Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Предглобалистика конца XVIII и XIX веков: основные представители и идеи.




БИЛЕТ 1

1. Предглобалистика конца XVIII и XIX веков: основные представители и идеи.

Н. Кондорсе (1741-1794), «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», 1795

· убеждение в том, что достоверность человеческого знания ограничена.

· При этом главным способом оптимизации и улучшения жизни людей (в контексте возможности бесконечного совершенствования последней) полагал использование математического аппарата в решении как социальных, так и повседневных житейских проблем. " Существуют надежные средства нахождения очень большой вероятности некоторых случаев и установления степени этой вероятности в огромной их массе".

· Прогресс разума, по К., предполагает единство истины, счастья и добродетели (свободы и естественных прав человека). Прогресс закономерен, подчинен общим законам развития, которые фактически являются законами развития человеческих способностей. По мнению К., каждое разумное существо приходит к аналогичным идеям в сфере морали, как и в области геометрии

· прогрессом становится сам прогресс как безграничность совершенствования.

• Ключевые идеи: Естественное право и Либеральный прогрессизм

· Факторы улучшения человеческого рода:

o Уничтожение неравенства между нациями

o Прогресс равенства между различными классами внутри народа

o Совершенствование природы человека (развитие разума и свободы)

· Борьба с деспотизмом, антигуманизмом и невежеством подразумевала слом феодального общества, абсолютистско-бюрократического государства и ограничения роли христианской церкви.

· Распространение глобальной системы:

· Кондорсе выделил 10 стадий развития человечества эпох " прогресса человеческого разума".. 10 стадия – либеральный строй США (после достижения независимости) и Франция (после революции 1789 г. ) распространится по всему миру, благодаря торговле и просвещению. Другие страны встанут на путь либерального развития добровольно, не путем колонизации. Последняя эпоха, согласно К., открывается французской революцией и будет характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека.

· люди не должны делиться на правителей и поданных. =>  считал правомерным выводить основные права человека.

· высоко ценил философское миропонимание Локка: Локк первым обозначил границы человеческого познания и " этим методом скоро стали пользоваться все философы, и, именно применяя его к морали, политике, общественной экономии, они получили возможность следовать в области этих наук путем почти столь же верным, как в области естественных наук".

 

А. Сен-Симон (1760–1825), «Катехизис промышленников», 1823-1824 и другие произведения.

Коллизия современного общества:

•   борьба «теологической и феодальной системы» и «научной и промышленной системы»

•   борьба основных классов населения: феодалов-военных, промышленников (предпринимателей, рабочих, крестьян) и промежуточных между ними буржуа (незнатные землевладельцы или военные, юристы)

Французское общество превратилось в промышленное, а власть осталась феодальной. Нужно заменить власть на промышленную монархию (монарх правит в интересах промышленников), прогресс должен быть основан на индустрии, науке и искусстве. Смена режима во Франции должна повлечь за собой аналогичные изменения в Англии. Так как промышленные мощности этих двух стран больше, чем всех остальных вместе взятых, то остальные народы начнут также переходить к промышленному строю под руководством объединившихся Англии и Франции. Итог – объединение человечества на основаниях утопического социализма.

 

О. Конт

Решение всех проблем современного общества:

•   Переход всего человечества к позитивной или индустриальной стадии развития вслед за Францией

•   Достижение духовного единения человечества

•   Растворение индивида в обществе

•   Позитивистская церковь, исповедующая культ «Верховного Существа» (единства человечества во всех его поколениях) – орудие преобразования.

" Закон трех стадий" - те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

 

Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т. п. Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют. Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т. е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

Т. к. в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Сам Конт говорит так: " Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова почему словом как".

К. Маркс и Ф. Энгельс, «Манифест коммунистической партии», 1848

Маркс и Энгельс объясняли становление единого человечества развитием капиталистического способа производства. На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя зависимость наций друг от друга (как в сфере материального, так и в сфере духовного производства).

Буржуазия совершенствует свои средства производства и пути сообщения, снижает цены на свою продукцию, заставляя всё больше наций принять буржуазный способ производства. Таким образом, капитализм становится мировой силой и подлежит снятию мировой революции, которую должен осуществить мировой пролетариат, так как человечество должно объединиться на основе капитала, а после мировой революции развиваться как единое на основе коммунистического строя.

всемирный исторический процесс представляется как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой, прежде всего, по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от 1-го бесклассового общества - первобытнообщинного строя, через классовые - рабовладение, феодализм, капитализм - к новому бесклассовому – коммунизму.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...