глубь страны вплоть до городов Алатыря и Арзамаса вовлечены были в мятеж. Число мятежников умножилось до двухсот тысяч. Часть черемисов, татар и все русские крестьяне, в тех местах проживающие и московским боярам принадлежащие, возмутились против своих господ и убивали и вешали их, и пожар мятежа охватил столь многие земли, что занялся уже в 12 милях от самой Москвы. По той причине великий государь собрал большое войско и, поручив главное начальство над ним князю Юрию Алексеевичу Долгорукому, послал его в конце сентября на врага. Повстречав отряд числом в пятнадцать тысяч человек, князь Юрий Долгорукий вступил с ним в бой, и хотя мятежники сражались храбро и, будучи рассеяны, трижды снова сплачивались, однако же под конец были разбиты и обращены в бегство, потеряв великое множество убитыми, а еще более — взятыми в плен и без промедления подвергнутыми казни. Шесть пушек достались Долгорукому, который, расположившись лагерем близ города Арзамаса, творил строгий суд над мятежниками. Место сие являло зрелище ужасное и напоминало собой преддверие ада. Вокруг были возведены виселицы, и на каждой висело человек 40, а то и 50. В другом месте валялись в крови обезглавленные тела. Тут и там торчали колы с посаженными на них мятежниками, из которых немалое число было живо и на третий день, и еще слышны были их стоны. За три месяца по суду, после расспроса свидетелей, палачи предали смерти одиннадцать тысяч человек. Долгорукий, оставаясь сам на месте расправы, разделил войско свое на несколько отрядов, которые преследовали, разбивали и рассеивали Стенькиных казаков. Спасением для России и великой милостью божией было то, что мятежники разделились и не могли решить между собой, кому вверить главное командование. Ибо ежели бы силы мятежников, число которых умножилось до двухсот тысяч человек, соединились и действовали согласно, нелегко было бы государеву войску противостоять им и одолеть их. < …> Среди прочих пленных была привезена к князю Юрию Долгорукому монахиня в мужском платье, надетом поверх монашеского одеяния. Монахиня та имела под командой своей семь тысяч человек и сражалась храбро, покуда не была взята в плен. Она не дрогнула и ничем не выказала страха, когда услыхала приговор: быть сожженной заживо. Бегство из монастыря считается у русских преступлением ужасным, караемым смертью. Прежде чем ей умереть, она пожелала, чтобы сыскалось поболее людей, которые поступали бы, как им пристало, и бились так же храбро, как она, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять.
Перед смертью она перекрестилась на русский лад: сперва лоб, потом грудь, спокойно взошла на костер и была сожжена в пепел. И еще был приведен на суд один из главных Стенькиных сподвижников, первый его советчик, который был ему во всем опорой. Казнили его так: сперва отрубили руки и ноги, потом отсекли голову и повесили. Захваченных в плен имели обыкновение, вздернув на дыбу, спрашивать, ради чего замыслили они мятеж. Те отвечали, что намеревались они взять город Москву и истребить всех дворян и прочих господ. Девизом их было слово «нечай», т. е. нечаянный, сие было намеком на то, что царевич Алексей Алексеевич как бы сошел к ним с неба нежданно-негаданно. Таким образом князь Юрий Долгорукий в три месяца положил конец мятежу в местности, расположенной по реке Дон, но в иных местах пожар еще не утих, когда государь призвал его назад со всей его армией. А тем временем его величество государь повелел князю Константину Щербатову выступить в Тамбов и усмирить свирепствовавших там мятежников, что милостью божией и было совершено. И так при помощи виселиц, костров, плахи, кровавых расправ (сверх казни одиннадцати тысяч, произведенной руками палачей) и того, что в сражениях истребили не менее ста тысяч человек, все пришедшие в колебание и взбунтовавшиеся земли были снова приведены к повиновению. Но возвратимся к Стеньке. Будучи