Показывайте последствия совершаемых поступков.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ПЕДАГОГИКА Учебное пособие
Владивосток
Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие для специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятии» 061100 «Менеджмент»
Владивосток Издательство ВГУЭС
ББК 74
Учебное пособие по дисциплине «Педагогика» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначено для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии» и 061100 «Менеджмент» всех форм обучения.
Составитель: Олешкевич Н.А., канд. филос. наук, доцент кафедры философии и психологии
Утверждено на заседании кафедры философии и психологии
Рекомендовано к изданию методическим советом института международных отношений и социальных технологий ВГУЭС
Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2007 ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие составлено в соответствии с одним из наиболее актуальных векторов развития системы образования, направленным на изменение обучающей среды, в которой формируются профессиональные и личностные качества человека. Задача и проблема обучающей среды в том, чтобы стать активной, создать условия, для того, чтобы обучающийся проявил себя. Для этого используются и активные формы обучения, имитирующие различные аспекты профессиональной деятельности, предлагая не информацию о деятельности плюс немного деятельности, как в классическом образовании, а имитацию деятельности, основанную на информации. В этой формуле, по сути, и заключается то самое качественное изменение содержания российского образования, о котором сейчас так много говорится. Качество образования сегодня понимается как соответствие образовательного результата запросам личности, общества и государства.
На наш взгляд, в современной социально-экономической ситуации только анализ запросов рынка труда, запросов учащихся и их родителей и последовательное проведение в жизнь государственной политики в области образования позволяет конституировать обобщенный образ современного образованного человека, отличительным качеством которого является конкурентоспособность на рынке труда, во многом зависящая от его способности овладевать новыми технологиями и адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Формализуется этот обобщенный образ в наборе профессиональных и личностных качеств, необходимых человеку для работы по специальности, называемых в педагогической литературе «компетенциями» или «компетентностями». Здесь имеется в виду готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной профессиональной задачи. В основу формирования компетенции личности ложится результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности и набором интеллектуальных реакций в рабочих ситуациях. Реализация на практике нового подхода в образовании связывает во едино философию образования, образовательную политику и образовательную технологию. Философия образования дает ответ на вопрос: «Для чего учить?», определяя место человека в мире. В этом отношении программы бакалавриата прежде всего направлены на получение профессии, поэтому учить, на наш взгляд, нужно в целях наработки профессиональных и личностных качеств, гарантирующих адаптацию в меняющемся мире.
Образовательная политика отвечает на вопрос: «Чему учить?», задавая координаты развития образовательной системы и формулируя результаты образования. В этом направлении, на наш взгляд, необходимо освоить базовые определения и разделы педагогики, позволяющие ориентироваться в гуманитарных самокоментирующихся практиках. Мы стремились к максимально сжатому аксиоматическому формулированию основных положений изучаемых тем, полагая, что, усвоив азы, можно будет разворачивать соответствующий комментарий. Образовательная технология отвечает на вопрос: «Как учить?», разрабатывая способы формирования востребованных рынком труда профессиональных и личностных качеств. Дисциплина «Педагогика» для бакалавров-экономистов и менеджеров является дисциплиной по выбору в системе профессиональной подготовки студентов в области экономики и менеджмента. Данная дисциплина изучается на 2 курсе бакалавриата параллельно с философией и психологией и позволяет студентам понять, как строится их обучение.
Тема 1. Педагогика как наука
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который сопровождал его в школу. Учителями в школе тоже часто были рабы, взятые в плен в просвещенных городах. Позже слово «педагогика» стало понимается искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие, то есть педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Так появились – «андрогогика» (от греч. «андрос» – мужчина и «аго» – вести), «антропогогика» (от греч. «антропос» – человек и «аго» – вести) и акмеология (от греч. «акме» – острие и «логос» – знание, т.е. знание о развитии своих способностей в течение жизни). Сегодня педагогика понимается как наука овоспитании человека и образовании. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие, а «образование» как целостное воззрение на мир, полученное в результате обучения в учебных заведениях различного типа.
