Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Философия Древнего Китая




УТВЕРЖДАЮ

Ректор БГУ

________________ В.И.Стражев

(подпись) (И.О.Фамилия)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-______/уч.

Философия Древнего Востока

Учебная программа для специальности:

Философия»

 

 

Срок действия учебной программы – до 2011г.

 

 

   
СОГЛАСОВАНО Председатель УМО вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию ________________ В.Л. Клюня (подпись) (И.О.Фамилия) ________________________ (дата)  

 

   

 

 

2008 г.


 

Составители:

Т.Г. Румянцева, доктор философских наук, профессор кафедры философии культуры БГУ

 

Рецензенты:

М.А. Можейко, доктор философских наук, профессор кафедры философии Белорусского государственного университета культуры и искусств

И.А. Медведева, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки БГУ

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой философии культуры БГУ

(протокол № 8 от 16.05.2008г.)

 

Научно-методическим советом БГУ

(протокол № 4 от 22.05.2008г.)

Научно-методическим советом по гуманитарным специальностям

учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию

(протокол № 4 от 25.06.2008г.)

 

 

Ответственный за выпуск: Т.Г. Румянцева

 

 

   

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа по дисциплине «Философия Древнего Востока» разработана на основе образовательного стандарта и типового учебного плана по специальности «Философия». В ней рассматриваются основные закономерности процесса возникновения философии на Востоке. В процессе изучения данного курса студенты знакомятся также с историей, культурой, мифологией и религией Древнего Китая и Древней Индии, основными идеями, развиваемыми в рамках доминирующих философских школ этих регионов.

Данный курс является органическим элементом профессиональной историко-философской подготовки студентов-философов и находится в прямой взаимосвязи с базовыми философскими курсами: «Философская антропология», «Социальная философия», «Метафизика и онтология», «Теория познания и философия науки», «Этика», «Эстетика», «Религиоведение», «Культурология».

Цель курса:

· Ознакомить студентов с основными идеями, важнейшими направлениями и спецификой философии Древнего Востока.

Задачи курса:

· выявить главные предпосылки формирования философской мысли Древнего Востока, ее взаимосвязь с западноевропейской философской мыслью;

· изучить наиболее значимые тексты, репрезентирующие основные идеи философии Древнего Востока;

· раскрыть степень актуальности философского наследия Древнего Востока в контексте современной культуры;

· сформировать у студентов навыки философского анализа прочтения философских текстов.

В результате изучения курса студенты должны знать:

· важнейшие направления и школы развития философской мысли Древнего Китая и Индии;

· основные идеи ключевых персоналийфилософии Древнего Востока.

В результате изучения курса студенты должны уметь:

· объяснять специфику взаимодействия религиозно-мифологического и философского мышления в культуре древнеиндийской и древнекитайской философии;

· эксплицировать значение и содержание важнейших концептов философии Древнего Востока.

На изучение данной дисциплины в соответствии с типовым учебным планом отводится 166 часов, из них 68 часов ­– аудиторные, которые примерно распределяются по следующим видам учебных занятий.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование темы Лекции Сем. КСР Всего
1. «Восток – Запад»: история и суть проблемы          
2. Специфика процессов возникновения философского знания в древних культурах Востока и Запада            
3. Предфилософия в религиях и мифологии стран Ближнего Востока (Древний Египет, Вавилония, Иран          
4. Философия Древнего Китая          
5. Философия Древней Индии          
6. Сравнительный анализ основных парадигмальных установок древневосточной и античной философии     Всего:            

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. «Восток – Запад»: история и суть проблемы

Понятия «Восток» и «Запад». Многомерность проблемы соотношения «Востока – Запада», ее различные аспекты и измерения: территориально-географический, экономический, политический, культурологический, религиозный. Отражение данной проблемы в истории философии и культуры. Современное состояние проблемы «Восток – Запад» в условиях глобализации. Компаративистская философия в поисках преодоления оппозиции «Восток-Запад».

 

Тема 2. Специфика процессов возникновения философского знания в древних культурах Востока и Запада

Возникновение первых цивилизаций Древнего Востока в III-II тысячелетиях до н.э. Особенности развития цивилизаций Древнего Востока в условиях «века бронзы». Сравнительный анализ азиатского и античного способов производства и присущих им духовных форм. Появление первых философских учений в Древнем Китае, Индии и Греции. Специфика древневосточной философии: ее тесная связь с мифологическим сознанием, традиционализм, увековечивание связанных с «веком бронзы» духовно-мировоззренческих форм.