разбит и обращен в бегство под Симбирском, он избрал себе пребыванием вольные просторы и оставался некоторое время в пустынной степи, передав одному из сообщников своих по прозванию Чертов Ус (что означает «сустав дьявола») власть над Астраханью. Стенька меж тем скитался по степи, покуда наконец не был захвачен и отвезен в Москву казачьим предводителем Корнилой Яковлевым и теми донскими казаками, которые хранили верность царю. Корнила Яковлев доводился Стеньке крестным отцом и всегда был почитаем им как родной отец, оттого Стенька и думать не мог, что человек сей замыслит против него худое. Но тот, кто был столь вероломен к своему государю, достоин подобной участи. < …> В миле от Москвы Стеньку ожидала заготовленная для сего случая телега, дабы привезти его в Москву, как он того заслуживал. В задней части телеги была воздвигнута виселица, с мятежника сорвали бывший на нем до того шелковый кафтан, обрядили в лохмотья и поставили под виселицу, приковав железной цепью за шею к верхней перекладине. Обе руки его были прикованы к столбам виселицы, ноги разведены. Брат его Фролка привязан был железной цепью к телеге и шел сбоку ее. Таким образом прибыл Стенька с братом своим в город Москву, где ожидало его великое множество народа высокого и низкого звания. < …> Обоих мятежников предали пытке, но в чем признались они, никому не ведомо, известно лишь, что Стенька горько сетовал на смерть брата своего, повешенного ранее по приказанию Юрия Долгорукого. Фролка, другой брат его, будучи пытаем, оказал великую слабость духа, и Стенька, подойдя к нему, дабы укрепить его, сказал, что должно помнить ему, сколь многим пользовался он в жизни, что долго жил он среди друзей в чести и славе и имел под началом тысячи и тысячи, а потому надлежит ему нынче принять тяжелую долю свою с терпением. Есть у русских такой род пытки: они выбривают у злодея макушку и по капле льют туда холодную воду, что причиняет немалые страдания. Говорят, когда Стеньку и брата его обрили, Стенька сказал: «Слыхал я, будто только людей ученых обривают в священники, мы с тобой оба неученые, а все же дождались такой чести, и нам обрили макушку». Спустя четыре дня по прибытии в Москву повезли его с братом в крепость к месту казни. Там прочли ему смертный приговор, в котором перечислялись главные его злодейства. Стенька слушал приговор с видом безучастным и не проронил ни слова, а лишь стоял, потупя глаза в землю. Когда пришло время палачу приступить к делу, Стенька несколько раз перекрестился, обратившись лицом к церкви Пречистой богородицы казанской, что означает пресвятой божьей матери казанской. После того поклонился он трижды на три стороны собравшемуся народу, говоря «прости», что выражает просьбу о прощении. И вот зажали его промеж двух бревен и отрубили правую руку по локоть и левую ногу по колено, а затем топором отсекли ему голову. Все было совершено в короткое время с превеликой поспешностью. И Стенька ни единым вздохом не обнаружил слабости духа. Брат его, придя на место казни, крикнул, что знает он слово государево, — так говорят, когда намереваются открыть тайну, которая может быть объявлена лишь самому царю. Когда спросили, что он имеет сказать, Фролка ответил, что про то никому нельзя знать, кроме государя. По той причине казнь отложили, и есть слух, будто открыл он место, где брат его Стенька зарыл в землю клад. Таков был конец Стеньки Разина. Говорят, что сподвижник его Чертов Ус, которому он передал власть над Астраханью, снова возмутил народ и предал смерти митрополита и других людей, противившихся замыслу его. Господь всемогущий, да ниспошлет великому государю Алексею Михайловичу победу надо всеми его врагами. Архангельск, сентября 13/23 дня 1671 года. На корабле «Царица Эсфирь».
Записки иностранцев о восстании Степана Разина. - Л., 1968. - С. 110-113, 115
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|