Цель наукипедагогики – накопление и систематизация научных знаний о воспитании и образовании человека. Функция педагогики – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Предмет педагогики – воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования и обучения. Источниковедческой базой педагогики являетсямноговековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народных традициях воспитания и обучения; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания и обучения.
1.1. Базовые понятия педагогики
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Человек подвергается воспитательному воздействию со стороны общества в целом и со стороны специальных общественных институтов. Общественное воспитательное воздействие заключается в передаче накопленного опыта от старших поколений к младшим – это и известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы. В педагогической литературе под общественным воспитанием принято понимать направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. Педагогическое воспитательное воздействие возможно только в пределах специально организованного, целенаправленного и управляемого воздействия ученического коллектива, с одной стороны, и группы воспитателей – с другой, на воспитуемого с целью формирования у него необходимых для жизни в данном обществе поведенческих качеств. Осуществляется педагогическое воспитание в учебно-воспитательных учреждениях и охватывает не только отдельные предметы и коллективные мероприятия, но и весь учебно-воспитательный процесс. В педагогической литературе под воспитанием понимается процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Обучение – специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний и умений, формирование навыков, компетенций и мировоззренческой позиции, а также на развитие способностей обучаемых, соответствующих образовательной цели. Основу обучения составляют знания, умения, навыки и компетенции. Знание – проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий. Это вид информации, отражающей опыт специалиста (эксперта) в определенной предметной области, его понимание множества текущих ситуаций и способов перехода от одного описания объекта к другому. Знания формируются в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования и жизненного опыта. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умение — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия по определенным правилам на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях (при этом задействуется освоенный субъектом способ выполнения действия). Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и доведенный до автоматизма путем многократного упражнения. В основе формирования навыка лежит образование временных связей и выработка динамического стереотипа. Устойчивость навыка зависит от особенностей памяти. При автоматизированном навыке выбор параметров операций и контроль за их сменой осуществляется подключения мышления, т.е. не создают для работающего проблемной ситуации. Образование (в буквальном смысле – формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах) – это объем систематизированных знаний, умений, навыков и способов мышления, которыми овладел обучаемый в результате целенаправленного процесса воспитания и обучения.
Основной путь получения образования – обучение в различных учебных заведениях. Существенную роль в усвоении знаний, умственном развитии человека играют также самообразование, участие в культурных и общественных мероприятиях и акциях, а также различные виды практик и стажировок. Под образованием в экономическом смысле принято понимать отрасль экономики, объединяющую учреждения и предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы или подготовкой кадров. Различают общее (формирующее общие знания о мире и позволяющее освоить виды деятельности, необходимые для жизни в обществе) и профессиональное (готовящее человека к определенному виду трудовой деятельности) образование, которое обязательно должно быть подтверждено аттестатом или дипломом об окончании соответствующего учебного заведения. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Для описания результатов образования педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие». Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических и психологических. Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в человеке, связанный с переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В последнее десятилетие в педагогике для описания результатов образования используется понятие «компетенция». Содержание этого понятия до конца не устоялось, но в самом общем виде оно выглядит следующим образом. Компетенция (от лат. сompeto – добиваюсь, соответствую, подхожу) – теоретический и практический результат образования, представляющий собой единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью. В основе формирования компетенции лежит трансформация личностных качеств человека, его задатков и способностей в соответствии с требованиями профессии, в результате чего человек в своей практической деятельности сможет реализовывать определенную совокупность полномочий, прав и обязанностей государственного органа, должностного лица или органа общественной организации. 1.2. Методы педагогики и связь педагогики с другими науками
Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Учение о методе составляет особую область знания – методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Методология относится и к теоретической, и к практической деятельности человека. Методология учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки и т.п. Метод, выбираемый ученым, напрямую зависит от его мировоззрения. Мировоззренческие основы педагогики раскрывают философская антропология и философия образования. Человек в философской антропологии понимается как самостоятельное и свободное существо, творчески воздействующее на объективные сферы бытия и поэтому конкретно-научное познание человека должно исходить из философского понимания сущности человека и его места в этом мире. Основополагающим для педагогики является различение в рамках философской антропологии естественнонаучного и гуманитарного подходов в объяснении и понимании человека. В отечественной психологии на такое различение лишь указывается, но оно не выступает основой определения метода познания человека. В методологическом плане это различение имеет принципиальное значение, поскольку каждый из подходов представляет собой специфическое понимание идеалов и норм исследования, исходит из определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования и использования знаний. Естественнонаучная парадигма * в познании сложилась в эпоху Просвещения и опирается на естествознание и механику Ньютона. Объективность познания мира, согласно положениям естествознания, достижима при условии, если из описания и объяснения исключается все, что относится к исследователю и процедурам его познавательной деятельности. Естественнонаучная парадигма (как образец познания мира) ориентирована на предметное и объектное исследование действительности. Свойства объекта полностью определяются состоянием и свойствами его частей. Естественнонаучно объяснение выглядит как поиск механических причин, лежащих в основе наблюдаемого явления. Научное познание природного мира и человека строится при помощи наблюдения и экспериментирования. Исследователь занимает по отношению к объекту познания позицию беспристрастного наблюдателя. Индукция – логическое умозаключение, представляющее собой переход от достаточного количества сходных единичных отдельных фактов к обобщению, от единичных случаев к общему выводу, и дедукция – логическое умозаключение, служащее основанием для утверждения причинной связи в изучаемом объекте, условием формулирования общего правила от общего к частному, – гарантируют истинность выводов. Содержание знания имеет единое для всех общее значение. Важным способом построения знания в естествознании является гипотеза, состоящая в выдвижении предположения об устройстве объекта, с ее последующей проверкой в эксперименте. Формулирование гипотез и их последующая опытная проверка составляет неотъемлемый атрибут естествознания. Проверяемость и воспроизводимость результатов научного исследования и есть критерии его истинности. Естествознание ориентировано на выявление общих зависимостей и законов, на построение типов, на подведение единичных случаев и фактов под общую зависимость. Единичность и индивидуальность не составляют область исследования естествознания. При построении типологии, классификаций, законов и т.п. широко практикуются математические, количественные методы обработки полученных данных. Основным критерием естественнонаучного познания служит использование полученных результатов на практике. Многие современные направления в педагогике строятся в соответствии с естественно научной парадигмой. При этом естественнонаучное изучение человека, его внутреннего мира принципиально не отличается от исследования в нем природных явлений. Человек рассматривается как объект в ряду других объектов. Как и объекты природы, человек ставится исследователем под контроль и превращается в источник информации. Для получения искомых знаний над ним совершают различного рода операции, подвергают эксперименту и т.п. В процессе исследования ученый-естествоиспытатель активен: он определяет цели, процедуры опыта, варьирует условия, устанавливает нормы поведения испытуемого. Человек – объект в таком исследовании пассивен, он должен точно следовать данной ему инструкции, отвечать на поставленные вопросы, информировать о процессах, состояниях и т.п. Он существует отстранение от исследователя, а последний изучает его беспристрастно, с внешней позиции, строит объективное знание. Именно поэтому объективный подход к человеку с позиций естествознания не может полноценно изучать человеческую субъективность как таковую, не способен постичь индивидуальность личности, ее духовную сущность. Естественнонаучная парадигма используется отдельными областями педагогики, изучающими психофизиологические проблемы обучения и воспитания. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека – развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем во многом определяют размер учебной нагрузки, уровень сложности осваиваемых упражнений и пр. Из наиболее распространенных естественнонаучных методов в педагогике используется эксперимент. Без него нельзя обойтись, когда надо проверить какой-либо частный вопрос, или в случае, если для получения необходимых данных надо обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемыми, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия. Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретировании индивидуальных, общественных или исторических событий. Но в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые. Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п. Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Гуманитарное познание представляет собой ценностно-смысловое освоение человеческого бытия. Прибегать к ценностным оценкам явлений природы бессмысленно, так как вещи и явления природы не добры и не злы. Гуманитарное знание – это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного. Объекты гуманитарного знания – общество, человек – постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. В отличие от естествознания, утверждающего единственность истины («точность» науки), в гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво, меняется от эпохи к эпохе. Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом. Одним из основных способов познания человека и его «второй природы» является понимание. Понимание исторического события, произведения культуры, внутреннего состояния другого человека предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, своеобразное его вживание в изучаемую реальность. Понимание – это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Неотъемлемым моментом понимания является личный опыт исследователя, его нравственные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, его отношение к познаваемому. Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход. При этом подходе человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов. «Любой объект знания (в том числе человек), – писал М. М. Бахтин, – может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим». При диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения. Эта особенность отличает гуманитарное познание от естественнонаучного, при котором объект изучения остается тождественным себе на всем отрезке исследования. С этим связана ограниченность в применении количественных методов при изучении гуманитарной сферы. Гуманитарная парадигма, субъектный подход совершенно необходимы в человековедческих сферах и особенно в педагогической деятельности. Отношение педагога к ученику как к объекту обучения и воспитания делает педагогический процесс бесчувственным и безличным. В рамках такой педагогики становится невозможным понимание человеческой субъективности и полноценное развитие человеческого в человеке. Из гуманитарных наук к педагогике ближе всего психология. Психологию в основном интересует само развитие психики, а педагогику – эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Частичная интеграция этих наук привела к возникновению пограничных отраслей – педагогической психологии и психопедагогики. Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. У наук, имеющих совершенно различные и далекие области исследования, находится немало точек соприкосновения, из которых часто возникают новые перспективные направления. Например, отрасли, возникающие на стыке педагогики с точными и техническими науками, – кибернетическая, математическая и компьютерная педагогика. В силу того, что процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер, к их изучению применяются ощегуманитарные методы – массовые опросы участников устные (интервью) или письменные (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования. Рассмотрим некоторые из наиболее часто используемых методов. Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов, дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. Сейчас в педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного ответа, и закрытые, в которых надо выбрать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилию испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д. Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его преимущество – возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов. Тестирование – это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, надо указать прежде всего на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня облученности – выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным дисциплинам. Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое – для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе – для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются. Статистический метод содержит следующие конкретные методики: регистрация – выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества; ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.); шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основных градации измерительных шкал: 1) шкалы наименований (или номинальные); 2) шкалы порядка (или ранговые); 3) интервальные шкалы; 4) шкалы отношений. Все более мощным преобразующим средством педагогических исследований становится моделирование. Научная модель – это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования – целостность представления информации. Моделирование успешно применяется для решения следующих важных задач: · оптимизации структуры учебного процесса; · улучшения планирования учебного процесса; · управления познавательной деятельностью, учебно-воспитательным процессом; · диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.
Задания к семинарскому занятию
1. Напишите небольшое эссе на тему: «Значение гуманитарных и естественнонаучных знаний для моей будущей профессии». 2. Ознакомьтесь с методикой изучения самооценки личности с помощью ранжирования [1, с.283 – 285]. Составьте список из 20 качеств, необходимых, на ваш взгляд, для вашей будущей профессии. Произведите ранжирование.