 

Тема 3. Предфилософия в религиях и мифологии

Стран Ближнего Востока (Древний Египет, Вавилония, Иран)

Особенности первых классовых обществ на Ближнем Востоке. Достижения народов Египта и Вавилонии в области материальной и духовной культуры. Жрецы и их роль в развитии духовной жизни общества. Появление письменности и возникновение специальных научных знаний. Зарождение математики, достижения вавилонской и египетской астрономии и астрологии. Основные мифы Египта и Вавилонии. Понятие предфилософии и ее элементы в вавилонской и египетской литературе. Теокосмическая поэма «Энума-Элиш». Появление скептических представлений о посмертной судьбе человека в «Эпосе о Гильгамеше», «Поэме о страдающем праведнике», «Песне арфиста», «Беседе господина и раба».

Мифология Ирана и элементы предфилософии в ней.

 

Тема 4. Философия Древнего Китая

Краткий очерк истории и культуры Древнего Китая. Особенности древнекитайской истории и культуры: пространственная и хронологическая протяженность, обилие литературных памятников, иероглифическое письмо, отличные от европейских логика дискурса и стратегии смысла. Политическая напряженность истории Древнего Китая, определившая ряд особенностей китайской философии. Специфический характер религиозных верований и отношения китайцев к своим богам. Древнекитайская культура как культура Дао. Небо-Человек-Земля – три начала, лежащие в фундаменте этой культуры.

Первые литературные памятники Древнего Китая: И цзин (Книга перемен), Шицзин (Книга песен), Шуцзин (Книга историй), Лицзи (книга обрядов), Чуньцю (Летопись). Древнекитайская мифология. Учение о силах «инь» и «ян» и пяти первостихиях, миф о сверхъестественном человеке Пань-гу. Возникновение древнекитайской философской мысли. «Золотой век» (5-3 вв. до н.э.) этой философии и ее классические школы: конфуцианство (школа «служилых людей»), даосизм, легизм (школа «законников»), моисты, натурфилософы. Специфика древнекитайской философии: утилитарно-практический характер разбираемых здесь проблем; ориентация на социально-политические, государственно-административные и этические вопросы; отсутствие взаимодействия между философским и естественнонаучным знанием; тесная связь философии с мифологией; использование нумерологии в качестве одного из главных методов составления и структурирования текста.

Конфуций (Кун-цзы, около 551 – 479 до н.э.) и его эпоха. Образ мудреца в китайской традиции. Основополагающие категории конфуцианства: гуманность и человеколюбие (жэнь), благопристойность, соблюдение ритуала (ли). Учение об «исправлении имен» (чжэнмин). Понятие о «благородном муже» (цзюньцзы) как идеальном типаже «служилого человека». Учение об управлении обществом и государством. Последователи Конфуция – Мэн Цзы (около 372-289 гг. до н.э.), Сюн Цзы (около 313-238 гг. до н.э.). Неоконфуцианство – Чжу Си (ХII век), Ван Янмин (1427-1529). Постконфуцианство как результат усвоения идей западной цивилизации (20-е гг. ХХ века). Конфуцианство и его роль в современном Китае.

Натурфилософия (инь-ян-цзя) IV-III вв. до н.э. Главный текст китайских натурфилософов «И цзин» и его основные идеи.

Легизм (фа-цзя) – IV-II вв. до н.э. об управлении обществом и государством. Первенство принципа «фа» (закона) в легизме. Противостояние конфуцианства и легизмакак двух основных течений морально-общественной и политической мысли Древнего Китая.

Философский даосизм (дао-цзя) и его место в истории становления даосской традиции. Основные этапы развития даосизма. «Лао-цзы», «Чжуан-цзы» и «Даодэцзин» – важнейшие документы даосской мысли. Основные понятия, конституирующие учение даосов: «Дао» «дэ». Дао как изначальная первосубстанция, первооснова всего сущего; Дао тайное («истинное») и Дао проявленное. Конфуцианское и даосское понимание Дао. Идея о потоке всеобщего становления всех явлений в книге «Даодэцзин». Идеал совершенномудрого в даосизме и его соответствие Дао. Принцип не-деяния (у-вэй) как критерий единения с Дао.

Синтез и взаимовлияние конфуцианства и даосизма. Единство и внутреннее многообразие древнекитайской культуры и философии Исторические судьбы развития древнекитайской философии, ее место и значение в современной культуре Китая.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...