Тема 2. Исторические формы педагогики
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия и многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни. Некоторые педагоги считали, что истоки воспитания находятся в мире животных, то есть что животные тоже учат своих детенышей: птицы учат плаванию, бобр - строительству плотины, медведи – лазанию по деревьям. Француз Шарль Летурно предполагал, что у животных существует семейное и общественное воспитание, как и у людей. Русский академик И.П.Павлов опротестовал эти выводы, доказав, что если в человеческом обществе воспитание идет на базе условных рефлексов, то в животном мире – безусловные рефлексы, то есть у животных это нельзя рассматривать как воспитание, а только как инстинкт. У человека же происходит сознательная передача опыта. Общество не может отказаться от воспитания, не обрекая себя на застой. Воспитание зарождается с возникновением общества. К.Маркс считал воспитание вечной категорией, которая носит исторический характер и определяется существующими общественными отношениями и материальными условиями. Появление воспитания как преднамеренной и целеустремленной деятельности относят к возникновению человеческого общества. О том, как происходило воспитание в первобытных культурах, мы можем составить представление на основе наблюдений за племенами, которые сохранили пережитки родового строя. У них обнаружены определенные элементы воспитания при добыче пищи, строительстве жилищ, искусстве. Как правило, в этих племенах существуют специальные люди для обучения. Обучение происходит в процессе приобщения к привычным видам деятельности (охоте, рыбалке, выделке шкур, постройке жилищ и пр.). Воспитание носит универсальный характер, то есть все получают одинаковое воспитание. Различия существуют только половые и возрастные. Завершение периода обучения и воспитания в родовых культурах связано с обрядами инициации (посвящения во взрослую жизнь). С появлением письменности обучение становится более организованным и целенаправленным. Около 3 тысячелетия до н.э. обучение грамоте переносится в школы. Это происходит в период появления первых цивилизаций, когда общество разделилось деления общества на касты. Процесс воспитания и образования становится кастовым: школы для всех, школы для привилегированных (военных и жрецов). В простых школах изучали грамоту, письмо и религию. Детей из привилегированных семей, кроме того, обучали риторике, политике и философии. Школы для воинов ставили перед собой задачу физического военного воспитания. Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли в Древней Греции. Особенно выделялись две системы воспитания: спартанская и афинская. В Спарте главной была общественная система воспитания. Дети с 7 до 15 лет вне семьи учились чтению, письму, счету и очень много занимались военно-физической подготовкой. В возрасте с 15 до 20 лет юные спартанцы получали музыкальное воспитание (хоровое пение), не прекращая усиленную физическую и военную подготовку. Особое внимание в спартанских школах уделяли умению метко и кратко отвечать на заданные вопросы. По преданию, этим искусством особенно славились жители Лаконии, отсюда пошло известное выражение «лаконичный стиль». В возрасте около 20 лет молодые спартанцы подвергались итоговым испытаниям, главным из которых было испытание на выносливость: юношей публично секли у алтаря Артемиды. Выдержав испытание, они получали оружие, становились полноправными спартанцами и начинали принимать участие в систематических избиениях рабов с целью держать их в постоянном страхе. Спартанская система применялась и для девушек, правда, в облегченном и в укороченном варианте. Кроме традиционных, таких как домоводство, уход за детьми, музицирование, существовала специальная система военно-физических упражнений для девушек. Чтобы их будущие дети были здоровы и крепки, они должны были позаботиться об укреплении здоровья путем соответствующей тренировки своего тела: бегать, прыгать, бороться, бросать диск, метать копье. Некоторые принципы спартанского воспитания пережили века и с поправкой на современные нормы: выносливость, непритязательность, скромность культивируются и в нашей жизни, особенно в военных учебных заведениях. Более полной и развитой по сравнению со спартанской была афинская система воспитания. Дети в Афинах до 7 лет находились в сфере домашнего воспитания. Воспитание девочек этой сферой и ограничивалось. А мальчики с 7 лет обучались в частных и платных школах. В школе грамматиста они учились основам грамоты, а несколько позже одновременно занимались музыкой, пением, декламацией в школе кифариста. С 12-16 лет подростки в школе палистра занимались гимнастикой и пятиборьем (бег, борьба, прыжки, метание копья и диска). Юноши из наиболее знатных семей с 16-18 лет продолжали образование в гимназиях, где изучали философию, литературу, политику. Самый высокий уровень образования давала эфибия, куда поступали юноши в 18-20 лет. В эфибии юноши продолжали изучение политических наук, изучали законы Афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание двухлетнего курса в эфибии означало, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин. Аристократический характер афинского образования проявлялся не только в том, что оплатить его могли только очень богатые люди, но и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который был только уделом рабов. Первые систематические изложение педагогической системы обучения появились в Древней Греции и Риме. Преподаватель римской школы ораторов – Марк Фабий Квинтилиан (42
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|